Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

IP - серфинг, или Глобальное сетевое проникновение

В рубрику "IP-security" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

IP-серфинг, или Глобальное сетевое проникновение

Ольга Федосеева
Редактор журнала "Системы безопасности"

За последние четыре года для отраслевых журналистов со всего мира столь же привычным, как посещение выставок IFSEC или Security Essen, стал ежегодный приезд в гости к Axis Communications на конференцию Axis Press & Media Event. Команда Axis рассказывает о своих инновациях и проектах в разных странах, создавая повод для подведения ежегодных итогов развития индустрии IP-видеонаблюдения

Много лет и бит утекло с тех пор, как в 1950-х гг. появилось первое поколение систем охранного видеонаблюдения, состоящих из пары черно-белых камер стандарта PAL/NTSC, подключенных к обычным мониторам с помощью коаксиального кабеля. Лишь 20 лет спустя появляются VHS-видеомагнитофоны. В 1990-х гг. с разработкой DVR для индустрии CCTV наступает новый этап эволюции.

От скептического прищура к буму инвестиций в IP

В 1998 г. на выставке IFSEC компания Axis Communications демонстрирует первый в мире сетевой видеосервер; на единственный стенде IP-продуктами рынок посматривает со скептическим прищуром. В 1996 г. шведы выпускают первую IP-камеру, но лишь спустя 7 лет сетевое видео начинает завоевывать признание мирового рынка. В 2005 г. по нему прокатывается настоящая IP-волна, которую подхватывают лихие Р-серферы. "В 2008 г. инвестиции в IP-решения на рынке безопасности вырастут на 50%," -прогнозирует президент Axis Communications Рэй Мауритсон (Ray Mauritsson).

Сегодня объем мирового рынка видеонаблюдения составляет 4 876 700 000 долларов (42% объема продаж приходится на телекамеры); темп роста рынка - 10%. По прогнозам исследовательской компании IMS, к 2010 г. объем мирового рынка видеонаблюдения достигнет 8 145 500 000 долларов.

В 2006 г. рынок сетевого видео в мире показал 42%-ный рост. "В нашей деятельности на международном рынке направление IP уже сейчас является лидирующим", - говорит руководитель департамента маркетинговых коммуникаций компании ITV Мария Князева.

Уровень проникновения IP-видео на мировом рынке безопасности оценивается в 1 5%, при этом картина весьма неоднородная Так, в Европе наиболее высокую степень проникновения IP демонстрируют страны Скандинавии (20%), а самую низкую - Великобритания. "Темп роста рынка сетевого видео зависит от уровня оснащенности страны аналоговыми системами CCTV. В Великобритании аналоговые камеры установлены буквально повсюду; они вполне устраивают заказчиков", - комментирует Рэй. По его словам, к 2011 г. уровень проникновения IP-видео на мировом рынке безопасности составит 50%. Для этого есть все основания: общая тенденция признания обществом технологий охранного видео, укрупнение систем видеонаблюдения и необходимость в масштабируемых решениях, приход на рынок безопасности крупных системных интеграторов, а также ИТ-игроков (Cisco, IBM, EMC), возможность экономии на затратах.

В 2006 г. объем продаж компании Axis Communications составил 163 млн долларов. Из них 144 млн долларов пришлось на продукцию в области охранного видео, 90% которого было сетевым

"Уровень проникновения IP-видео на рынке безопасности в России сегодня не превышает 2%, - заявляет президент компании "УльтраСтар" Темур Аминджанов. "Тем не менее тенденция к росту сегмента IP-видеонаблюдения налицо", - говорит Мария Князева Солидарное мнение высказывает генеральный директор компании "Сатро-Паладин СБ" Владимир Осипов. В ближайшие годы картина будет активно меняться, и к 2010 г. уровень IP составит не менее 1 5% -такой прогноз дает Темур Аминджанов.

По сведениям специалистов ITV, отечественные заказчики сегодня все больше предпочитают гибридные системы видеонаблюдения, выбирая платформы, позволяющие использовать как аналоговое, так и сетевое оборудование.

Технологичные драйверы рынка IP-видео

Мегапиксельное разрешение

Современный пользователь систем видеонаблюдения прежде всего хочет эффективно идентифицировать объекты. Сетевые камеры позволяют делать это благодаря сочетанию мегапиксельного разрешения и скорости передачи кадров. "Начиная со следующего года сетевые телекамеры с разрешением 1 и 2 мегапикселя будут задавать тон продаж на рынке", - говорит генеральный директор североамериканского отделения Axis Communications Фредрик Нильсон (Fredrik Nilsson).

"Хотя сетевые камеры имеют более низкую чувствительность ксвету, поле обзора IP-камер мегапиксельного разрешения значительно превосходит обзор аналоговых телекамер. Так, для покрытия территории парковки торгового центра достаточно установить одну IP-камеру, не жертвуя качеством получаемого видеоизображения", - отмечает исполнительный вице-президент по маркетингу компании Axis Communications Андерс Лаурин (Anders Laurin).

Объем продаж компании "Ультра-Стар" по направлению "Техника безопасности" за 2007 г. составит более 120 млн долларов. Видеооборудование занимает в этом объеме 15,7%. Процент IР-видео-наблюдения составляет 2,5% от объема продаж направления "Видеонаблюдение"

Говоря о технологических аспектах телекамер нового поколения, в один ряде повышением разрешающей способности Владимир Осипов ставит высокую скорость передачи данных, использование качественных объективов и наличие в камерах качественных детекторов движения

Интеллект = эмоции + функциональность

В основе деятельности компаний на зарубежном рынке безопасности лежит интеллектуальность, которая находит отражение в дизайне продуктов, видео- и аудитомониторинге, способах монтажа, бизнес-партнерстве и людях, которым подвластны изменения на рынке.

Наиболее важным фактором для IP-видеокамеры нового поколения Темур Аминджанов считает, во-первых, оптимизацию сетевого трафика (потока), а во-вторых, увеличение числа задач по обработке изображения, решаемых самой видеокамерой.

Интеллектуальный дизайн позволяет получить по-настоящему эмоциональный продукт и бренд; на память приходит высказывание Стива Джобса (Steve Jobs) о популярности MacOS X: "Мы сделали кнопочки на экране такими хорошенькими, что вам захочется лизнуть их". Дизайн Axis не только радует глаз, но и отвечает функциональным запросам вертикальных рынков. Так, телекамера AXIS 209FD-R, с легкостью помещающаяся в кармане брюк, разработана специально для применения в салонах транспортных средств.

Российский рынок пока не столь "избалован", как западный, чтобы предъявлять серьезные требования к дизайну продуктов. "В настоящее время дизайн не является основным критерием при выборе изделий на нашем рынке IP", - комментирует Темур Аминджанов, но прогнозирует изменение ситуации в самое ближайшее время. По практике продаж "Сатро-Паладин СБ" Владимир Осипов отмечает, что требования к дизайну больше относятся к изделиям, устанавливаемым в помещениях: "Здесь чаще всего используются миниатюрные камеры, и наш заказчик обычно обращает внимание только на цвет корпуса". Для компании ITV концепция юзабилити - одно из приоритетных направлений. Целая команда дизайнеров разрабатывает интерфейсы по определенным принципам, чтобы требуемую функцию можно было бы реализовать с помощью меньшего количества кликов.

Значительную долю интеллектуальных функций (распознавание автомобильных номеров, обнаружение движения, "виртуальная линия" и др.) Axis возлагает на процессор телекамеры: сигнал обрабатывается внутри устройства, а не на сервере, что позволяет снизить объем видеотрафика, передаваемого в центр мониторинга. Axis реализует в своих камерах функцию активного оповещения о несанкционированном доступе к камере: последняя передает сигнал тревоги оператору, если изменяется направление съемки, если камера подвергается атаке, окрашивается распылителем или умышленно закрывается. Под интеллектуальным аудио подразумевается распознавание звука разбития стекла, выстрела, крика.

Установка сетевых телекамер становится более автоматизированной: подключение к сети по системе Plug-and-Play, питание IP-камер на базе технологии РоЕ (Power over Ethernet), интеллектуальный монтаж и конфигурация системы с помощью стандарта 802.1X. "Временные затраты на установку аналоговой телекамеры в среднем составляют около 2 часов, а сетевой - около получаса. Это имеет существенное значение для создания крупных систем, объединяющих в себе тысячу камер", - говорит Фредрик.

Оборудование видеонаблюдения в общем объеме продаж компании "Сатро-Паладин СБ" составляет порядка 30%. Доля IP пока не превышает 10% от общего объема видеонаблюдения

Основная идея бизнес-философии заключается в открытости - на этом сходятся специалисты Axis и ITV. "Мы ежемесячно интегрируем по 5 новых наименований IP-камер в нашу платформу, и эта цифра постоянно растет", - говорит Мария Князева. Технологические стандарты открытой архитектуры и интерфейса обеспечивают простоту при интеграции (в том числе в системы сторонних производителей) и увеличении количества модулей. Сотрудничество и партнерство на рынке сетевого видео выходит на новый уровень в силу комплексного характера IP-систем и большого количества сфер их применения. "Российские разработчики, несомненно, заинтересованы в интеграции своих продуктов с продуктами различных производителей, - считает Темур Аминджанов, - поскольку расширение числа подключаемого внешнего оборудования увеличивает привлекательность собственной системы, а следовательно, и ее совокупную стоимость".

Компрессия силами двух индустрии

Метод компрессии MPEG-4 Часть 10 будет стимулировать развитие рынка в течение следующих 5-10 лет. При его создании вместе работали такие индустрии, как ИТ и телеком. Он получит признание быстрее, поскольку сразу две индустрии стремятся внедрить его в свои продукты.

IР-ментальность

"Российский рынок ментально больше готов к IP, чем европейский, - говорит Станислав Гучиа, директор по продажам компании Axis в России. - Если еще год назад, работая с российскими компаниями, я встречал недоверие со стороны большинства из них, то сегодня многие классические поставщики оборудования по безопасности в России интересуются IP-проектами, набирают соответствующий персонал".

По словам Станислава, 80% бизнеса, связанного с IP-решениями в России, концентрируется в Москве. Однако ряд регионов (северо-западный и южный, а также нефтяные, промышленные и портовые области) уже сейчас намерен выделять серьезные бюджеты на создание современных сетевых систем видеонаблюдения.

В Европе 90% рынка IP Security контролируют ИТ-компании. В России этот рынок сегодня разделен примерно пополам между ИТ- и классическими компаниями по безопасности. Как считает Мария Князева, слияние ИТ и Security - актуальная тема; недаром ИТ-департаменты все чаще начинают отвечать за принятие решения по закупкам оборудования безопасности. Действительно, существует целый ряд сегментов, в которых по тем или иным причинам требования к безопасности таковы, что вся информация должна сводиться на одном сервере и храниться в цифровом формате. Неслучайно ASSA ABLOY, Axis Communications и Securitas Systems спонсируют исследовательскую программу Лундского университета LUSEM в области ИТ-безопасности и конвергенции. "Рынок растет под действием развития технологий и повсеместным спросом на новые решения в области Р-видео, - говорят представители спонсоров. - Для того чтобы сохранять лидерство, мы должны лучше понимать, в каком направлении двигается индустрия, поэтому мы и работаем с учеными Лунда".

Переход индустрии безопасности на IP-технологии неизбежен - таково мнение Станислава Гучии, и если российские компании не примут как данность необходимость частично отказаться от сверхприбылей на аналоговом оборудовании и развивать IP-направление, то, по крайней мере, в сегменте цифрового видеонаблюдения их начнут постепенно вытеснять ИТ-игроки. Солидарное мнение высказывает Мария Князева: "Если инсталляторы вовремя не спохватятся, что начинают упускать свою долю рынка, то они столкнутся с серьезной конкуренцией со стороны ИТ-интеграторов. Среди наших партнеров становится все больше ИТ-компаний, поскольку они видят прибыль на нашем рынке". С другой стороны, ИТ-игрокам сначала придется серьезно изучить аспекты обеспечения безопасности. "На рынке и так достаточно малопрофессиональных услуг, когда оборудование устанавливается только по заданию заказчика без серьезного изучения факторов угроз, технической укрепленности и прочих факторов, -замечает Владимир Осипов. - ИТ-компаниям не следует стремиться к вытеснению существующих специалистов. Только объединение усилий ИТ-компаний и классических компаний по безопасности может обеспечить должное развитие отрасли".

Сегмент IP находится на стыке между рынками безопасности и ИТ, поэтому Темур Аминджанов полагает, что в итоге лидирующие позиции в IP-сегменте займут компании, использующие активный маркетинг и продажи, причем эти компании могут быть как с рынка Security, так и с рынка ИТ. Такой прогноз создает почву для интересной конкурентной интриги - кто из нынешних российских лидеров индустрии безопасности первым стартанет с точки сюрпляса и займет ведущую позицию в сегменте IP?

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #6, 2007
Посещений: 10384

  Автор

Ольга Федосеева

Ольга Федосеева

Координатор исследования "Безопасность связи и коммуникаций"

Всего статей:  18

В рубрику "IP-security" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций