Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Физическая защита стадионов

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Физическая защита стадионов

Приближающийся 2018 год и время большого футбола накладывают определенные обязательства на принимающую сторону. Хозяева чемпионата мира должны не только достойно принять спортсменов и многотысячную армию болельщиков, но и обеспечить им максимальную безопасность
Олег Шаповал
Председатель совета директоров ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ"

Для обеспечения физической защиты и в целом безопасности спортивного мероприятия при его организации необходимо учитывать потоки большой массы людей, направления течения этих потоков в определенные временные периоды, а также передвижение самих участников соревнований.

Организованный поток зрителей

Специалистам, ответственным за безопасность, необходимо решить задачу организации постепенного заполнения стадиона зрителями перед началом соревнований – разбить весь поток на мелкие ручейки и пропустить через зоны досмотра (с процедурой досмотра каждого зрителя). После окончания соревнований или в экстренном случае (пожар или другие происшествия) массу людей надо моментально и беспрепятственно выпустить наружу.

Все это успешно реализуется с помощью современных инженерно-технических средств физической защиты.

Какие-то вопросы вполне возможно решить традиционными методами, но с применением передовых технологий это получится сделать более эффективно.

Например, для управления людскими потоками рекомендуется использовать флюгерные заграждения (рис. 1). С их помощью при входе на стадион организовывают полностью закрытый периметр. Это сигнализационные сетчатые заграждения с дистанционно управляемыми замками на панелях, имеющие функции калиток и распашных ворот, заблокированных перед началом соревнований. Все элементы конструкции устойчивы к актам вандализма, что немаловажно в условиях проведения спортивно-массовых мероприятий.


По окончании соревнований калитки или ворота одновременно по единой команде дистанционно деблокируют, они распахиваются, как флюгеры, в направлении выхода со стадиона и беспрепятственно пропускают весь зрительский поток.

Следует отметить, что такие системы принципиально не имеют определенного направления пропуска потока людей. Это качество можно использовать, например, при необходимости быстрого пропуска на стадион сотрудников спецподразделений в случае массовых беспорядков.

Подъезд для спортсменов

Анализ противоправных действий во время проведения международных соревнований и других крупных массовых мероприятий показывает, что одними из сложных для обеспечения порядка моментов являются прибытие на стадион и отправление после соревнований автобусов со спортсменами. Именно на пути проезда автотранспорта и у входа в подтрибунные помещения чаще всего случаются разного рода провокации и неприятные инциденты. Поэтому путь и зона подъезда к стадиону требуют повышенного внимания и особых усилий со стороны сил правопорядка. Из этого следует, что должен быть организован специальный проезд для приезжающих на стадион и отъезжающих с него спортсменов.

Эта задача решается с помощью секций мобильных комбинированных заграждений (рис. 2). Они позволяют быстро организовать проходы и проезды любой конфигурации. В этом случае заградительная линия периметра внутренней зоны прибытия спортсменов будет состоять из отдельных секций, каждая из которых имеет два конструктивных элемента: железобетонный блок в основании и устанавливаемую на него сварную сетчатую панель.


При этом преодоление заграждения затруднено. Его высота может быть увеличена до 7 м за счет установки козырька из армированной колючей ленты или сварной сетки, а также путем выбора сетчатых панелей увеличенной высоты.

Само заграждение, имея в основании железобетонный блок, само по себе устойчиво и обладает противотаранными свойствами. Вместе с тем имеется дополнительная возможность укрепить линию периметра, скрепив блоки стальным канатом.

А для исключения несанкционированных перемещений установленных секций заграждения имеются специальные паз и выступ на торцевых поверхностях бетонных оснований.

В конструкции заграждения данного типа предусмотрена возможность монтажа распашных ворот, а также калиток. На местности с уклоном секции комбинированного заграждения устанавливаются ступенчато.

Само заграждение предусматривает скрытую установку на его секции приборов охранной сигнализации и освещения.

Вместе с тем специалистам, ответственным за безопасность, необходимо предусмотреть физическую защиту как спортсменов, так и персонала стадиона, обслуживающего зону проезда на объект. Для этого на ворота и калитки, а также в зонах с повышенной вероятностью провокаций и терактов рекомендуется устанавливать пулерассеивающие сетчатые панели, защищающие находящихся там людей от прицельного огня из стрелкового оружия и в то же время позволяющие охранникам визуально контролировать территорию объекта.

Комбинированные заграждения данного типа рассчитаны на быстрые и многократные установки на местности, последующие демонтажи и перевозки. Для перемещения бетонных блоков автопогрузчиком или автокраном в составе блока обычно предусмотрены все необходимые для этого конструкционные элементы (пазы для вил автокара и т.д.).

Подобные заграждения устанавливаются только на время соревнований, при этом их конфигурация может выполняться оптимальным образом, учитывая требования конкретного мероприятия. Следует особо отметить, что их монтаж и демонтаж не наносит никакого вреда дорожным покрытиям.

Помимо использования на спортивных сооружениях, данный тип заграждений может быть предоставлен городским властям для организации движения людей и транспорта при проведении других массовых мероприятий.

Проезд на прилегающую территорию

При обеспечении безопасности спортивных соревнований необходимо учитывать еще один момент – прилегающая к стадиону территория должна быть защищена от возможных атак с использованием автотранспорта.

В нашей стране до сих пор для этого используют бетонные тумбы – их устанавливают на входе и въезде на стадион. И весь народ ходит мимо них, хотя за рубежом эту же задачу решают с помощью стационарных выдвигающихся боллардов, которые после окончания соревнований опускают до уровня поверхности дороги. Безусловно, это дорогостоящие системы, требующие дренажа, подогрева в холодный период года, а также постоянного тщательного ухода, особенно в межсезонье.

Следует обратить особое внимание на самое слабое звено в линии периметра – зону проезда автотранспорта на территорию стадиона. Для ее усиления предлагается применение быстро устанавливаемого противотаранного шлагбаума, который бы гарантированно останавливал автотранспорт массой до 3,5 т, двигающийся со скоростью до 40 км/ч, то есть нагруженную "Газель". С учетом особенностей спортивного объекта это должно быть не сложное при монтаже устройство, закрепляемое на стапеле или мелкозаложенном фундаменте, который в случае необходимости может быть выполнен на свайном основании, что дает возможность вести монтаж без повреждения идущих под землей коммуникаций.

Требования к оборудованию

  1. Все устройства должны иметь повышенный ресурс и надежно работать на открытом воздухе в условиях российского климата.
  2. Вандалоустойчивость исполнительных конструкций (калиток, замков, шлагбаумов и т.д.) – обязательный параметр оборудования при проведении любых спортивно-массовых мероприятий. При этом конструктив изделий должен максимально защищать (или скрывать) кабельные линии, замки, петли, доводчики и технические средства охраны.
  3. Преграждающая техника и внешние конструкции должны быть противотаранными, устойчивыми к прорыву автотранспорта.
  4. Все мобильные конструкции и устройства должны иметь возможность быстрого монтажа и демонтажа, так как система в целом должна позволять оперативно изменять конфигурацию периметра защищаемой зоны.
  5. В системе безопасности объекта должно быть как можно меньше радиоканальных систем.
  6. Должна обеспечиваться защита от кибератак. Сейчас установлено очень много разношерстных компьютерных систем, поэтому современные решения должны быть совместимы с предыдущими. Возникает некий парадокс: чем современнее компьютерные системы, тем легче их взломать – к системам, работающим в облачной среде, легче подобрать ключи. В то же время устаревшие сети, имеющие ограниченное число соединений, менее подвержены кибератакам. Возможно, необходимо уйти от облачных сервисов там, где есть такая опасность.

Пилотный проект, типовое решение или шеф-монтаж?

Простая компиляция систем уже не устраивает заказчика. Ему нужен единый комплекс, и так как собственной квалификации не хватает, он ставит перед производителем (поставщиком) задачи подобрать систему "под ключ" и при этом определить и конфигурацию системы, и тактику охраны и т.д.

Если у заказчика нет четкого понимания, как решить конкретную задачу теми или другими способами, необходимо организовать пилотный проект. Это стоит не так дорого, но позволяет избежать существенных ошибок на стадии проектирования. Не скрою, это принцип работы еще советской системы, которая строилась по плану проведения опытно-конструкторской работы: начиналось все с технического задания, делали действующий макет и только потом опытный образец.

Для решения крупных задач, которые должны тиражироваться в проекты, эффективнее идти через небольшой пилотный проект, который позволит согласовать все нюансы работы системы. Если все-таки нет возможности сделать пилотный проект, то следует обратиться к типовым проектным решениям. И заказчику не надо думать, что у него какой-то эксклюзивный объект или задача. Потом зачастую выясняется, что нечто подобное уже когда-то было. Нужно просто найти специалиста, который предложит подходящий проект на базе имеющихся и успешно эксплуатируемых. Возможно, его потребуется немного доработать, модернизировать, чтобы привязать к конкретному объекту, но это намного дешевле, чем заново изобретать велосипед.

В крайнем случае, когда невозможно ни то, ни другое, необходимо идти как минимум на шеф-монтаж со стороны производителя.

Как правило, производитель оборудования отделен от его поставщика, а тот, в свою очередь, существует раздельно с проектировщиком и монтажником. Это все разные организации, которые часто сваливают все свои недочеты друг на друга. Связать их воедино поможет шеф-монтаж со стороны производителя оборудования, который сможет проконтролировать и качество монтажа, и уровень проекта, и все вопросы в комплексе. И уже никто ни на кого кивать не будет.

И еще один серьезный момент – это сервис в рамках гарантийных обязательств. В случае ведения шеф-монтажа компанией-производителем по гарантиям она должна отвечать полностью.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2016
Посещений: 5540

  Автор

 

Шаповал О.Л.

ЦеСИС НИКИРЭТ

Всего статей:  16

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций