Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Российский путь к безопасным городам

В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Российский путь к безопасным городам

Начиная с древних времен, люди хотели жить в безопасных городах и в меру своих возможностей стремились защититься не только от чужеземцев, разбойников и воришек, но и от наводнений, пожаров, эпидемий, антисанитарии. Они строили крепости, дамбы, сторожевые башни (позднее – каланчи), водопроводы, канализации. Воспитывали население разными способами, в том числе телесными наказаниями и публичными казнями. Вероятно, проводили пожарно-профилактические мероприятия. Развивали медицину
Александр Маслов
Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность",
генеральный директор ООО "ТИНКО"

Ситуация начала меняться в XIX веке, когда для обеспечения безопасности в городах начали использоваться технические средства безопасности, которые разрабатывались и совершенствовались в развитых индустриальных странах. В Великобритании в 1813 г. появился первый углекислотный огнетушитель, в США в 1890 г. – первый автоматический (автономный) пожарный извещатель. Если эти изобретения состоялись более-менее самостоятельно, то первая пожарная сигнализация появилась после представления телеграфа русским изобретателем П.Л. Шилингом в 1832 г., а охранная сигнализация – после разработки электрического звонка в Великобритании в 1840 г.

Таким образом, в XIX веке в развитых странах образовалась индустрия, направленная на обеспечение безопасности граждан, которая получила бурное развитие в дальнейшем с развитием науки и техники во всем мире. На вооружение отрасли пришли телефоны (проводные и беспроводные), автомобили, вертолеты, радио, телевидение, космические спутники, компьютеры, Интернет и многое другое. Путь, который прошли технические средства безопасности, характеризуется как от простого к сложному, от сложного к более сложному. Предела совершенствованию пока не видно. Главная тенденция развития современных ТСБ – построение комплексных систем безопасности, интеграция их с системами обеспечения жизнедеятельности людей, эксплуатации зданий и другими средствами, которые делают жизнь более комфортной.

В этом направлении большинство цивилизованных стран двигается не менее полувека и достигло отличных результатов. Однако в России до последнего времени дела обстояли иначе.

Ценность жизни по-советски

После октябрьского переворота 1917 г. человеческая жизнь значительно обесценилась, за исключением жизней партийных и государственных руководителей, поэтому безопасностью обычных граждан занимались по остаточному принципу. Другое дело – безопасность государства и его первых лиц. На это денег не жалели. В результате СССР был обречен на отставание в области технических средств безопасности, что не мешало гражданам во времена правления Л.И. Брежнева чувствовать себя относительно спокойно.

С приходом к власти в 1985 г. М.С. Горбачева, провозгласившего курс на демократизацию посредством "нового мышления", ситуация значительно ухудшилась. Все началось с техногенных катастроф (авария на Чернобыльской АЭС, кораблекрушение "Адмирала Нахимова"), продолжилось регулярным захватом заложников, возросшей социальной напряженностью, межнациональными конфликтами в разных точках СССР, повлекшими огромное количество убитых мирных жителей, а закончилось распадом Советского Союза.

Лихие девяностые

После распада СССР ситуация с безопасностью еще более ухудшилась: в некоторых бывших союзных республиках началась гражданская война, в некоторых, в том числе и в России, резко обострилась криминогенная обстановка, сопровождаемая террористическими атаками и техногенными катастрофами. Я отлично помню лихие девяностые и готов засвидетельствовать, что для людей, пытавшихся улучшить свое материальное положение, расстаться с деньгами, имуществом, жизнью или потерять здоровье было проще простого.

В 1990-е гг. гибли не только предприниматели, но и пожарные, и милиционеры, которые тогда получали унизительные зарплаты и имели крайне низкую социальную защищенность. Естественно, что в государственных структурах, отвечающих за безопасность граждан, возникли серьезные кадровые проблемы, причем не только количественного, но и качественного плана – уровень подготовки личного состава оставлял желать лучшего. Как и материально-техническое обеспечение подразделений.

Пожарная сигнализация, которая эксплуатировалась на большинстве объектов, морально устарела – среди датчиков явно лидировали тепловые пожарные извещатели, многие из которых имели непотребный вид, так как установлены были очень давно, дымовых было значительно меньше, адресные считались экзотикой. С охранной сигнализацией дело обстояло несколько лучше – тревожные кнопки работали исправно, но моральное старение ("Фотон-1М", "Рубеж-ЗМ", если кто помнит) и в этом случае было видно невооруженным глазом.

Двадцать лет назад производство средств и систем ОПС, отвечающих требованиям времени, в России только начиналось, и люди относились к ним с большим недоверием (вплоть до конца 1998 г.). Кто-то называл российские ОПС электронными приборами, упакованными в деревянные коробки. Еще страшнее, что на большинстве объектов в России охранно-пожарная сигнализация вообще отсутствовала. Как и СОТ, СКУД, СОУЭ. Даже домофонов в подъездах практически не было.

Многие наши соотечественники в те годы уже начали ездить в Европу и имели возможность лично оценить наше отставание в вопросах безопасности. Казалось, мы отстали навсегда, и желание жить в безопасном городе можно реализовать только посредством эмиграции.

Последствия

Беспечность в сфере безопасности приводит к беде. И страшнейшая беда пришла – за 12 дней сентября 1999 г. в жилых домах Москвы, Буйнакска и Волгодонска прогремели четыре взрыва, которые унесли жизни 307 горожан и ранили около 1000 человек. Стало ясно, что мириться с таким положением в области безопасности граждан больше нельзя. И началась работа.

Спустя 3 месяца после трагедии произошло еще одно неординарное событие – за несколько минут до наступления 2000-го года об отставке объявил Б.Н. Ельцин, объяснив россиянам, что он уходит не по состоянию здоровья, а по совокупности проблем, и попросил у всех прощения. Лидером страны стал В.В. Путин, много лет проработавший в КГБ СССР, и обеспечение безопасности России и ее граждан стало приоритетным направлением во внутренней политике государства, что позволило людям поверить в реальность идеи безопасного города. Причем формирование такой концепции шло снизу вверх – от инициативных групп граждан, решивших оборудовать видеодомофонами свою лестничную клетку или многоквартирными домофонами свой подъезд, через муниципальные и региональные образования до общегосударственной программы. Важно заметить, что многие муниципальные и региональные программы имели и имеют названия "Безопасный город", что вносит определенную путаницу в их предназначение. Попробуем разобраться в этой ситуации с помощью примеров.

Новый курс на общественную безопасность

В июне 2007 г. в Ростове-на-Дону В.В. Путин проводил заседание Госсовета РФ по проблемам правонарушений и обеспечению общественной безопасности. Там он ознакомился с функционированием аудиовизуального комплекса для ситуационного центра, сделанного по заказу областной администрации и УВД Ростова-на-Дону в рамках проекта "Безопасный город", и дал высокую оценку проделанной работе. Ситуационные центры предназначены для координации всех городских служб, включая пожарных и полицейских, на основе видеонаблюдения за обстановкой. Причем подобные проекты реализованы во многих городах России. Зная об этом, многие профессионалы в области ТСБ ассоциируют программу "Безопасный город" именно с охранным телевидением. Но в реальности понятие "безопасный город" гораздо шире.

Безопасный город Москва

В сентябре 2011 г. Правительство Москвы утвердило Государственную программу города Москвы "Безопасный город" на 2012–2018 гг. Информацию о ней можно получить на сайте Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы. Приведем выдержку из информации о программе:

"В соответствии с поручением мэра Москвы С.С. Собянина был проведен анализ всех действующих в городе программ безопасности и разработана единая Государственная программа города Москвы "Безопасный город" на 2012–2018 годы.

Программа "Безопасный город" объединила мероприятия органов исполнительной власти города и федеральных правоохранительных структур в сфере обеспечения комплексной безопасности столицы.

Целью программы "Безопасный город" является обеспечение комплексной безопасности населения и объектов на территории города Москвы.

Предусматривается снижение уровня преступности до среднего показателя по Центральному федеральному округу, снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение защиты населения и территорий города от угроз природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, повышение готовности органов исполнительной власти города Москвы по вопросам мобилизационной подготовки экономики, минимизация нарушений миграционного законодательства.

Госпрограмма структурно состоит из четырех взаимосвязанных подпрограмм.

Первая подпрограмма – "Обеспечение правопорядка и профилактика преступности".

Вторая подпрограмма – "Предупреждение чрезвычайных ситуаций, развитие гражданской обороны, защита населения на территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".

Третья подпрограмма – "Мобилизационная подготовка экономики города". Четвертая – "Предупреждение и пресечение правонарушений в сфере миграционного законодательства".

В каждом разделе имеются мероприятия, направленные на противодействие конкретным угрозам и видам преступлений, а также меры по укреплению материально-технической базы органов, обеспечивающих правопорядок и защиту населения на территории города от чрезвычайных ситуаций".

Публикуются данные о финансировании этой программы. На I подпрограмму "Обеспечение правопорядка..." и в 2015, и в 2016 гг. выделяется более 11 млрд рублей в год, на II подпрограмму "Предупреждение чрезвычайных ситуаций..." – более 10 млрд рублей ежегодно.

Это свидетельствует, что в области пожарной безопасности в Москве ведется серьезная работа, в нее инвестируются значительные средства. Безусловно, Москва – это уникальный город, и траты на "предупреждение чрезвычайных ситуаций" в остальных городах и регионах меньше, а в некоторых – вообще отсутствуют, но у меня нет сомнений, что работа продолжится и в обозримом будущем дойдет до более 1100 городов России.

Концепция АПК "Безопасный город"

3 декабря 2014 г. Председатель Правительства Д.А. Медведев утвердил концепцию аппаратно-программного комплекса "Безопасный город". В ней четко сформулированы цель и задачи, которые планируется решать на общероссийском уровне:

"Целью построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее – комплекс "Безопасный город") является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.

Основными задачами построения и развития комплекса "Безопасный город" являются:

  • формирование коммуникационной платформы для органов местного самоуправления с целью устранения рисков обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на базе межведомственного взаимодействия;
  • разработка единых функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, реагирование и предупреждение угроз обеспечения безопасности муниципального образования;
  • обеспечение информационного обмена между участниками всех действующих программ соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
  • обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
  • создание дополнительных инструментов на базе муниципальных образований для оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности;
  • построение и развитие систем ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения муниципального образования".

Промежуточные итоги

Многочисленные программы "Безопасный город" обобщены в единую концепцию. Это хорошо! Выделяются деньги – еще лучше! Тысячи людей – от секретарей ВНИИПО и проектировщиков до Председателя Правительства и Президента РФ – работают на повышение уровня безопасности граждан России. Замечательно! Если верить официальной статистике, снижается количество преступлений (в частности, в Москве), уменьшается количество пожаров и жертв на пожарах. Я думаю, что проценты снижения могут вызвать некоторые вопросы, но в целом улучшения в сфере безопасности граждан за последние годы сомнений вызывать не должны. В вопросах безопасности страна находится на правильном пути, мы стремительно сокращаем свое отставание от цивилизованных стран, и уже сегодня в Москве спокойнее, чем, например, в Париже.

Зададимся теперь вопросом о расходах денежных средств на укрепление пожарной безопасности. Независимый эксперт в области пожарной безопасности Д.А. Себенцов считает, что в рамках программы "Безопасный город" создана и совершенствуется субъектовая пожарно-спасательная служба, произошло значительное укрепление материально-технического обеспечения – построены десятки пожарных частей по самым высоким мировым стандартам, в том числе на огромной территории Новой Москвы из расчета прибытия в пределах 10 минут после вызова, закуплено большое количество пожарно-технического вооружения, в том числе пожарных машин, самых современных в мире, новейшей техники для тушения пожаров в туннелях и в высотных зданиях (системы CAFS), пожарных вертолетов и оборудования тактической вентиляции. Регулярно проводятся учения, стоящие немалых денег, на которых отрабатываются новые элементы тактики и взаимодействия со всеми городскими службами.

То, о чем рассказал Д.А. Себенцов, простой обыватель практически не видит, и этим можно объяснить ассоциацию у многих людей программы "Безопасный город" исключительно с охранным телевидением.

Конечно, проблем много, и лежат они в разных плоскостях – и финансы, и техника, и программное обеспечение, и человеческий фактор. Но это естественно, и решать проблемы надо в рабочем порядке. Главное – мы находимся в движении! А движение – это жизнь! Жизнь в безопасном городе из мечты постепенно превращается в реальность. И мы будем двигаться только вперед!

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2016
Посещений: 4283

  Автор

Александр Маслов

Александр Маслов

Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность", генеральный директор ООО "ТИНКО"

Всего статей:  12

В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций