Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Антитеррористическая и противокриминальная защита объектов. Часть 1. Уровни защищенности

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Антитеррористическая и противокриминальная защита объектов
Часть 1. Уровни защищенности

С.М. Вишняков
Редактор раздела "Комплексные системы безопасности"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О техническом регулировании" № 65-ФЗ от 1 мая 2007 г. и новой Программы Правительства Российской Федерации в разработку технических регламентов от 28 декабря 2007 г. внесло определенные изменения в разработку технических регламентов (ТР) на требования ксисте-мам антитеррористической (АТЗ) и противокри-минальной защиты (ПКЗ) объектов и имущества. Ранее предполагалась разработка отдельных регламентов, но сейчас они заменены одним техническим регламентом уровня Федерального закона "О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества" (ПКЗ-1).

Вопрос о разработке ТР на требования к системам антитеррористической защиты объектов, очевидно, будет рассматриваться дополнительно. Необходимость разработки будет определяться видами и количеством угроз террористического характера, а также все возрастающей потребностью в средствах и системах безопасности, ограничивающих их проявление. Можно предположить, что работа по обоснованию необходимости подобных ТР, проведенная ФГУ НИЦ "Охрана", будет реализована в новом регламенте.

Можно также напомнить, что еще в 2005 году в журнале "СБ" (№ 63) была опубликована статья "Техническое регулирование систем антитеррористической и противокриминальной защиты объектов". Авторами статьи были А.В. Рубцова, заместитель руководителя Экономической рабочей группы при Администрации Президента Российской Федерации, и А.Г. Зайцева, заместитель начальника ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России. Статья представляла предложения по разработке двух специальных технических регламентов: "О требованиях к системам антитеррористической и противокриминальной защиты объектов" и "О требованиях к системам противокриминальной защиты имущества".

В статье отмечалось, что ввод в действие предлагаемых регламентов позволит усилить роль государства в регулировании таких важных вопросов, как:

  • создание нормативно-правового поля, регулирующего отношения между субъектами, которые осуществляяют свою деятельность в области государственной защиты имущества, и определяющего концептуальные подходы к системе государственной защиты имущества;
  • проведение единой государственной политики, направленной на повышение роли и эффективности применения систем антитеррористической и противокриминальной защиты для объектов по установленным категориям и требующих определенные уровни защиты;
  • создание соответствующей государственной нормативной базы, определяющей основные требования ктехническим системам антитеррористической и противокриминальной защиты для организации охраны различных категорий объектов и устанавливающей обязательное подтверждение их соответствия принятым требованиям;
  • консолидация усилий субъектов, осуществляющих свою деятельность в области государственной защиты объектов и имущества, в целях предотвращения и ликвидации кризисных ситуаций;
  • рациональное распределение бюджетных средств, выделяемых государством на техническое регулирование в области антитеррористической и противокриминальной защиты объектов и имущества.

Предполагалось, что первый ТР будет базовым, а второй -дополняющим. Появление обоих ТР на требования ктехническим системам АТЗ и ПКЗ было обусловлено имеющимися различиями в защите объектов от террористических угроз и защите имущества от угроз криминального характера. Возможность разработки этих ТР определялась положениями Федерального закона "О техническом регулировании" №184-ФЗ.

По статье 6 № 184-ФЗ определялась "цель принятия технического регламента, как:

  1. защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  2. предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей".

Статьей 7 № 184-ФЗ были ограничены виды безопасности, на которые разрабатываются технические регламенты и тем самым устанавливаются минимально необходимые, но обязательные требования.

Но сохранение жизни граждан, имущества физических и юридических лиц не может осуществляться без принятия определенных мер по обеспечению их безопасности. Кроме организационных, к ним относится применение технических средств и систем охраны и безопасности.

Именно вследствие этого можно рассматривать технические системы ТС АТЗ и ТС ПКЗ, а также ПКЗ-1 как обязательные и необходимые элементы обеспечения безопасности жизни граждан, имущества и объектов в целом.

Замена двух ТР по требованиям к ТС АТЗ и ТС ПКЗ на один - ПКЗ-1 - могла быть вызвана многими причинами, среди которых, очевидно, можно выделить следующие:

  • отсутствие регламентированных положений о соотношении организационных мер и необходимого уровня технической защищенности объектов различного назначения и значимости;
  • отсутствие критериев оценки угроз террористического и криминального характера, особенно при обеспечении защиты объектов;
  • отсутствие требований по уровням защищенности объектов различного назначения и значимости;
  • подобие требований к построению, структуре, проектированию систем при их возможном отличии по реализуемым функциям;
  • применение во многом подобных технических средств и систем при формировании ТС АТЗиТСПКЗ;
  • возможное применение идентичных способов подтверждения соответствия.

Можно пояснить, что, по мнению автора, является содержанием этих причин.

Соотношение организационных мер и необходимого уровня технической защищенности объектов

Можно предположить, что при защите объектов от угроз террористического характера соотношение будет в пользу организационных мер, но при значительном и разнообразном применении технических средств и систем. При защите от угроз криминального характера соотношение может быть в пользу применения технических средств и систем, в частности на объектах, не представляющих особого интереса для потенциальных нарушителей.

Критерии оценки угроз террористического и криминального характера

Автором неоднократно предлагались подходы по этому вопросу. Можно привести предложения, опубликованные в журнале "СБ" № 3 (69) за 2006 год. В ней указывалось, что в решении вопросов обеспечения безопасности объектов важную роль играют 3 фактора:

  • функционально-отраслевое назначение;
  • возможная опасность в виде предполагаемых угроз внешнего или внутреннего проявления;
  • характер возможных последствий и ожидаемый ущерб.

Далее все объекты предлагалось относить к функционально опасным или функционально значимым.

В функционально опасных объектах должны быть проанализированы риски практически по максимально возможным видам опасностей с учетом возможности их появления внутри объекта. В функционально значимых объектах оценка риска может быть ограничена анализом возможных внешних опасностей.

Судя по многим публикациям специалистов и определенным рекомендациям заинтересованных организаций, можно и необходимо предложить последовательность установления уровней защищенности и их применение при категорировании объектов.

Отсутствие требований по уровням защищенности объектов различного назначения и значимости

Определение уровня защиты, защищенность объекта, уровень безопасности в настоящее время представлено в ГОСТ Р 50776-95 (МЭК 839-1-4-89) "Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 4. Руководство по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию".

Определение уровней приведено по МЭК 839-1-4-89:

  • уровень защиты: показатель, характеризующий результат влияния технических и организационных мер, предпринимаемых для обеспечения безопасности и сохранности людей и имущества;
  • защищенность объекта: совокупность организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение охраны объекта (зоны объекта);
  • уровень безопасности: показатель, характеризующий превышение уровня риска над уровнем защиты.

Отсутствие требований по уровням защищенности объектов в какой-то мере заменяет определенные положения ведомственных документов по их категорированию. Например, классификация объектов по руководящим документам ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России. В РД 78.36.006-2005 "Выбор и применение технических средств охранной, тревожной сигнализации и средств инженерно-технической укрепленное™ для оборудования объектов" классификация объектов основывается на необходимости дифференцированного подхода к выбору и применению технических средств защиты и охраны в зависимости от значимости и концентрации размещенных на них материальных, художественных, исторических, культурных и культовых ценностей, последствий от возможных преступных посягательств.

Все объекты и их помещения и территории по этим показателям подразделяются на две группы: А (наиболее ценные) и Б (менее) Ввиду большого разнообразия различных по составу объектов в каждой группе они дополнительно подразделяются на две подгруппы каждая: А1 и А11, Б1 и Б11.

Это распределение создает условие более обоснованного применения технических средств инженерно-технической укрепленности и разных видов технических средств охраны.

Аналогичный подход может быть использован и при разработке требований по уровням защищенности при их признании.

Установление уровней защищенности любого объекта целесообразно основывать на анализе привлекательности совершения на нем противоправных актов, оценки возможной, но недопустимой совокупной опасности и последствий. При установлении уровня защищенности объекта необходимо исходить из противостояния наиболее опасным угрозам с наиболее тяжелыми последствиями.

Можно допустить на объектах при обоснованной необходимости наличие зон, территорий, зданий с большим или меньшим уровнем защищенности.

Исходными данными для установления уровней защищенности объектов могут быть:

  • назначение и область деятельности;
  • функционально-отраслевая принадлежность;
  • предполагаемые виды и уровень противоправных действий; создание модели возможных нарушителей;
  • характер недопустимых угроз и возможные последствия при их осуществлении;
  • анализ уязвимости объекта (совокупность действий, направленных на определение угроз и способов их осуществления, установление зон защиты и возможности снижения создаваемой опасности, разработка моделей предполагаемых нарушителей);
  • режим работы объекта (дневное время, круглосуточная работа), требования по ограничению доступа на объект;
  • подготовленность состава служб охраны или безопасности и наличие связи с правоохранительными органами, их участие в ликвидации возможных противоправных действий.

При установлении уровней защищенности объектов необходимо учитывать наличие требований по противопожарной и другим видам безопасности.

Подобие требований к построению, структуре, проектированию систем при их возможном отличии по реализуемым функциям

Подобие можно показать по существующему порядку создания любой системы для защиты объектов. Он включает установившиеся этапы: определенные исследования по объекту, составление технического задания на проектирование, непосредственно проектирование, реализация проектных решений и сдача системы заказчику. Построение, структура системы будут определяться выполнением требований, предъявляемых принятым уровнем защищенности, а также во многом интеллектуальными, инженерными и техническими возможностями исполнителя, разработчика.

Формирование как ТС АТЗ, так и ТС ПКЗ объекта должно быть направлено на выполнение следующих основных задач при противостоянии угрозам:

  • раннее обнаружение опасности;
  • предупреждение или обнаружение опасности, ограничение развития;
  • оповещение о совершении противоправного действия средствами сигнализации и передача информации соответствующим службам;
  • принятие мер к пресечению опасности;
  • пресечение опасности.

Вместе с тем системы АТЗ объекта и ПКЗ имущества имеют достаточно различий, среди которых можно отметить следующие:

  • характер проявления и реализации угроз;
  • соотношение организационных мер и технических средств и систем;
  • установление более жестких требований к анализу уязвимости объекта и характеру противостояния возможным угрозам террористического характера;
  • более разнообразные функции системы АТЗ по отношению к системе ПКЗ и соответственно большее количество видов применяемых технических средств и систем;
  • повышенные требования к выбору и применению технических средств и систем для системы АТЗ объекта;
  • средства и системы ТС ПКЗ имущества являются хоть и значительной, но всё же частью ТС АТЗ объекта.

Применение подобных технических средств и систем при формировании ТС АТЗ и ТС ПКЗ

Имеющиеся на рынке систем безопасности средства и системы могут обеспечивать противостояние следующего характера:

  • защита от несанкционированного проникновения на объект, в здания, помещения, доступа к конфиденциальной информации;
  • выдача сигнала тревоги о произошедшем нестандартном событии и передача извещения о нем соответствующим службам охраны и безопасности;
  • возможность усиления противостояния нестандартным действиям;
  • эффективность применения при минимальных затратах.

Исходя из назначения систем АТЗ объектов и ПКЗ имущества, можно считать, что они в полной мере направлены на обеспечение выполнения ранее упоминавшейся первой части статьи 6 № 184-ФЗ, так кактехнические средства и системы, их составляющие, в значительной мере обеспечивают именно охрану и безопасность людей, зданий, сооружений, имущества.

Признание этого приводит к необходимости относить системы АТЗ объектов и ПКЗ имущества к продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в формах обязательной сертификации или декларирования, на которые необходимо разработать ТР.

На основании изложенного можно рассмотреть некоторые вопросы формирования ТР на ПКЗ-1.

Возможное решение вопроса по техническому регламенту на ПКЗ-1

Представленное название нового ТР по Федеральному закону "О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества" (ПКЗ-1) можно рассматривать с двух позиций:

  1. ТР распространяется на средства (технические), на базе которых создаются системы обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества. Это может отражать определение, приведенное в ГОСТ Р 50775-95: "Системытревожной сигнализации Часть 1. Общие требования. Раздел 1. Общие положения": "Система охранной сигнализации: совокупность совместно действующих технических средств для обнаружения появления признаков нарушителя на охраняемых объектах, передачи, сбора, обработки и представления информации в заданном виде" - средства в определении рассматриваются как части системы. В этом случае ТР устанавливает на них обязательные требования, обеспечивающие безопасность людей при их использовании в соответствии с № 184-ФЗ Технические показатели или характеристики, определяющие их назначение и функции, будут утверждаться, как в настоящее время, государственными стандартами. Форма подтверждения соответствия - добровольная сертификация
  2. ТР распространяется на технические средства защиты и охраны и непосредственно формируемые на объекте системы или комплексы охраны (функциональные или интегрированные). Этот подход будет более определенным для направленности ФЗ по обеспечению противокриминальной защиты объектов и имущества.

Второй вариант можно представить, используя опыт разработки упоминавшихся двух первых ТР на системы АТЗ объектов и ПКЗ имущества.

Цели ФЗ можно изложить следующим образом. Настоящий закон, утверждающий технический регламент, разрабатывается в целях формирования систем противокриминальной защиты объектов, жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды от предполагаемых угроз криминального характера, а также для предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Объектом технического регулирования являются системы ПКЗ-1 и ее составляющие технические средства защиты, охраны и системы (комплексы) охраны.

Состав достаточно известен специалистам и может стать предметом обсуждения при дальнейшей работе над ТР. Возможный перечень технических средств и систем настолько широк, что на их базе могут создаваться системы ПКЗ-1, обеспечивающие определенное противостояние угрозам террористического характера.

Именно последнее позволяет представить и предложить к рассмотрению характеристики возможных уровней защищенности Объекты могут быть представлены семью уровнями защищенности.

  1. Оптимальный уровень, обеспечивающий по классам защиты применение из состава системы ПКЗ-1 изделий для защиты объектов в возможных отдельных зонах (помещения, территории, отдельные виды транспорта) от минимально возможных угроз криминального характера.
  2. Оптимально-повышенный уровень, обеспечивающий по классам защиты применение из состава системы ПКЗ-1 изделий для защиты объектов (зданий, сооружений, территорий, отдельных видов транспорта) от угроз криминального характера с оптимально возможными, но недопустимыми последствиями.
  3. Повышенный уровень, обеспечивающий по классам защиты применение из состава системы ПКЗ-1 изделий для защиты объектов (зданий, сооружений и территорий, на которых они расположены, а также отдельных видов транспорта или их места дислокации) от угроз криминального характера повышенной опасности с возможными, но недопустимыми последствиями.
  4. Высокий уровень 1, обеспечивающий по классам защиты применение из состава системы ПКЗ-1 изделий для защиты объектов любого вида и назначения от угроз криминального характера высокой опасности, но с недопустимыми последствиями, и определенной защиты от ограниченного вида угроз террористического характера в возможных зонах с наименьшей вероятностью их проявления.
  5. Высокий уровень 2, обеспечивающий по классам защиты применение из состава системы ПКЗ-1 изделий для защиты объекта от угроз криминального характера высокой опасности, но недопустимыми последствиями и определенной защиты от ограниченного вида угроз террористического характера в возможных зонах с повышенной вероятностью их проявления.
  6. Наивысший уровень, обеспечивающий по классам защиты применение из состава системы ПКЗ-1 изделий для защиты объектов от угроз криминального характера наивысшей опасности и определенной защиты от возможных угроз террористического характера с определенной вероятностью их проявления, влияющих на появление чрезвычайных ситуаций техногенного характера локального или местного действия.
  7. Специальный наивысший уровень. Устанавливается по особым требованиям для объектов специального назначения. Объекты оборудуются техническими средствами из состава системы ПКЗ-1, а также специальными средствами защиты от угроз террористического характера и/или угроз техногенного местного или территориального характера.

Характеристики угроз техногенного характера приведены из "Положения о классификации чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера", утвержденного Правительством Российской Федерации № 1094 от 13.09.1996 г.

В Положении ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

В нем же ЧС классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, размера материального ущерба, а также по границам зон распространения поражающих факторов ЧС.

Для обнаружения возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера в системы охраны должны интегрироваться устройства или системы контроля состояния возможных источников их появления.

Одновременно могут решаться вопросы обоснованной насыщенности технических средств контроля и усиления рубежей защиты и охраны. Количество уровней защищенности может быть расширено применением изделий с особыми требованиями по их классам устойчивости к несанкционированным действиям (НСД).

Классы защиты, или устойчивости к НСД, при сохранении требований по уровням защищенности создаются с целью повышения фактической и экономической эффективности применения СПКЗ при большом разнообразии функциональных объектов.

Принятие уровней защищенности в представленном виде позволит формировать требования к системам ПКЗ-1 и ее составляющим средствам и системам, исходя из эффективности их применения.

Изложение требований безопасности к системе ПКЗ-1 и ее составляющим, а также определяющих технические показатели или характеристики позволит разработать необходимый ТР на ПКЗ-1.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2008
Посещений: 21495

  Автор

Вишняков С. М.

Вишняков С. М.

Редактор раздела "Комплексные системы безопасности"

Всего статей:  43

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций