Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Дифференциация объектов защиты. Составляющие системы обеспечения комплексной безопасности стационарного объекта

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Дифференциация объектов защиты. Составляющие системы обеспечения комплексной безопасности стационарного объекта

С. М. Вишняков

В третьей декаде января текущего года Национальный антитеррористический комитет объявил о мобилизации сил и средств для противостояния возможным террористическим актам. Этот факт вновь заставил обратить внимание на необходимость усиления охраны безопасности населения, а также объектов любой значимости и любой собственности

Принципы противодействия терроризму

Национальный антитеррористический комитет действовал в соответствии с Федеральным законом "О противодействии терроризму" (№ 35-ФЗ от 6 марта 2006 г). В настоящей статье мы рассмотрим, главным образом, основные принципы противодействия терроризму, определенные этим законом:

  • приоритет мер предупреждения терроризма;
  • минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
  • адекватность противодействий терроризму степени террористической опасности.

В процессе выполнения задач, поставленных перед структурными подразделениями комитета, отчетливо выделялась организационная составляющая обеспечения безопасности. Внешне это выражалось в появлении в общественных местах усиленных нарядов милиции, в том числе кинологов с собаками. При этом другая постоянно действующая составляющая - техническая -хотя осталась как бы в тени, но представители и этой категории выполнили свои задачи.

Составляющие СКБ стационарного объекта

Итак, есть две составляющие обеспечения безопасности объекта: организационная и техническая. Они могут быть представлены как соответствующие системы, которые вместе образуют совокупность мер по обеспечению комплексной безопасности (СКБ) объекта. В данной статье речь пойдет только о стационарных объектах, так как подвижные объекты имеют определенную специфику и должны рассматриваться с точки зрения имеющихся особенностей.

Под стационарным объектом, как объектом защиты (далее - объект), понимаются здания, строения, сооружения, их отдельные помещения со всеми инженерными сетями и коммуникациями, имуществом и оборудованием, с людьми, находящимися там постоянно или в определенные промежутки времени. К этим объектам также относится и закрепленная за ними территория.

Цель организационной системы (ОС) СКБ объекта - установление порядка и ответственности за решение задач, которые связаны с мобилизацией сил и средств служб безопасности и правоохранительных органов, подразделений МЧС и направлены на предупреждение угроз для жизни, здоровья граждан, для среды обитания, имущества, зданий, строений и сооружений, на противостояние предполагаемым или возникшим угрозам (природного, техногенного, террористического или криминального характера), а также на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС). Цель технической системы (ТС) СКБ - выполнение требований усиления защиты объекта от предполагаемых угроз аналогичного характера путем применения средств и систем контроля и обнаружения, сигнализации и оповещения, предотвращения и ликвидации последствий ЧС.

Практика и законодательная база

Угрозы безопасности объекта, особенно чрезвычайные ситуации природного, стихийного характера, нельзя предотвратить полностью, можно лишь уменьшить вероятность и характер их проявления.

В решении этих задач имеют большое значение опыт и практика подразделений МЧС и МВД России. В соответствующих законах обязательно указываются требования к обеспечению безопасности стационарных объектов от возможных несанкционированных действий (НСД). В качестве примера можно привести Федеральные законы "О безопасности гидротехнических сооружений" и "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". К элементам ОС, действующей на данный момент времени, можно отнести службы охраны и/или безопасности непосредственно объекта, службы вневедомственной или ведомственной и подобной охраны, подразделения МЧС, другие правоохранительные органы. Степень их участия в ликвидации последствий ЧС будет зависеть от определения категории объектов, которое позволит обоснованно применять ОС и ТС СКБ.

Подходы ведомств к категорированию объектов

В действующих руководящих документах отдельных ведомств существует практика категорирования объектов. Сейчас возвращение к этому вопросу обусловлено разработкой общих и специальных технических регламентов (СТР). В качестве одного из предложений, принятых на уровне федерального закона, рассматривается подход к категорированию объектов, используемый в МЧС России. Он реализован в "Единой межведомственной методике оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета ЧС", принятой в 2004 г. (далее - Методика). Согласно Методике, оценка ущерба от ЧС является основой для:

  • учета и регистрации ЧС по единым экономическим показателям;
  • оценки риска ЧС на ОПО;
  • принятия обоснованных решений по обеспечению промышленной безопасности на ОПО, защите населения и территорий от ЧС;
  • категорирования ОПО по степени риска;
  • анализа эффективности мероприятий, направленных на снижение ущерба от ЧС.

Классификация ЧС для ОС СКБ

По объекту, на который воздействуют негативные факторы, различают следующие виды ущерба: ущерб жизни и здоровью людей, ущерб социально-экономический, социально-политический (государству), экологический (ущерб природной среде). В соответствии с "Положением о классификации ЧС природного и техногенного характера", утвержденного Правительством Российской Федерации № 1094 от 13 сентября 1996 г., ЧС классифицируются в зависимости от количества пострадавших людей, размера материального ущерба, а также зоны распространения поражающих факторов ЧС.

ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. В табл. 1 представлена классификация ЧС по характеру и величине ущерба, который зависит от:

  • количества пострадавших людей (№ 1);
  • количества людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности (№ 2);
  • величины материального ущерба, исчисляемого в количестве минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

Представленные в таблице показатели позволяют установить соотношение ОС и ТС СКБ на ОПО и условия применения этих систем при категорировании объектов разного назначения. Безопасность в зоне локального действия ЧС обеспечивается силами охраны и служб безопасности непосредственно объекта. При обеспечении безопасности объекта с зоной местного действия дополнительно подключаются необходимые и установленные для данного объекта силы МВД и МЧС.

Обеспечение безопасности объектов с территориальными и более широкими зонами возможных действий осуществляется структурными подразделениями более высокого уровня по территориальному плану и с привлечением, в соответствии с ФЗ № 35, необходимых сил, вплоть до Вооруженных сил Российской Федерации.

Вопросы создания СКБ ОПО

При рассмотрении вопросов, связанных с созданием ТС СКБ ОПО и других объектов, возникают некоторые противоречия в применении оценок указанной выше Методики.

Для ОПО любого из названных уровней по классификации Методики МЧС построение СКБ и ее состав по видам средств и систем будут идентичны. Меняться будут только приборы и устройства контроля, а также количество оборудования. Отличие ОПО от других производственных объектов состоит в том, что при нарушении каких-либо технологических процессов, а также при возможных свершениях террористических актов они становятся источником значительной опасности. ФЗ-№ 184 "О техническом регулировании" (статья 7) рассматривает следующие виды безопасности:

  • безопасность излучений;
  • биологическая безопасность;
  • взрывобезопасность;
  • механическая безопасность;
  • пожарная безопасность;
  • промышленная безопасность;
  • термическая безопасность;
  • химическая безопасность;
  • электрическая безопасность.

Применительно к ОПО эти виды безопасности обеспечиваются при выполнения существующих норм и правил.

Контроль за состоянием и/или появлением опасных отклонений от норм обеспечивается с помощью приборов, устройств и систем СКБ объекта. При этом наряду с подобными постоянно присутствующими факторами следует учитывать и возможные противоправные террористические и криминальные действия. Особенность противостояния таким действиям заключается в необходимости создания систем СКБ, идентичных по основным принципам и содержанию и малозависящих от уровня по классификации ОПО. К основным принципам СКБ ОПО можно отнести:

  • создание предварительных зон наблюдения;
  • ограничение въезда блокираторами;
  • осуществление многорубежной охраны периметра;
  • оборудование контрольно-пропускных пунктов с обеспечением защиты от огнестрельного оружия;
  • повышенные требования к ограничению доступа;
  • выполнение требований к оснащению средствами и установками пожаротушения в соответствии с условиями промышленной безопасности;
  • обеспечение повышенной надежности средствами и системами охранно-пожарной сигнализации, выполнение требований к их размещению и монтажу;
  • обеспечение требований к хранению и защите от несанкционированного доступа к информации;
  • обеспечение резервирования электроснабжения;
  • создание структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Приведенные выше положения должны практически выполняться на любом ОПО, независимо от его ранга по классификации.

Категорирование стационарных объектов

Особенности применения Методики и положений, установленных для создания СКБ, ОС и ТС СКБ для ОПО, демонстрируют необходимость изобретения нового подхода к категорированию объектов и формирования единых требований к взаимодействию составных систем СКБ. Вопросы категорирования стационарных объектов (объектов защиты) целесообразно сгруппировать по трем уровням.

Первый уровень категорирования

Этот уровень предполагает разделение объектов на 6 или 7 категорий, как уже было предложено в статье "Функциональные опасность, безопасность и значимость объектов. Часть 1" ("Системы безопасности", 2006, №2). Все потенциальные объекты защиты в упомянутой статье предлагалось разделить на две группы: функциональной опасности и функциональной значимости. 1-я группа (объекты функциональной опасности)

Данная группа могла бы иметь две категории. Объект потенциальной опасности (категория 1) -это объект, опасная ситуация на котором в дополнение к внешним причинам (в виде воздействия ЧС и несанкционированных - террористических или криминальных - актов) может возникнуть как следствие внутренних причин (при нарушении технологического цикла при производстве, хранении или утилизации опасных материалов, веществ, продукции). Среди подобных объектов можно было бы выделить ОПО, взрывоопасные объекты, объекты нефтегазовой отрасли, относящиеся к ним трубопроводы, отдельные классы объектов по пожарной опасности и т.п. Объект повышенной опасности (категория 2) - это объект, опасная ситуация на котором может возникнуть только вследствие внешних причин (воздействие ЧС или несанкционированных - террористических или криминальных - актов) со значительными последствиями для жизни людей, общества. К этой категории, кроме объектов ОПО и им подобных, могут относиться объекты оборонного значения, инфраструктуры морского или речного значения, аэродромы, метрополитен, базы и склады особого значения и т.п. 2-я группа (объекты функциональной значимости) Данная группа могла бы иметь 4 категории:

  • объект государственного значения (категория 3);
  • объект значения регионального или субъекта Федерации (категория 4);
  • объект особого значения (категория 5);
  • объект гражданского значения (категория 6).

Объекты особого значения (категория 5) - объекты субъекта Федерации, районного или городского уровня, которые отнесены правительством субъекта Федерации к объектам особой значимости, как не вошедшие в указанные выше категории, но требующие СКБ вследствие возможного появления ЧС техногенного локального характера, и которые могут быть подвержены определенным террористическим или криминальным актам. К данной категории могут быть отнесены определенные объекты частных юридических лиц по их представлению, а также высотные (и аналогичные им) здания. Объекты гражданского значения (категория 6) - это объекты, обеспечивающие защиту от ЧС своими техническими строительными и конструкторскими решениями, исключающими возможность возникновения техногенных ЧС. Такие объекты относятся к выше перечисленным категориям, но являются объектами, инженерные и т.п. системы которых подлежат защите при аварийных ситуациях, а также от возможных террористических и/или криминальных действий. Данная группа может состоять из наибольшего количества объектов. К ним относятся объекты социального значения, учреждения науки и образования, медицины и культуры, отдельные производственные и сельскохозяйственные предприятия.

К седьмой категории могли бы быть отнесены комбинированные объекты, которые имеют постоянный подвижной состав и периодически перемещаются, осуществляя выезд и въезд с определенной территории. Второй и третий уровни категорирования Второй уровень категорирования предполагает распределение по отраслям промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, образования, финансово-кредитной сферы и т.п. объектов, подлежащих защите, круг которых установлен на первом уровне.

Третий уровень предполагает введение классов защиты объектов СКБ. Объекты этого уровня могли бы определяться министерствами РФ, руководством регионального уровня по представлению собственников предполагаемых объектов защиты.

Уровни ТС СКБ

Сложнее установить требования к технической системе СКБ в соответствии с уровнем объекта защиты. Уровни ТС СКБ должны представлять минимально необходимые требования к обеспечению безопасности для функционально опасных и функционально значимых объектов защиты по их категориям.

Минимальный состав ТС СКБ, соответствующий категории объекта, должен определяться исходя из функций, выполняемых данными системами и средствами. В табл. 2 приводится примерный список функций ТС СКБ для объектов разных категорий. На основании перечня минимально необходимых требований, принятых для объектов разных категорий, устанавливаются конкретные требования при проектировании ТС СКБ на объектах защиты, учитывая их отраслевую принадлежность (второй уровень категорирования) и класс защиты (третий уровень). Реализация последних предложений, как было отмечено выше, может быть представлена СТР на требования к СКБ (далее - СТР СКБ).

Этот специальный технический регламент СКБ способен решить важные задачи безопасной эксплуатации объектов защиты, дополнив общий технический регламент "О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий". Отдельные предложения по развитию СКБ объектов были изложены в статье автора "Возможное развитие систем комплексной безопасности" ("Системы безопасности", 2005, №5). СКБ, будучи составной частью системы управления объектом, может играть решающую роль в обеспечении нормального функционирования любого объекта защиты. Важным обстоятельством при этом будет выполнение минимально необходимых требований к СКБ и ее составляющих, реализованных в соответствии с категорией объекта защиты.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2007
Посещений: 14044

  Автор

Вишняков С. М.

Вишняков С. М.

Редактор раздела "Комплексные системы безопасности"

Всего статей:  43

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций