Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Соблюдая принцип открытости

В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Соблюдая принцип открытости

Игорь Васильев
Редактор раздела "Комплексная безопасность",
главный конструктор ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ"

Тема "Безопасность мест (объектов) с массовым пребыванием людей (ММПЛ)" во многом перекликается с фокусом прошлого выпуска журнала – "Безопасный город". По сути, мероприятия, направленные на обеспечение физической защиты таких объектов, как площади, парки, стадионы, вокзалы, аэропорты, торговые центры и т.п., должны быть предусмотрены в программе (системе) "Безопасный город".

Что такое ММПЛ?

В практикуемых сегодня документах российской нормативно-правовой базы под ММПЛ понимается "территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек".

Обратите внимание на использование в данном понятии словосочетания "при определенных условиях". Получается так, что не каждое общественное место или место общего пользования, площадь которого позволяет разместить более 50 человек, может быть включено в перечень ММПЛ. К сожалению, содержание формулировки "определенные условия" здесь не раскрывается. К ним могут быть отнесены, например, время суток и времена года, выходной или праздничный день, торжественное мероприятие и иные условия, при соблюдении которых на определенной территории возможно нахождение людей числом более 50.

При этом данные условия важны для определения требований, которыми следует руководствоваться при осуществлении антитеррористической защищенности ММПЛ. Например, если в лесопарковой зоне еженедельно проходят массовые оздоровительные пробежки граждан, данное место следует включать в перечень ММПЛ. Если же там только несколько раз в год проводятся какие-либо культурно-зрелищные мероприятия, то в вопросах его антитеррористической защищенности рекомендуется руководствоваться положениями иных нормативно-правовых документов.

Незаменимые шлагбаумы и болларды

Сегодня не только в профессиональной среде, но и в чиновничьих кабинетах начинают понимать: средства безопасности, что в многочисленных видах и вариациях разработаны для военных и промышленных объектов, зачастую не годятся для выполнения своих миссий в городской среде.

Если рассмотреть применение противота-ранных шлагбаумов, то на открытой площади или бульваре их установка невозможна уже из-за того, что она нарушит сложившийся архитектурный ансамбль. После теракта в предрождественском Берлине в декабре 2016 г. германским властям стали предлагать различные устройства для предотвращения подобных инцидентов, и противотаранные шлагбаумы были отвергнуты сразу. Объясняли этот отказ тем, что последние "своим внушительным и агрессивным видом нарушили бы принцип открытости общества, который ярко выражен в сложившемся архитектурном образе немецких городов". К тому же довольно трудно в центре города, насыщенном разного рода подземными коммуникациями, найти свободный объем для установки довольно массивного фундамента.

И все-таки не стоит окончательно списывать со счетов противотаранные шлагбаумы. Они эффективны и абсолютно к месту в зонах автотранспортных проездов аэропортов и вокзалов.

А в центре города с его пешеходными улицами и площадями вместо шлагбаумов целесообразно использовать противотаранные столбы безопасности (болларды). При этом на большей части периметра защищаемой территории достаточно поставить механические устройства, а в местах проезда автотранспорта – электромеханические, управляемые с пульта. Механические болларды целесообразно применять в период проведения мероприятий: за несколько часов до начала их можно оперативно поднять, а после окончания – так же опустить. Механические болларды удобны в эксплуатации и на территориях, требующих не временной, а постоянной защиты. В этих случаях устройства все время находятся в поднятом положении, а опускают их только на время механизированной уборки площади.

Безусловно, в российском климате боллардам требуется и дренаж, и постоянная уборка (очистка) от снега, грязи и песка. Эти обязательные эксплуатационные издержки являются своеобразной платой за изящные проектные и конструкторские решения. Здесь не мешало бы отметить, что отечественные образцы рассчитаны на работу в широком диапазоне температур -55…+50 °C.

Не побоюсь показаться излишне настырным и готов повторять каждый раз: "Противотаранные качества изделий должны быть подтверждены натурными испытаниями их образцов методом краш-теста". Это общепринятый мировой стандарт. Поэтому еще раз обращаюсь к организациям-заказчикам и пользователям противотаранной техники: "Не стесняйтесь запрашивать у продавца протокол испытаний с показателями массы автотранспортного средства и скорости, на которой был совершен таран". Применяемое в городе противотаранное устройство, будь то шлагбаум, боллард или другая преграждающая конструкция, должно быть рассчитано как минимум на удар автомобилем массой 3,5 т (нагруженная "ГАЗель"), движущимся со скоростью не менее 40 км/ч.

Формы малой архитектуры и другие дизайнерские находки

Сегодня наряду с боллардами все шире используют формы малой архитектуры с противотаранными и антивандальными свойствами, например на улицах и площадях устанавливают привычные в городской среде бетонные вазоны с цветами или массивные длинные и широкие скамейки. Было бы идеально использовать в целях безопасности улиц "ежи", которые военные устанавливают на танкоопасных направлениях, но пока никто не придумал, как их дизайнерски обыграть в городских условиях.

Вместе с тем проведение в России чемпионата мира по футболу показало, как можно оперативно оборудовать ММПЛ заграждениями с противотаранными качествами, соблюдая при этом принцип открытого пространства. Сетчатые сварные панели, установленные на идущие по периметру железобетонные блоки, – удачная инженерная и дизайнерская находка. На огороженных ими территориях перед стадионами все функционирует в заданном режиме: проезды для автобусов, проходы для болельщиков и пр. При этом ничто не перекрывает вид на здание стадиона и окружающую его архитектурную среду. Более того, все это можно передвигать, создавая любые другие конфигурации, либо убирать, не нарушая целостности дорожного покрытия.

Мы будем жить свободно и открыто, потому что Добро сильнее Зла. Главное, чтобы Добро было технически оснащено и хорошо организовано

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2018
Посещений: 977


  Автор
Игорь Васильев

Игорь Васильев

Редактор раздела "Комплексная безопасность", главный конструктор ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ"

Всего статей:  20

В рубрику "Колонка редактора" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций