Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Фактор присутствия людей

В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Фактор присутствия людей

Наталья Хазова
Редактор рубрики "Пожаротушение", генеральный директор ГК "Пожтехника"

Системы пожаротушения для транспорта – тема очень специфическая и многогранная, как и само понятие "транспорт". На мой взгляд, говоря о пожаротушении, следует сразу разделять области применения на три части. Первая – это тушение, при котором нет фактора возможного воздействия на людей, вторая – где такой фактор есть, и третья – наличие чувствительного оборудования или приборов в зоне тушения. Если в первом случае можно производить тушение простыми и доступными системами с применением порошков или аэрозолей, то во втором и третьем необходимо, помимо защиты от возгорания, не подвергнуть риску жизнь и здоровье людей, а также свести к минимуму риск порчи оборудования. В качестве иллюстрации приведу один несколько экзотический пример.

Несколько лет назад нашим конструкторам поставили задачу разработать систему тушения автофургонов для перевозки "спецконтингента". Арестантов и заключенных, другими словами. И абсолютно обоснованно в техническом задании было указано, что система тушения должна быть безопасной для людей. В ТЗ было много и других пунктов – про морозо- и вандалоустойчивость, например, – но суть в том, что если имеется фактор присутствия людей, даже не постоянного, а возможного, то необходимо применять только безопасные для их здоровья и жизни средства. Подобные дискуссии сейчас ведутся и разработчиками систем для подвижного состава РЖД, и метрополитена – у специалистов в этой области есть понимание, что срабатывание системы пожаротушения в местах скопления людей не должно никаким образом спровоцировать панику и давку, а такой сценарий вполне возможен при громком хлопке и выпуске клубящихся частиц или веществ с резким запахом. Задача проектировщиков, безусловно, усложняется, но современный уровень развития технологий предлагает немало действительно безопасных и эффективных решений, нужно лишь выбрать наиболее соответствующее поставленной заказчиком задаче. Опять же, в качестве экзотического примера приведу разработанные и уже внедренные системы для тушения гоночных автомобилей IndyCar. Инциденты с возгораниями в ходе автогонок происходят регулярно, поскольку на покрышки наносится специальный состав наподобие клея для лучшего сцепления с трассой, этот состав легковоспламеняемый. Дверей в болиде нет, гонщик покидает кабину только через окно, он пристегнут несколькими ремнями безопасности и быстро выбраться из кабины в случае пожара не сумеет. Поэтому и подкапотное пространство, и кабина защищены компактным модулем с безопасным газом (фторкетон), а персонал снабжен специальными огнетушителями с таким же безопасным газом.

Хочу также напомнить, что по статистике ложные срабатывания систем пожаротушения происходят во много раз чаще, чем "боевые", по реальному возгоранию. Стоит заранее оценить данный риск и хорошо понимать, к каким последствиям приводит выпуск того или иного огнетушащего вещества, эти последствия могут быть очень разными – от отсутствия воздействия до полной утраты всего содержимого защищаемого объема.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2016
Посещений: 4500

  Автор

Хазова Н. В.

Хазова Н. В.

Редактор рубрики "Пожаротушение"

Всего статей:  44

В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций