Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Безопасность транспорта под контролем государства

В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Безопасность транспорта под контролем государства

Максим Горяченков
Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность",
руководитель отдела технической поддержки ЗАО НВП "Болид"

Прошедший 2017 год стал поистине эпохальным для объектов транспортной инфраструктуры.

Новое в законодательстве

Вступил в силу ряд постановлений Правительства РФ об утверждении требований транспортной безопасности и антитеррористической защищенности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры. То есть транспортная инфраструктура фактически стала одной из первых "гражданских" отраслей, требования к безопасности которой регулируются специальными обязательными нормативными актами.

Основным руководящим документом в технической части стало постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств по обеспечению транспортной безопасности...".

Этот документ формализует требования к охранной сигнализации, СКУД, видеонаблюдению (в том числе интеллектуальному – видеоаналитике), оповещению, приему, передаче, сбору и обработке информации. Из интересующих нас подсистем под регулирование попала охранная сигнализация, требования к противопожарной защите отдельно не уточнялись.

Основные требования к охранной сигнализации свелись к обязательному соответствию до сего момента декоративному (добровольному) ГОСТ Р 52435–2005 "Технические средства охранной сигнализации".


Из интересных моментов также можно отметить требование к наличию у системы мониторинга сигнализации режима "исключения" (то есть Bypass). Оператор получает возможность отключить любой канал сигнализации, после чего его система перестает реагировать или даже фиксировать события, поступающие от него. Эта функция скорее противоречит бывшей ранее классической идеологии систем охраны, идущей от требований УВО.

Становится фактически обязательным наличие у системы охранной сигнализации АРМ на базе ПК, которые могли бы отображать состояние объекта на графических интерактивных планах помещений.

В очередь за сертификатами

Головной организацией, осуществляющей сертификацию ТСО на соответствие требованиям ПП № 969, стало ФКУ НПО "Специальная техника и связь" МВД России. На официальном сайте этой организации опубликованы списки всех заявок на сертификацию ТСО и тех ТСО, которые уже прошли все проверки и получили сертификаты. Так как сама процедура сертификации фактически рождалась уже после вступления в силу руководящих документов, по понятным причинам не все оборудование даже самых именитых производителей успело получить сертификаты. На сегодняшний день проектировщики систем и заказчики вынуждены закладывать оборудование "авансом", рассчитывая на появление сертификатов до сдачи объектов в эксплуатацию.

Как уже было сказано, отдельные требования к системам противопожарной защиты выдвинуты не были. Базовым руководящим документом для разработки проектов систем остается СП 5.13130.2009, а для техники – ГОСТ Р 53325–2012. При этом общие требования дополняются отраслевыми документами. Например, СП 120.13330.2012 "Метрополитены", СП 121.13330.2012 "Аэродромы", СП 153.13130.2013 "Свод правил. Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности" и т.п. Для уникальных или особо крупных объектов традиционно разрабатываются отдельные СТУ.

Эффективный мониторинг распределенных объектов

Если попробовать обобщить историю развития систем безопасности транспортной инфраструктуры, то основной интересной задачей, которая приходит на ум, будет создание эффективного мониторинга распределенных объектов. Прежде всего это, конечно, относится к объектам РЖД и метро, но также актуально и для аэропортов, каждый из которых является единым объектом очень большой площади. Именно структурные подразделения РЖД и метрополитена были одними из первых, кто внедрял мониторинг как охранной, так и противопожарной защиты объектов (станций, разъездов, стрелочных узлов и т.п.) с использованием IP-решений еще 10–15 лет назад. Логичным продолжением этих инициатив "снизу" стала разработка ФГУПом "ЗащитаИнфоТранс" универсального и обязательного для внедрения информационного протокола для передачи данных от всех подсистем ТСО на верхний уровень в единую систему технического мониторинга и контроля (СС ТМК) в рамках работ по ПП № 969.

Российская продукция в приоритете

В целом мы видим усиление контроля со стороны государства не только за противопожарной защитой, но и за защитой транспортной инфраструктуры в целом. Кроме этого, продолжает проводиться линия по импортозамещению. В частности, настоятельная рекомендация прикладывать к пакету документов для получения "транспортного" сертификата российский сертификат соответствия системы менеджмента качества производства создает определенные трудности для поставщиков импортных решений.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2018
Посещений: 2775

  Автор

Горяченков М. С.

Горяченков М. С.

Руководитель службы поддержки клиентов компании "Болид"

Всего статей:  19

В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций