Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

ИТ-отдел современной компании. Оптимизация сфер ответственности

В рубрику "Комплексные решения. Интегрированные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

ИТ-отдел современной компанииОптимизация сфер ответственности

Сочетание двух букв – ИТ (информационные технологии) либо IT (information technologies) используется все чаще с каждым днем. Уже сейчас эта сущность проникает практически в любой производственный или бизнес-процесс, а также фактически пронизывает повседневную жизнь
Виталий Семенов
Системный администратор
компании "Гротек"

Каждый из нас сталкивается с компьютерами, смартфонами, терминалами оплаты услуг. Даже неспециалисты знают, что такое сервер, а электронной почтой пользуется чуть ли не каждый второй дворник, подметающий детскую площадку под нашими окнами.

ИТ-отдел в новой реальности

Реальное значение аббревиатуры ИТ в современной компании давно расширилось по отношению к первоначальному и теперь выходит далеко за границы управления информационными потоками и обработки цифровых данных. Сегодня зона ответственности любого ИТ-сотрудника включает в себя также все, что связано с настройкой и работой компьютерной и оргтехники на предприятии или в офисе. В целом такое положение дел совершенно справедливо и рационально, но с расширением сферы ответственности ИТ-шника растет нагрузка на работников ИТ-отдела, соответственно временные затраты на выполнение поставленных задач существенно возрастают, что приводит к увеличению сроков выполнения работ, а во многих случаях и к простою в рабочих процессах.

Основываясь на личном опыте, могу сказать, что из данной ситуации существует два логичных выхода. Первый – расширить ИТ-отдел, что повлечет за собой дополнительные материальные затраты. Второй – правильно организовать схему работы уже существующего отдела. Конечно, второй вариант выглядит наиболее привлекательно (для начальника отдела и руководителя организации) – его-то и рассмотрим подробнее.

Формирование отдела

Это ключевая задача, которая зависит от численности сотрудников компании/предприятия, а также особенностей сетевой инфраструктуры. И не может решаться отдельно от выявления сфер ответственности – об этом ниже.

В первую очередь определяется, какое количество ИТ-специалистов необходимо для обслуживания ресурсов компании. В данном случае "ресурсы" – это количество задействованных рабочих мест, то есть мест, оснащенных компьютерной техникой.

В мировой практике принято использовать соотношение – не менее двух сотрудников ИТ-отдела на 100 пользователей. Не менее двух означает, что два человека вполне справятся с техническим обслуживанием компании. Конечно, ничто не мешает нанимать дополнительных специалистов, иногда это даже необходимо, но все зависит от конфигурации ИТ-инфраструктуры и оборудования компании, а также от уровня подготовки сотрудников ИТ-отдела.

Распределение сфер ответственности

Чтобы получить максимальную производительность при минимальном количестве ИТ-специалистов, необходимо грамотно установить и распределить сферы их ответственности. Как правило, все ИТ-окружение на предприятии или в офисе делится на несколько основных составляющих:

  1. сеть и оборудование сети; 
  2. компьютерная и оргтехника;
  3. сервисы и ресурсы компании – облачные сервисы, базы данных и корпоративные Web-сайты;
  4. IP-телефония, система контроля доступа и видеонаблюдение

Формирование и распределение обязанностей производится на основании уровня подготовки ИТ-специалистов.

Сетевой администратор
Отделу или сотруднику, который занимается поддержкой работы внутренней сети компании и выполняет функции сетевого администрирования, – сетевому администратору – рекомендуется включать в список компетенций поддержку и контроль работы всего серверного оборудования. Грубо говоря, это не просто заведение новых пользователей в домен и контроль работы файрвола.

Основными задачами сетевых администраторов, особенно в крупных организациях, являются:

  • проверка состояния и периодичности резервного копирования необходимых данных; 
  • плановое тестирование резервного оборудования;
  • размещение резервного оборудования в местах, максимально удобных для "горячей" замены вышедшего из строя устройства;
  • постоянный контроль устройств, подключающихся к внутренней сети

Неукоснительное выполнение этих задач обеспечит стабильность выхода в сеть и работы Интранета компании, повысит уровень безопасности сетевых ресурсов, а также ускорит оперативное восстановление при сбое или отказе оборудования. В том числе рекомендуется включение в сферу ответственности ИТ-сотрудников настройки и контроля работы внутренней АТС.

Обозначенный выше перечень обязанностей сетевых администраторов обусловлен тем, что большинство оборудования, участвующего в описанных процессах, как правило, находится в специально отведенном помещении или серверной. Доступ к серверной комнате должно иметь четко определенное число сотрудников, что позволит избежать непредвиденного вмешательства в работу оборудования.

Системный администратор
Отдел или сотрудник, отвечающий за работу компьютерной и оргтехники, – системный администратор – также должен иметь общее представление об обслуживании внутренней сети. Но ответственность за поддержание ее бесперебойной работы не стоит включать в список его обязанностей.

Основными задачами таких работников должны являться:

  • поддержание бесперебойной работы всей техники компании, к которой имеют доступ сотрудники, не связанные с ИТ-отделом; 
  • проведение опросов пользователей на предмет проблем, возникающих при работе с установленным программным обеспечением и оборудованием;
  • поддержка пользователей при возникновении сбоев в работе оборудования

Особое внимание следует уделять проведению опросов пользователей. Эта процедура позволяет контролировать общий уровень ИТ-подготовки сотрудников компании, выявлять пробелы в работе ИТ-отдела, а также стимулирует сотрудников компании на самостоятельный поиск решения проблем с оборудованием. Удобнее всего осуществлять опросы в формате онлайн-анкетирования.

Программисты и разработчики
ИТ-сервисы, корпоративные сетевые ресурсы (файловые хранилища, Web-порталы и др.), облачные сервисы, базы данных и корпоративные Web-сайты, как правило, поддерживаются сотрудниками с определенной специализацией. Особое внимание нужно обратить на программистов различных баз данных и разработчиков программного обеспечения – они необходимы любой средней и крупной компании, так как являются залогом развития собственных цифровых технологий и уникальных системных решений.

Специалисты такого плана незаменимы при оптимизации рабочих процессов, например при разработке уникального ПО для автоматизации большинства ежедневных действий пользователей (например, составление договоров, составление отчетов о выполненных задачах и др.) и, как следствие, экономии временных ресурсов отделов компании.


При помощи таких специалистов можно зачастую существенно повысить уровень защищенности данных или корпоративной информации. Так, можно ввести в рабочий процесс свою собственную базу данных с поддержкой серверных решений для обмена информацией между сотрудниками (например, оповещение о завершении проекта или запросы необходимой информации) и многоуровневую систему ее защиты.

Аутсорсинг
Обслуживание системы видеонаблюдения и СКУД, контролирующих рабочие помещения, оптимальнее всего отдавать на аутсорсинг. Оборудование указанных систем крайне редко выходит из строя, и держать отдельного специалиста по работе ТСБ могут позволить себе только крупные компании.

Более рациональное решение – обучить всем основным настройкам штатных сотрудников ИТ-отдела, которые будут поддерживать связь с фирмой, осуществлявшей установку и настройку систем безопасности.

Поскольку большинство современных систем безопасности работают на базе серверов и видеорегистраторов, настраиваются и обслуживаются они централизованно. Поэтому вполне логично включить контроль за работой данного оборудования в список обязанностей сетевых администраторов.

Рациональное взаимодействие

Для более корректного взаимодействия между ИТ-специалистами внутри компании рекомендуется вести перечень действий и настроек, выполняемых каждым из них в отдельности.

Для обеспечения наглядности можно использовать внутренний Web-портал или форум, доступ к которому имеют и рядовые пользователи. В таком случае с течением времени формируется своеобразная база знаний, в которой размещаются все рекомендации и инструкции по использованию программ и техники. В организациях с численностью сотрудников более 200 человек целесообразнее применять систему микроблогов, которая может выводить уведомления пользователям на экран компьютера – это дает возможность оперативно уведомлять сотрудников о перезагрузке серверов, выходе из строя какого-либо общего принтера или копира и других сбоях в работе общедоступного оборудования организации.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2012
Посещений: 52457

  Автор

Виталий Семенов

Виталий Семенов

Системный администратор
компании "Гротек"

Всего статей:  2

В рубрику "Комплексные решения. Интегрированные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций