Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Распределенные cиcтeмы безопасности объектов транспортной инфраструктуры

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

В.А. Кудельнин
Президент консорциума "Интегра-С"

Распределенные cиcтeмы безопасности объектов транспортной инфраструктуры

В условиях резкого роста угрозы террористических актов, техногенных катастроф, контрабанды и нелегальной иммиграции создание глобальных систем безопасности транспортных коммуникаций становится одной из важнейших задач государства. Качественно новый уровень безопасности можно обеспечить только путем внедрения современных технологий, наиболее совершенных технических средств и снижением тем самым влияния "человеческого фактора".

Консорциум "Интегра-С" разработал принципиально новую концепцию безопасности транспортной инфраструктуры, основой которой является распределенная интеллектуальная система контроля и управления объектами транспорта (свидетельство на полезную модель № 28785 "Распределенная интеллектуальная интегрированная система безопасности" от 10.04.03, Роспатент).

Структура системы

Система "Интегра-С" представляет собой единую информационно-управляющую структуру, объединяющую сотни объектов. Каждый пользователь системы согласно своим правам доступа может получить интересующую его информацию и на ее основе принимать решения и осуществлять управление.

Распределенная система включает в себя локальные интегрированные комплексы безопасности объектов. Локальные комплексы, состоящие из систем видеонаблюдения, охранно-пожарной сигнализации, инженерных подсистем и т.д., осуществляют сбор, обработку, архивирование и передачу требуемой информации соответствующим пользователям по глобальным каналам связи. Пользователь имеет возможность оперативно получать информацию о состоянии системы и отдельных элементов, в том числе и видеоданные, на сотовый телефон или карманный компьютер.

С помощью интеллектуальных алгоритмов анализа информации локальная система выявляет потенциально опасные ситуации и привлекает к ним внимание соответствующих служб. Все подсистемы локального комплекса взаимосвязаны, и в ответ на событие, произошедшее в одной подсистеме, происходит ответное действие в другой.

В распределенной системе задается своего рода иерархия сообщений. При возникновении нештатной ситуации информация передается пользователю согласно заданным приоритетам и уровню его ответственности. На высший уровень (Министерство транспорта, руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта) передаются только наиболее важные сообщения. Сообщения средней важности остаются на соответствующем уровне иерархии и не передаются на более высокий уровень.

Многоуровневая структура позволяет рационально распределить потоки информации между подразделениями предприятия и тем самым минимизировать объем передаваемых данных. Централизованный статистический анализ по большому числу объектов позволяет с большей достоверностью прогнозировать аварии и выявлять предпосылки к возникновению чрезвычайной ситуации.

Решаемые задачи

Внедрение распределенных систем контроля и управления объектами транспорта и интеллектуальных алгоритмов анализа информации позволяет решить самые разные задачи.

С помощью распределенных систем безопасности и управления объектами железных дорог можно контролировать тысячи километров путей и обеспечить управление дороги достоверной информацией о состоянии территориально удаленных мостов и вокзалов.

Визуальное распознавание номеров составов и вагонов, фиксация времени прохождения через контрольную точку позволяют отслеживать проходящие поезда и выявлять хищения подвижного состава.

С помощью алгоритмов анализа видеоизображения также можно осуществлять технический мониторинг состояния вагонов, что позволяет своевременно выявлять угрозы неисправности и аварий.

Применение систем видеонаблюдения и контроля доступа на автомобильных дорогах позволяет автоматизировать многие процессы. Использование видеокамер на дорогах обеспечивает визуальное наблюдение над ситуацией на транспортных магистралях, дает возможность фиксировать факты угона, дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения.

Применение системы распознавания автомобильных регистрационных номеров автоматизирует контрольно-пропускной режим и дает возможность вести розыск автомобилей, находящихся в угоне.

Анализ видеоизображения транспортных потоков в режиме реального времени используется для определения интенсивности дорожного движения и выявления заторов. В дальнейшем, с внедрением технологий GPS, данная информация может оперативно передаваться всем участникам движения.

"Интеллектуальные здания" аэропортов, морских портов, грузовых терминалов обеспечат взаимодействие всех технических и информационных систем и централизованный сбор информации. Это повысит эффективность противодействия терроризму, контроль над техническим состоянием объектов и снизит эксплуатационные затраты.

Оснащение самолетов современными системами видеонаблюдения обеспечит пилотов и наземные службы безопасности полной информацией об обстановке на борту.

Автоматизация логистических процессов и осуществление визуального контроля над ними с помощью видеокамер значительно повысят безопасность грузовых перевозок.

Практика внедрения

Распределенные системы безопасности "Интегра-С" активно внедряются на железных дорогах России (Куйбышевской, Южно-Уральской, Забайкальской и Приволжской), в Новороссийском морском порту.

Уникальность и высокий уровень разработок подтверждаются результатами участия в международных специализированных конкурсах и форумах: медали и дипломы первой степени конкурсов: "Эталон безопасности-2003" ("Охрана и безопасность", Санкт-Петербург, ноябрь 2003 г.), "Лучшее инновационное решение в области технологий безопасности" ("Технологии безопасности", Москва, февраль 2004 г.), а также почетные дипломы Национальной отраслевой премии по безопасности "ЗУБР-2004", конкурса "Лучший инновационный продукт-2004" (MIPS-2004, Москва, апрель 2004 г.), международного форума "MEPLEX-2004" (ОАЭ, Дубаи, май 2004 г.).

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #5, 2004
Посещений: 7520

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций