Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Когда наступит эра безопасности?

В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Когда наступит эра безопасности?

Игорь Васильев
Редактор раздела "Комплексная безопасность",
главный конструктор ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ"

В муравейнике или в улье все подчинено главной цели: развитию коллективной системы. И все, находящиеся внутри этой системы, независимо от рангов и обязанностей, трудятся над решением этой сверхзадачи. Если сравнивать современный город с природными коллективными системами, то мы видим принципиальные различия уже в том, что вектор поведения многих горожан не совпадает с вектором развития города. Не все ставят цель сделать город лучше, а жизнь в нем – краше.

Общество должно обезопасить себя от людей, нарушающих установленные правила, и программы "Безопасный город" как раз и нацелены на обеспечение защиты законопослушных граждан.

Увы, не обходится без перекосов: в этих программах излишне большой сегмент занимают системы видеонаблюдения и видеофиксации. Телевидение – это только одна из систем, которая заметнее всего, но не решает всех проблем. Надо признать, что телевидение менее всего требует законодательных директив, вместе с тем повесить видеокамеру где и кому вздумается сегодня нельзя. Безусловно, телевидение способствует сокращению времени выяснения деталей происшествия и поиска нарушителя, но не может охватить все территории, особенно закоулки и частные объекты. Есть и морально-этический аспект этого вопроса: информацию с видеокамер могут использовать против вас. Получается, что развитие телевизионных систем, с одной стороны, замечательно. Вы получаете массу информации, однако она становится доступной для любых, не всегда с добрыми намерениями, людей. Вплоть до шантажа…


Безусловно, построение системы должно способствовать предоставлению в кратчайшие сроки информации службам безопасности и расследования. В целом развитие системы "Безопасный город" должно идти в сторону минимизации времени реакции на нарушение. Видеонаблюдение и видеоаналитика будут развиваться в направлении расширения идентификационных признаков. Если сегодня система определяет лица, номера автомобилей, то завтра она будет определять цвет и марку машины. Идентификации человека может способствовать система локализации сотового телефона, наличие у него кредитных или клубных карточек, брелоков для открывания шлагбаума, для проходных и т.д.

Со временем должны получить развитие системы, позволяющие гражданам оперативно сообщать о правонарушениях. Это одна из наиболее доступных форм фиксации правонарушения. Она должна стимулироваться согласно концепции развития города – созданием и поддержанием безопасности в городской среде. Город станет безопасным только тогда, когда каждый будет выполнять общепринятые правила независимо от того, видит его кто-то или нет. В последнее время появились системы, блокирующие лифт в случае, если кто-нибудь надумал справить в нем нужду. Лифт останавливается, двери не открываются, и система сообщает в соответствующие органы о правонарушении. И нарушителя выведут из этого лифта уже с другими планами на ближайшие две недели. Вот она, неотвратимость наказания.

Такая же система может быть применена в сфере соблюдения правил дорожного движения. Надо отметить, что развитие систем безопасности будет идти в направлении не фиксирования, а предотвращения нарушений. Например, современные автомобили имеют электронную систему зажигания, представляющую собой электронный блок, через который управляются педали газа, автоматическая коробка передач. И чем новее машина, тем больше она напичкана электроникой. Допустим, на автодороге произошло правонарушение – водитель развил запредельную скорость 200 км/ч и мчится по городу. Понятно, что за рулем находится потенциально опасный человек, может быть даже пьяный или под воздействием наркотиков, или водителю стало плохо. Как его остановить и предотвратить очевидное ДТП? В любом случае система должна подать сигнал и на основании принятого закона (это важно) дистанционно заблокировать (заглушить) двигатель этой машины, и та остановится. Это и есть безопасный город.

Говорить об этом как о ближайшей перспективе, возможно, еще рано, но как о тенденции и реализации технической возможности – уже можно. Чтобы подобная система работала и урон от таких нарушений был минимальный, все участники движения должны быть зарегистрированы и каким-то образом идентифицированы. Неразумное поведение будет даже не минимизировано, а полностью исключено.

Получается, что со временем при развитии такой системы постепенно отпадет необходимость в шлагбаумах, боллардах и подобных устройствах. Они останутся только на особо важных государственных объектах и в местах массового скопления людей как защита от подготовленного злоумышленника.

Примерно также система будет работать при проникновении кого-либо на жизненно важные объекты городской инфраструктуры: водозаборные и водонасосные станции, электроподстанции и др. Они будут моментально фиксироваться.

Город насыщен подземными коммуникациями с большим количеством колодцев, в которых ночуют маргиналы. Даже неподготовленный злоумышленник может серьезно повредить коммуникации, тем самым нарушив системы управления одного или группы объектов. Но сегодня уже внедряются решения, которые четко фиксируют несанкционированное проникновение в колодец и немедленно сообщают службе безопасности собственника точное место правонарушения. Мобильная дежурная группа доедет до обозначенного места (5–10 мин.), правонарушителя извлекут из этого колодца и доступно объяснят, что ему здесь абсолютно нечего делать. Таким образом, любые потенциальные угрозы подземным городским коммуникациям будут устранены.

Сегодня мы в основном производим фиксирование правонарушений (нарушение скорости, правил, избиение, разбойное нападение и т.д.), но никак на них заранее не воздействуем. Мы начинаем реагировать только после случившегося. А было бы лучше, если бы система не просто фиксировала нарушение, а предотвращала его. Безопасность в городской среде обеспечивается соблюдением установленных обществом правил и неизбежностью наказания в случае их нарушения. Критерий неотвратимости наказания или последствий нарушения правил обязателен в концепции развития системы безопасного города. Когда же в наших городах наступит эра безопасности?

Когда каждый будет соблюдать установленные правила при неотвратимости наказания за их нарушения.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2018
Посещений: 1136


  Автор
Игорь Васильев

Игорь Васильев

Редактор раздела "Комплексная безопасность", главный конструктор ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ"

Всего статей:  20

В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций