Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Функциональная опасность, безопасность и значимость объекта. Часть 2

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Функциональная опасность, безопасность и значимость объекта. Часть 2

С. М. Вишняков
Председатель Техкомиссии Госстандарта России

Базовые категории

В решении вопросов, связанных с обеспечением безопасности объектов, о которых шла речь в 1-й части данной статьи (журнал "Системы безопасности" № 2 (68), важную роль играют три фактора:

  • Функционально-отраслевое назначение;
  • возможная опасность, предполагаемые угрозы;
  • возможные последствия.

Все объекты предложено рассматривать по двум базовым категориям: функционально опасным и функционально значимым. Функциональная безопасность здесь должна рассматриваться как обеспечение нормального, установленного режимом работы функционирования объекта в целом. Таким образом, употребляемое в данном смысле понятие отличается от понятия "функциональная безопасность" по стандарту МЭК 61508, где она представляется как "вероятность правильного функционирования оборудования". Разделение объектов на упомянутые категории происходит по наличию или отсутствию возможности возникновения техногенной чрезвычайной ситуации в случае совершения диверсий, террористических актов, а также актов криминального характера.

Если объект относится к первой категории, то результаты подобных воздействий могут носить характер значительно более опасный, подчас непоправимый, и привести к максимально возможному физическому и материальному ущербу. Вопросы отнесения техногенных объектов к той или иной категории достаточно подробно рассмотрены в нормативных документах, касающихся чрезвычайных ситуаций и опасных производственных объектов. Имеющиеся подходы к категорированию могут быть применены для установления категорий стационарных объектов (СО) по обеспечению комплексной безопасности, в том числе антитеррористической и противокриминальной.

Нормативная база

При рассмотрении вопроса обеспечения комплексной безопасности СО в качестве базового снова следует упомянуть Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО)" № 116—ФЗ и ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования".

В дополнение к № 116—ФЗ разработаны рекомендации, устанавливающие определенные правила и регламенты для оценки существующих на ОПО мер безопасности. К ним можно отнести следующие документы Госгортехнадзора, зарегистрированные Минюстом России:

  • РД 03-315-99 Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней.
  • РД 03-357-00 Методические рекомендации по составлению декларации промышленной безопасности ОПО.

В ГОСТ Р 22.1.12 представлены как важные понятия и определения, так и определенные требования по формированию структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС). Согласно стандарту "СМИС создают в целях обеспечения гарантированной устойчивости функционирования системы процессов жизнеобеспечения требуемого качества на контролируемых объектах".

К функциям СМИС, играющим значительную роль в СКБ, относится контроль состояния инженерных систем, электроснабжения, инженерно-технического комплекса пожарной безопасности, системы оповещения, охранной сигнализации и видеонаблюдения, системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически и биологически опасных веществ взрывоопасных концентраций и других опасных факторов.

СКБ стационарных объектов

Представленные документы, как и целый ряд Федеральных законов и государственных стандартов аналогичного назначения, имеют прямое отношение к вопросам разработки системы обеспечения комплексной, в том числе антитеррористической, безопасности любого объекта. Напомним, что под системой обеспечения комплексной безопасности СО понимается совокупность организационных мер, технических средств и систем, составляющих, в современном понимании, систему комплексной безопасности (СКБ). В состав СКБ входят средства и системы, составляющие техническую систему антитеррористической и противокриминальной защиты (ТС АТЗ) объекта. Две базовые категории функционально опасные и функционально значимые позволяют рассматривать для СО виды, характер, технические средства и системы, обеспечивающие совместно с организационными мерами заданный уровень комплексной безопасности по присвоенной объекту категории.

Важный фактор - оценка риска, которая подразумевает общий процесс анализа рисков, и установление показателя защищенности объекта системой комплексной безопасности и/или ТС АТЗ от предполагаемого набора угроз. По ГОСТ Р 22.1.02-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения", понятие "оценка риска" определяется как "идентификация опасности и возможных ее источников, исследование механизма их возникновения, оценки вероятности возникновения идентифицированных опасных событий и их последствий".

Система антитеррористической защиты

При формировании системы обеспечения комплексной безопасности, а также системы АТЗ важное или определяющее значение имеет установление возможных и недопустимых несанкционированных внешних и/или внутренних факторов, действий, приводящих к нарушению функционирования объекта или к свершению террористических актов. При формировании СКБ и ТС АТЗ должны учитываться разграничение функций и возможностей по предотвращению упомянутых факторов между организационными мерами и имеющимися возможностями используемых технических средств и систем. В функционально опасных объектах должны быть проанализированы риски практически по всем известным на данный момент видам опасностей с учетом возможных действий внутри объекта. В функционально значимых объектах оценка риска может быть ограничена анализом потенциальных внешних опасностей.

<>bКатегория объекта

По многим публикациям и определенным рекомендациям можно предложить следующую последовательность установления категории объекта:

  • идентификация опасностей, анализ и предва рительная оценка рисков;
  • анализ уязвимости объекта;
  • разработка модели (моделей) нарушителей;
  • оценка совокупной опасности и предполага емых последствий;
  • установление возможного и обоснованного уровня снижения риска;
  • установление сил и средств, обеспечивающих снижение риска до максимально нижнего значения;
  • принятие решения по принадлежности объек та к определенной категории.

При рассмотрении этих показателей также можно выделить две указанные группы объектов: функционально опасные и функционально значимые. Их различия особенно могут сказываться на анализе уязвимости объекта и при разработке модели нарушителя. Для СО предлагаются следующие 7 категорий. Объекты функционально опасные могут быть представлены как объекты:

  • категории 1 - потенциальной опасности;
  • категории 2 - повышенной опасности. Объекты функционально значимые могут быть представлены как объекты:
  • категории 3 - государственного значения;
  • категории 4 - значения регионального или субъекта Федерации;
  • категории 5 - особого значения;
  • категории 6 - гражданского значения.

Категория 7 может рассматриваться для комбинированных объектов, где сосуществуют стационарные и подвижные объекты. К ним можно отнести места дислокации с возможным движением в ограниченной зоне любого подвижного состава, а также метро или возможные аналогичные подземные объекты.

К объектам функционально опасным могут относиться техногенные и оборонные, как, например:

  • ядерно-, радиационно, химически и биологически опасные объекты:
  • стратегические объекты оборонного значения;
  • объекты топливно-энергетического комплекса, электростанции, в том числе атомные, газо-, нефтепроводы, склады горючесмазочных материалов, боеприпасов и т.п;
  • объекты микробиологической и фармацевтической промышленности, объекты по переработке и хранению наркотических веществ, сильно действующих ядов и химикатов, психотропных веществ и препаратов.

В этом случае к объектам функционально значимым могут быть отнесены объекты, не обладающие опасными производствами техногенного характера, но имеющие большое значение по возможным последствиям нарушения его жизнедеятельности в случае совершения террористических или криминальных актов. К таким объектам, в частности, могут быть отнесены:

  • объекты высших органов власти, правительственные учреждения, крупные объекты кредитно-финансовой сферы;
  • объекты особо важного административного, общественного и промышленного значения с высокими требованиями к системам жизнеобеспечения и безопасности;
  • объекты, являющиеся архитектурными памятниками, музеи и другие учреждения, здания для хранения архивов, художественных и других подобного рода культурных и материальных ценностей;
  • особой значимости жилые многоэтажные дома и дома индивидуальной постройки;
  • особой значимости многофункциональные высотные дома;
  • объекты, при воздействия на которые вероятный ущерб может быть и незначительным, но в обеспечении безопасности которых государство крайне заинтересовано.

О комбинированных объектах было сказано выше. Реальная обстановка предоставляет много примеров для введения подобной классификации объектов. Приведем некоторые из них. Объект гражданского значения социально-экономический: взорванные 8, 13 и 16 сентября 1999 г. жилые дома на улице Гурьянова (8) и Каширском шоссе (13) в Москве, в Волгодонске (16). Объект государственного значения социально-политический: высотные дома в Нью-Йорке, уничтоженные 11 сентября 2001 г. в результате террористической атаки на них. Объект значения субъекта Федерации общественно значимый и социально-экономический: здание Театрального центра в Москве, где 23-25 сентября 2002 г. во время второго действия мюзикла "Норд-Ост" произошел захват заложников.

Объект государственного значения общественно значимый и социально-политический: токийское метро, где в 1994 и 1995 гг. религиозной организацией "Аум-Синрике" были применены химическое оружие и боевые взрывчатые вещества. Список этот неполный и, к со-жалению, приходится признать, неокончательный.

Детализация характеристик СКБ

После принятия базовых категорий объектов исходя из предлагаемых трех факторов можно рассматривать вопросы, определяющие некоторую необходимую детализацию характеристик категорий к различным объектам. Могут быть введены классы объектов, дифференцированный подход к которым объясняется различными причинами, например, особенностями функционального положения в категории, территориального расположения; условиями взаимодействия с внешними службами обеспечения безопасности, состоянием криминогенной обстановки и т.п. Подобное существование категорий и классов будет предоставлять возможность более обоснованного принятия решений по организации и применению технических средств и систем (структуры) СКБ, в том числе для обеспечения защиты от террористических актов. О структуре СКБ в нашем журнале говорилось не раз. Так, в № 5 за 2005 г. в статье "Возможное развитие СКБ" предлагалось рассматривать СКБ как сочетание технических средств защиты и охраны, функциональных и интегрированных, автономных и централизованных систем, обеспечивающих безопасность и защиту объекта по установленным для него показателям и уровнем защищенности.

Предполагалось, что в состав СКБ также могут входить технические средства или системы, обеспечивающие сигнализацию, а в отдельных случаях и защиту от несанкционированного воздействия на инженерные сооружения или системы жизнеобеспечения объекта. Система обеспечения безопасности и СКБ как ее техническая составляющая рассматривается при этом в качестве составляющей общей системы управления объектом. Создание структуры и реализация единой системы управления объектом возможна в процессе разработки обобщенного технического регламента "О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий". Вопрос о разработке единого технического регламента "О безопасности зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий" возможен, но он не исключает предложенного № 184-ФЗ общего технического регламента. Принятие подобного решения откроет дорогу для разработки специальных технических регламентов, направленных на разрешение целого ряда вопросов, связанных с обеспечением комплексной, в том числе антитеррористической, безопасности объектов.

Выбор ТС

Выбор технических средств (ТС) и системы комплексной безопасности в целом будет определяться категорией или классом объекта, где центральное место будет занимать система охраны. Именно системы охраны могут и должны осуществлять три важных последовательных действия: предварительное обнаружение, осуществление препятствия и представление необходимой информации о происшедшем несанкционированном действии.

Дифференцированный подход к категорирова-нию и, что не менее важно, по классам объектов создает условия для более обоснованной реализации возможностей технических систем и особенно средств. В практике давно существуют определенные показатели и технические характеристики практически по всем ТС, позволяющие наиболее целесообразно использовать их при охране объектов разного назначения и значимости. Наиболее наглядными из данных показателей и характеристик могут быть те, что регламентированы государственными стандартами. По инженерно-технической укрепленности, например, имеются двери защитные разной устойчивости к взлому, по пулестойкости и к воздействию взрывчатых веществ. Дифференцированный подход к устройствам представлен в стандартах на средства и системы контроля и управления доступом (ГОСТ Р 51241-98), системы охранные телевизионные (ГОСТ Р 51558-2000).

Обоснованность применения тех или иных средств и систем, а также СКБ в целом требует разработки и внедрения в практику такого подхода. Рассмотрим для примера некоторые из них.

В первую очередь можно предположить налиналичие в каждой группе ТС трех значений: нормальной, повышенной и высокой устойчивостью к противостоянию внешних физических или электронных способов воздействия. Это поможет более обоснованно осуществлять выбор ТС для объектов различной функциональной опасности и значимости. Крайне важен обоснованный выбор ТС для охраны объектов по категориям в составе СКБ и ТС АТЗ. В этом отношении при имеющемся в настоящее время разнообразии следует определиться с составом СКБ и возможными средствами и системами, которые могут применяться для защиты и охраны объекта. Системы и средства, которые могут быть задействованы для сложных объектов СКБ, представлены в таблице.

Руководство при выборе

Безусловно, следует иметь в виду технические показатели и характеристики средств и систем, предназначенных для защиты сложных объектов. Средства инженерно-технической укрепленности по показателям устойчивости к несанкционированному вскрытию могут быть нормальной, повышенной и высокой устойчивости. Системы видеонаблюдения могут рассматриваться по наличию их на периметре территории или здания, а также по наличию в охраняемых зонах внутри объекта и получения требуемой различимости на экране рабочего места.

СОТ предусматривает наличие в системе детекторов движения. Для устройств досмотра первичен показатель выхода на объект или его отдельные зоны. Наличие СКУД в основном является обязательным по входу/въезду на объект, входу в отдельные его зоны, в том числе ограниченного доступа. При этом устанавливаются разные уровни доступа: с применением устройств досмотра или без них; с представителем службы охраны/безопасности или без него; с осуществлением контроля за перемещением лица по объекту или отсутствие такого контроля. Система видеонаблюдения на объекте выделена в отдельную составляющую, так как имеет определенные особенности и задачи по наблюдению, регистрации и хранению информации. Система охранной или охранно-пожарной сигнализации является неотъемлемой системой каждого охраняемого объекта. Применение ее средств и требования по классам помещений разработано ГУП НИЦ "Охрана" МВД России. Дополнительно должны учитываться опасные и техногенные объекты и их производства. В зависимости от характера и категории объекта общий объем видов технических средств и систем, а также их количество, разумеется, может и будет меняться.

В итоге СКБ может рассматриваться как организационно и технически оформленная информационно-аналитическая система, обеспечивающая осуществление регулярного наблюдения, регистрации, прогнозирования и анализа процессов, влияющих на уровень защищенности объекта и формирующая на этой основе такие методы и направления, как:

  • оценка существующего и ожидаемого уровней безопасности, риска;
  • оценка существующей и ожидаемой защищенности и снижения риска;
  • идентификация угроз безопасности - выявление состава, характера, остроты угроз, локализации и особенностей конкретных их проявлений в настоящее время и прогнозируемых на перспективу;
  • регистрация и последующее воспроизведение несанкционированных действий с помощью технических средств и специальных методов факта;
  • установление возможности дистанционного создания искусственных электромагнитных, звуковых, радиационных, световых и тепловых полей, а также динамических и вибрационных воздействий выше заранее заданного (или полученного) уровня, приводящих к срабатыванию средства обнаружения, при фактическом отсутствии несанкционированных действий (ложные срабатывания);
  • установление возможности дистанционного выведения (полностью или временно) средства обнаружения из строя;
  • разработка и реализация технических решений по противостоянию возможным и созда ваемым помехам различного вида.

Современное состояние технических средств и систем на рынке позволяют обеспечить выполнение поставленных требований к категориям объектов.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2006
Посещений: 15255

  Автор

Вишняков С. М.

Вишняков С. М.

Редактор раздела "Комплексные системы безопасности"

Всего статей:  43

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций