Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Профессиональная цифровая радиосвязь. Требования оперативных служб

Профессиональная цифровая радиосвязь. Требования оперативных служб

В рубрику "Комплексные решения. Интегрированные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Профессиональная цифровая радиосвязь
Требования оперативных служб

В России активно идет процесс создания единых дежурно-диспетчерских служб, объединяющих и координирующих усилия различных организаций, реагирующих на пожары и ЧС. Значение эффективной связи для решения повседневных задач оперативных служб переоценить невозможно. От организации и качества связи зависит быстрота и эффективность реагирования, быстрота и правильность принятия решений на всех уровнях управления
А.М. Теленков
Начальник отдела пожаротушения
и проведения аварийно-спасательных работ
Государственного учреждения города Москвы
"Пожарно-спасательный центр",
спасатель международного класса

Технология беспроводной связи (и в первую очередь радиотелефонной, которая начала быстро развиваться после Второй мировой войны) стала одним из наиболее важных компонентов коммуникационной инфраструктуры оперативных служб. Этому в немалой степени способствовали ее мобильность и независимость от стационарных – и поэтому очень уязвимых – проводных систем передачи и приема информации.

Как правило, большинство оперативных служб развертывают собственные системы профессиональной мобильной радиосвязи (ПМР), что гарантирует безопасность и надежность ведомственных сетей. Под понятием ПМР скрывается широкий спектр самых разных систем двусторонней радиосвязи: от группы радиостанций, работающих в симплексном режиме, до многосайтовых радиосетей, развернутых на различных территориях, зачастую создаваемых для конкретных задач или сервисов.

Однако на сегодня потребности оперативных служб в предоставляемых сетями ПМР сервисах стали намного шире, чем просто обеспечение радиотелефонной связи.

Во многом это определяется ключевой ролью пожарно-спасательных и аварийно-спасательных формирований постоянной готовности (они первыми реагируют на пожары и чрезвычайные происшествия, которые несут угрозу жизни, здоровью людей или сохранности их имущества), а также условиями современного строительства.

В течение последних 5–10 лет в мегаполисах шло активное возведение комплексов высотных офисных и жилых зданий, имеющих развитую подземную инфраструктуру (технические этажи, автостоянки и т.п.). Из-за особенностей применяемых конструкционных материалов и конструкций самих зданий обеспечить непрерывное покрытие обычных систем связи внутри таких комплексов традиционными средствами практически невозможно.

Ключевые требования оперативных служб

Обстановка, в которой приходится работать оперативным службам, требует все более быстрой, безопасной и мобильной связи между отдельными работниками, выездной техникой, подразделениями, группами и центрами управления. Здесь необходимо обеспечить мгновенный беспроводной контакт как между отдельными абонентами, так и одного абонента со многими, гарантировать передачу голоса и данных с высочайшим уровнем безопасности, надежности и доступности.

Причем схема организации связи может меняться в зависимости от характера ЧС, на который в данный момент реагируют службы. В зависимости от складывающейся ситуации и выбранной схемы реагирования* должна происходить взаимная увязка систем связи различных оперативных служб, работающих на месте ЧС.

*На то или иное происшествие могут направляться силы и средства различных служб. Причем даже внутри одной службы это могут быть силы и средства разных подразделений, имеющих отдельные каналы связи.

Пример – пожар на строительном рынке рядом с МКАД. На него реагируют пожарно-спасатльные формирования Московской области и нескольких округов Москвы, медицинские силы Москвы и Московской области, подразделения полиции Московской области, подразделения ДПС Москвы и области. При этом зона, в которой осуществляются действия перечисленных служб, составит несколько километров от места пожара. Каждая служба будет решать свои задачи, но при этом действия всех служб должны быть тщательно скоординированы. Противоположная ситуация – реагирование, например, на столкновение катера и баржи на Москве-реке

Все более востребованными также становятся сервисы, обеспечивающие передачу между абонентами данных о местоположении, видеоряда и иных данных.

Одним из ключевых требований к инфраструктуре ПМР является ее устойчивость к техническим сбоям. Нельзя допустить, чтобы выход из строя одного-единственного элемента повлек за собой нарушение работы всей сети.

Следует предусмотреть различные способы взаимодействия отдельных элементов сети. Например, при выходе из строя одного из сайтов, возможно:

  • маршрутизировать передачу информации через другие сайты, обеспечив покрытие аварийной зоны за счет соседних;
  • некоторые стандарты связи (скажем, ТЕТРА) автоматически обеспечивают покрытие аварийной зоны за счет изменения работы абонентских терминалов;
  • как сказано ниже, перевести радиопередатчик сайта в режим обычного ретранслятора – тогда связь абонентов будет обеспечена внутри зоны.

Если передача информации прервана, локальная базовая станция должна по-прежнему обеспечивать связь в своей рабочей зоне.

На крайний случай у абонентов с мобильными станциями должна оставаться возможность поддерживать прямую связь между собой – как минимум в местном масштабе, без участия сетевой инфраструктуры**.

**Это обеспечивается конструктивными особенностями и соответствующим программированием абонентских терминалов. На некоторых моделях радиостанций есть возможность запрограммировать одну из кнопочек на функцию "Прямой канал", которая обеспечивает переход в режим симплексной связи, обеспечивающий прямую связь между абонентами без участия какой-либо базовой аппаратуры. Радиус покрытия в данном случае, конечно, сокращается до нескольких километров, но непосредственно на месте ЧС службы все же без связи не останутся

Бескомпромиссная зона обслуживания

Одной из главнейших характеристик любой радиосистемы является зона обслуживания. Оперативным службам важно, чтобы мобильная связь обеспечивалась на всей территории обслуживания. Связь должна быть одинаково надежной и качественной в городских и сельских районах, внутри автомобилей и зданий, в подземных сооружениях метрополитена и в транспортных туннелях***.

***Наиболее качественно это может быть обеспечено применением цифровых многосайтовых систем связи. В данном случае конкретные стандарты и протоколы, а также технические особенности передачи сигнала будут определяться исходя из конкретных особенностей объектов или территорий, на которых организуется связь

Малая зона обслуживания неизбежно снижает эффективность работы системы, затрудняет реагирование на аварии и катастрофы. Более того, возникает угроза безопасности работников оперативных служб, для которых единственным средством связи в опасных зонах зачастую остается радиостанция.

Время от времени возникает необходимость расширить зону обслуживания, причем иногда в кратчайшие сроки, с целью обеспечения безопасности больших групп людей и мероприятий, в которых те участвуют.

Существует также ряд стратегических и потенциально опасных объектов, которые не могут оставаться вне зоны обслуживания. В их число, например, входят:

  • медицинские учреждения;
  • торговые центры;
  • метро;
  • автомобильные и железнодорожные туннели;
  • туннели на крупных автомагистралях;
  • промышленные объекты повышенной опасности (включая химические предприятия и атомные электростанции).

Значительное влияние на выбор решений для конкретных типов объектов при технической реализации систем будут иметь такие факторы, как:

  • наличие уже построенных систем;
  • необходимость интеграции с другими существующими системами связи;
  • конструктивные особенности зданий и сооружений, особенности территорий, на которых планируется построить систему;
  • необходимые в системе сервисы;
  • располагаемый частотный ресурс;
  • располагаемый бюджет.

Доступность связи и пропускная способность

В современных условиях оперативным службам, использующим в текущей работе ПМР, важно получать доступ к услугам по передаче голоса и данных с гарантированно высоким качеством. Обслуживание, предлагаемое системой ПМР, должно оставаться на приемлемом уровне даже в часы пик и вместе с тем обладать достаточно гибкой функциональностью для поддержания связи в экстренных условиях, когда объем трафика резко возрастает.


Но одного только качества обслуживания недостаточно. Мобильная система должна предоставлять службам ЧС гарантированный доступ к услугам по передаче голоса и данных. Для этого могут использоваться следующие механизмы:

  • преимущественное право на связь – когда сеть перегружена, у пользователя должна оставаться возможность устанавливать приоритетную голосовую связь за счет принудительного высвобождения сетевых ресурсов;
  • закрепление полосы пропускания за службами ЧС и предоставление им права управлять ею при сетевых перегрузках (как бы это ни было сложно реализовать при локальных и кратковременных скачках трафика);
  • обход возникающих узких мест сети за счет управляемого перехода на прямую связь локального уровня.

Стоимость перехода на цифру

Оперативным службам нужна предельно отказоустойчивая и безопасная мобильная инфраструктура связи, обслуживающая большие территории и полностью отвечающая специфическим требованиям этих организаций. Кроме того, необходимо специализированное терминальное и периферийное оборудование, созданное с учетом конкретных требований и предлагающее полный набор функций для их реализации.

В результате наметилась тенденция к переходу на цифровые системы ПМР.

Для российских условий также важно, чтобы выбранный стандарт цифровых систем ПМР обеспечивал возможность постепенного перехода от существующих аналоговых систем без существенного ограничения возможностей системы и не требовал единовременной замены всей аппаратуры связи.

Таким образом, в течение определенного периода времени, длительность которого определяется в первую очередь выделяемыми объемами финансирования, в системе ПМР должны функционировать как "новые" цифровые абоненты, так и "старые" аналоговые. При этом для всех должна обеспечиваться функциональность системы на уровне, не хуже достигнутого до начала перехода на цифру.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #4, 2011
Посещений: 6706


  Автор
Теленков А. М.

Теленков А. М.

Начальник отдела пожаротушения
и проведения аварийно-спасательных работ
Государственного учреждения города Москвы
"Пожарно-спасательный центр",
спасатель международного класса

Всего статей:  3

В рубрику "Комплексные решения. Интегрированные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций