Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Функциональная опасность, безопасность и значимость объектов Часть 1

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Функциональная опасность, безопасность и значимость объектов Часть 1

С.М. Вишняков
Старший научный сотрудник НИЦ "Охрана" МВД России, независимый эксперт

В настоящее время, в период принятия определенных решений по формированию технических регламентов (ТР) на системы антитеррористической и противокриминальной защиты объектов и имущества (далее - системы АТЗ), важным вопросом остается выбор показателей и подходов по категорированию предполагаемых к охране и защите объектов.

Системы АТЗ целесообразно рассматривать как часть системы комплексной безопасности (далее - СКБ).

Принятие ТР в этой области может создать условия для формирования систем АТЗ и СКБ в целом с более обоснованной защитой объектов от предполагаемых угроз и их возможных последствий.

Вышесказанное особенно актуально при обеспечении безопасности зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий, то есть объектов, на которые в соответствии с законом № 184-ФЗ может разрабатываться общий технический регламент по вопросу их "безопасной эксплуатации".

В существующей нормативной и правовой базе многие вопросы в направлении обеспечения различных аспектов обеспечения безопасности давно решаются установлением и обеспечением требований и применением классификации объектов по определенным показателям или характеристикам.

В первую очередь это классификация зданий и сооружений по категориям взрывопожарной и пожарной опасности.

В НПБ 105-2003 А "Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности" помещения подразделяются по взрывоопасной и пожарной опасности на категории А, Б, В1 - В4, Г и Д, а здания - на категории А, Б, В, Г и Д.

К взрывоопасным объектам относятся многие предприятия нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, химической и газовой промышленности, склады взрывчатых, легковоспламеняющихся и горючих веществ, сжиженных газов и т.п. объектов.

Поговорим о классах...

В СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" представлена классификация зданий по функциональной пожарной опасности. По классификации они подразделяются на классы в зависимости от способа их использования и от того, в какой мере безопасность людей в них в случае возникновения пожара находится под угрозой, с учетом их возраста, физического состояния, возможности пребывания в состоянии сна, вида основного функционального контингента и его количества. Нормами устанавливаются пять классов зданий.

Класс Ф1. Для постоянного проживания и временного пребывания людей.

К ним относятся детские дошкольные учреждения, дома престарелых и инвалидов, гостиницы, общежития, одноквартирные и многоквартирные жилые дома и т.п.

Класс Ф2. Зрелищные и культурно-просветительские учреждения. Это театры, кинотеатры, музеи и т.п. помещения с массовым пребыванием посетителей в определенные периоды времени.

Класс Ф3. Предприятия по обслуживанию населения. Это предприятия торговли, общественного питания, вокзалы, поликлиники, предприятия бытового и коммунального обслуживания, спортивные учреждения и т.п. предприятия с помещениями, характерными большей численностью посетителей, чем обслуживающего персонала.

Класс Ф4. Учебные заведения, научные и проектные организации, учреждения управления. К ним относятся школы, различные учебные заведения, проектно-конструкторские и научно-исследовательские организации, банки, конторы, офисы и т.п. помещения, используемые в определенное время суток с постоянным и привыкшим к местным условиям контингентом людей определенного возраста и физического состояния.

Класс Ф5. Производственные и складские здания, сооружения и помещения, в том числе стоянки для автомобилей, сельскохозяйственные здания, книгохранилища, архивы и тому подобные помещения и здания, для которых характерно наличие постоянного контингента работающих, в том числе круглосуточно.

Федеральный закон

Важную роль в обеспечении безопасности играет Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (№ 116-ФЗ). Он определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО), устанавливает их категорирование и распространяется на все организации независимо от их организационно-правовых норм и форм собственности.

. В ГОСТ Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения" потенциально опасный объект представлен как "объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации".

По № 116-ФЗ определены пять категорий ОПО. К первой категории относятся ОПО, на которых изготавливаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся и окисляющиеся вещества; горючие и взрывчатые вещества; токсичные и высокотоксичные вещества; вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды.

Ко второй категории относятся ОПО, использующие оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С.

На объектах третьей категории используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

На объектах четвертой категории получают расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов.

И, наконец, на объектах пятой категории ведутся горные работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Представленное категорирование в определенной мере перекликается с положениями и требованиями стандарта МЭК 61508 "Функциональная безопасность".

Стандарт МЭК 61508

В книге "Функциональная безопасность Простое руководство по применению стандарта МЭК 61508 и связанных с ним стандартов" (авторы Дэвид Дж. Смит Кеннет и Дж. Л. Симпсон) дается пояснение содержания этого стандарта и рекомендации по его применению.

Стандартом МЭК 61508 определена функциональная безопасность как термин, применяемый к надежности оборудования, связанного с безопасностью. Термин относится к вероятности правильного функционирования оборудования (отсюда прилагательное "функциональная").

Весь стандарт МЭК 61508 базируется на подходе, предусматривающем обеспечение безопасности на протяжении всего жизненного цикла. Авторы отмечают, что ни одно физическое устройство не может иметь нулевую интенсивность отказов, нет человека, не допускающего ошибок, а при проектировании программного продукта принципиально невозможно предусмотреть все возможные условия и последствия его работы. Поэтому нет ситуаций с нулевым риском.

Фактический уровень риска, считающийся допустимым (приемлемым), будет различаться в зависимости от целого ряда факторов, таких, как имеющаяся степень управляемости условий, естественная или искусственная природа риска, количество людей, подвергающихся риску при конкретном происшествии, и т.д.

Авторы отмечают, что оценку полноты безопасности необходимо осуществлять двумя способами.

Количественно: этим способом прогнозируется частота отказов аппаратуры и затем сравнивается с некоторой заданной величиной допустимого риска. Если рассчитанный риск окажется больше допустимого, то проектные решения необходимо совершенствовать до тех пор, пока заданный уровень не будет достигнут.

Качественно: этим способом делается попытка минимизировать появление систематических отказов (например, ошибок в программах) путем использования различных защитных мер и проектных процедур так, чтобы их количество оказалось адекватным жестким требованиям задания допустимого риска.

Эта концепция предусматривает разделение непрерывного спектра значений полноты на несколько дискретных уровней и затем формулирование требований к каждому уровню.

Чем выше уровень промышленной безопасности (УПБ), тем более жесткими являются требования. В стандарте МЭК 61508 приводятся четыре уровня.

Уровень УПБ 1 - достигается относительно легко, особенно если на всех стадиях разработки применяется практика, соответствующая требованиям стандарта ИСО 9001 и позволяющая обеспечить функциональную безопасность с приемлемым остаточным риском.

Уровень УПБ 2 - достигается ненамного сложнее, чем предыдущий. При этом, однако, требуется проводить больше проверок и испытаний, что приводит к повышению стоимости проекта. Если на всех стадиях разработки используется подход стандарта ИСО 9001, то этот уровень также достигается легко.

Уровень УПБ 3 - требует для своего достижения более существенных усилий и более высокой компетентности разработчиков, чем в случаях УПБ 1 и УПБ 2. Существенными факторами являются стоимость и время разработки. Выбор исполнителей оказывается ограниченным, так как немногие из них способны обеспечить требуемый уровень безопасности проекта.

Уровень УПБ 4 - требует проведения разработки "на грани искусства", включая применение "формальных методов" при проектировании. Стоимость проекта будет предельно высокой, и при создании потребуется исключительно высокая компетентность.

По мере увеличения номера УПБ требования к проверке являются все более объемными.

Рассмотренные условия категорирования относятся к промышленным предприятиям, производствам, объектам хранения и транспортирования опасных веществ и материалов. Их необходимо учитывать при установлении категорий объектов при формировании СКБ, систем АТЗ и разработке технических регламентов (ТР) по вопросам обеспечения безопасности объектов.

Антикриминал

Классификация объектов в РД 78.36.006-2005 "Выбор и применение технических средств охранной, тревожной сигнализации и средств инженерно-технической укрепленности для оборудования объектов", представленная ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России, имеет совершенно другое, противокриминальное значение. Эта классификация принята в развитие ранее существовавшей классификации объектов в РД 147-93 "Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией охраняемых объектов" ГУВО МВД России. Классификация объектов основывается на необходимости дифференцированного подхода к выбору и применению технических средств защиты и охраны в зависимости от значимости и концентрации размещенных на них материальных, художественных, исторических, культурных и культовых ценностей, последствий от возможных преступных посягательств.

Все объекты, их помещения и территории по этим показателям подразделяются на две группы: А (наиболее ценные) и Б (менее ценные). Ввиду большого разнообразия различных по составу объектов в каждой группе они дополнительно подразделяются на две подгруппы: А1 и А11, Б1 и Б11.

Объекты подгрупп А1 и А11 относятся к особо важным, повышенной опасности и жизнеобеспечения, противоправные действия на которых (кража, грабеж, разбой, терроризм и т.п.) могут, в соответствии с законодательством Российской Федерации, привести к крупному, особо крупному экономическому или социальному ущербу государству, обществу, предприятию, экологии или иному владельцу имущества.

Объекты подгрупп Б1 и Б11 - это объекты, хищения на которых могут, в соответствии с законодательством Российской Федерации, привести к ущербу в размере до 500 МРОТ и свыше 500 МРОТ соответственно.

В документе приведены достаточно подробно и конкретно виды объектов, распределенных по установленным группам. Это распределение в определенной мере создает условие более обоснованного применения технических средств инженерно-технической укрепленности и разных видов технических средств охраны.

При разработке технических регламентов на СКБ и технические системы АТЗ вопросы категорирования объектов по обеспечению защиты от предполагаемых угроз и их последствий становятся решающими. При этом в решении вопросов обеспечения безопасности объектов важную роль играют три фактора:

  • функционально-отраслевое назначение;
  • возможная опасность - предполагаемые угрозы внешнего или внутреннего проявления;
  • характер, значение возможных последствий и величины ожидаемого ущерба.

Категорирование с учетом этих факторов может распространяться на стационарные и подвижные объекты, для обеспечения определенного уровня "защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества" (статья 6 № 184-ФЗ), в том числе от предполагаемых для объекта угроз.

Вопрос функциональной опасности, безопасности и значимости в настоящей статье рассматривается для стационарных объектов, но подход может быть использован и для подвижных объектов.

К стационарным объектам (СО) здесь относятся отдельные помещения, здания, строения, сооружения с имеющимися и выходящими взаимно связанными инженерными коммуникациями и другими устройствами и системами жизнеобеспечения. К ним также относятся территория объекта и ее периметр, как отдельная зона охраны.

Приведенные выше факторы относятся к СО в полной мере.

Именно на СО в большей мере реализуются предъявляемые требования федеральных законов по вопросам обеспечения безопасности. Именно для них могут быть применены такие понятия, как "функциональная безопасность", "опасность" и "значимость", причем в более широком значении, нежели было рассмотрено выше.

Функциональность и безопасность

В вопросах комплексной, антитеррористической и противокриминальной защиты понятие "функциональность" может определять функции объекта, его значение и место в промышленности, культуре, обществе и в качестве объекта, привлекательного как цель для террористического акта.

Из этого положения возникают понятия функциональной безопасности, опасности и значимости, которые будут определять категории объектов по их функциональности с необходимым учетом требований к их безопасной эксплуатации. Эти требования могут включать требования противопожарной безопасности, по обеспечению защиты от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне и возможные другие требования, специфические для конкретного объекта.

При употреблении понятия ОПО по ГОСТ Р 22.0.02 для промышленных производств и объектов понятие "функциональная безопасность" можно использовать для характеристики объектов, имеющих и определенный уровень защищенности от террористических и/или криминальных угроз.

Можно предложить характеризовать ОПО и им подобные по возможной функциональной опасности в виде предполагаемых угроз внешнего или внутреннего проявления, в том числе техногенных угроз, как объекты "функционально потенциальной и повышенной опасности".

Понятие "функциональная значимость" применимо для объектов, не относящихся к ОПО и им подобным, как например, государственные учреждения, объекты образования, культуры, промышленности и т.п. значения.

Эти объекты имеет смысл характеризовать, как объекты "функциональной значимости" при оценке возможности свершения на них террористических или криминальных акций.

В этом случае объекты классифицируются по значимости:

  • государственного значения;
  • регионального значения или значения на уровне субъекта Федерации;
  • особого значения;
  • гражданского значения.

К объектам особого значения могут быть отнесены некоторые объекты субъекта Федерации, районного или городского уровня значимости, в том числе учреждения науки, культуры и образования, медицинские учреждения.

К объектам гражданского значения могут быть отнесены те, которые не входят в выше перечисленные категории, но являются объектами, подлежащими защите от предполагаемых террористических актов.

К ним относятся учреждения социального назначения и обеспечения, общественных организаций, гражданского строительства (жилые дома), объекты проведения массовых зрелищных мероприятий и спортивных соревнований, а также любые объекты, собственник которых нуждается в защите объекта и имущества.

Объекты по возможным последствиям от предполагаемых угроз внешнего или внутреннего проявления могут быть представлены по значимости предполагаемых последствий в виде: социально-политической значимости; оборонной, техногенной, общественной и социально-экономической значимости.

При этом целесообразно принять прочно утвердившуюся характеристику возможных последствий при оценке последствий чрезвычайных ситуаций локального, местного, территориального и регионального масштаба.

Итог

Характеристика безопасности объекта должна исходить из функциональной безопасности или значимости и совокупности возможной функциональной опасности, угрозы и предполагаемых последствий и ущерба.

В итоге при установлении категорий СО должны будут учитываться:

  • функциональная безопасность, значимость, как функционально-отраслевая принадлежность объекта;
  • функциональная опасность, характер предполагаемых угроз;
  • совокупность возможной функциональной опасности и последствий;
  • требования противопожарной безопасности;
  • требования специального характера;
  • наличие, характер и объем опасных производств;
  • наличие, характер и объем опасных веществ и материалов;
  • наличие ценностей (постоянного или временного хранения);
  • расположение объекта (зоны возможных террористических действий);
  • режим работы объекта (дневное время, круглосуточная работа);
  • режим работы объекта по требованиям ограничения доступа на объект;
  • возможности по реализации требования к защищенности от предполагаемых угроз;
  • обеспечение постоянного уровня защищенности объекта и усиление контроля при необходимости.

Принятие изложенных предложений может помочь установить единые подходы по категорированию объектов по обеспечению безопасности. При установлении характера предполагаемых для объектов угроз такой подход может не только учитывать внутренние и внешние факторы террористических акций, но и обеспечивать необходимый уровень защиты объекта от любых угроз техногенного характера и чрезвычайных ситуаций.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2006
Посещений: 18153

  Автор

Вишняков С. М.

Вишняков С. М.

Редактор раздела "Комплексные системы безопасности"

Всего статей:  43

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций