Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

ИТ в градоуправлении. Перспективы развития концепции безопасных городов

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

ИТ в градоуправлении.Перспективы развития концепции безопасных городов

С 1 января 2014 г. в Вологодской области казенное учреждение "Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты и пожарной безопасности" был преобразован в казенное учреждение "Центр обеспечения региональной безопасности". Это изменение связано с расширением перечня выполняемых учреждением задач: добавились задачи по развитию систем автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения, в связи с чем было создано специализированное подразделение учреждения. В части развития правоохранительного сегмента установлены комплексы автоматической фиксации нарушений ПДД, модернизирована система видеонаблюдения, внедрена система видеоаналитики, создана система розыска транспортных средств. Одной из наиболее сложных и одновременно интересных задач стало обеспечение доступа к информации различным службам и ведомствам в рамках комплекса систем "Безопасный город"
Сергей Ярушкин
Заместитель начальника КУ "Центр обеспечения
региональной безопасности Вологодской области"

– Согласны ли вы с утверждением, что использование информационно-коммуникационных технологий в градоуправлении является скорее прерогативой мегаполисов?
– Я согласился бы с утверждением, что ИТ в градоуправлении – это прерогатива городов с населением порядка 100 тыс. человек и выше. На мой взгляд, в малых и средних городах сити-менеджер и администрация способны принимать многие решения, что называется, основываясь на опыте, знании территории и записях в блокноте. Даже если решения принимаются неверные, ошибки градоуправления в малых и средних городах не так заметны. В более крупных городах сложность принятия верных решений в градоуправлении значительно повышается.

Приведу близкий всем пример: возникают вопросы изменения схем организации дорожного движения, организации пассажирских перевозок, устранения транспортно-логистических проблем города, управления парковочным пространством, которые должны решаться либо с применением методов математического моделирования (ручной анализ, сейчас практически не используется), либо с помощью компьютерного моделирования. При достижении уровня автомобилизации 350–400 автомобилей на 1000 жителей ошибки в принятии решений в данных вопросах становятся ощутимы практически каждому жителю. Можно провести аналогию процесса принятия решений без четкого расчета или моделирования ситуации "с опытами на живых людях", когда администрация решает "попробовать отрегулировать светофоры" или выбрать "светофор или кольцевое пересечение". С помощью современных информационных систем можно сравнить перспективную эффективность от внедрения различных мероприятий, рассчитать эффективность на каждый вложенный рубль, принять наиболее эффективное решение для наибольшего числа жителей города. Такой взвешенный выбор является особенно актуальным в условиях ограниченности финансовых ресурсов.

В чем особенность Вологодской области с точки зрения реализации проекта "Безопасный город"?
– Говоря о проекте "Безопасный город" в целом, я выделил бы три основных составляющих: системы получения и обработки информации (системы мониторинга и прогнозирования); системы оповещения и информирования населения; блок межведомственного взаимодействия (оптимизация доступа службам и ведомствам к массиву информации). Нужно понимать, что в каждом субъекте система должна строиться с учетом особенностей территории и наличия конкретных рисков на территории. Можно выделить некоторый "стандартный набор" рисков, присущих любой территории, ответом на которые служат отдельные системы. Например, риску "преступления и правонарушения" соответствуют камеры в общественных местах и на дорогах, системы розыска транспортных средств; риску "дорожно-транспортные происшествия" – системы автоматической фиксации нарушений ПДД; риску "пожары" – системы пожарной сигнализации, скажем на социально-значимых объектах. Полный набор систем должен формироваться с учетом особенностей территории: наличие предприятий, содержащих химически опасные вещества, требует установки датчиков контроля содержания таких веществ в воздухе (в воде); вероятность подтопления территории подразумевает установку датчиков уровня воды, внедрение систем прогнозирования развития ситуации.

В рамках выполнения работ по созданию АПК "Безопасный город" на территории пилотных муниципалитетов Вологодской области (Вологды, Череповца и Вытегорского района) были учтены существующие на территории риски. Развернут программно-аппаратный комплекс "Единый центр оперативного реагирования", который функционирует на базе единых дежурно-диспетчерских служб пилотных муниципальных образований. Создано единое информационное пространство, в которое стекается актуальная оперативная информация о состоянии безопасности в муниципалитете, откуда службы и ведомства, ответственные за обеспечение безопасности, могут получать актуальную информацию и руководствоваться ею в дальнейшей работе.


Участниками информационного взаимодействия являются дежурные службы как регионального, так и муниципального уровней. На основании информации с систем мониторинга может производиться прогнозирование развития ситуации.

В Вологде создана комплексная система экстренного оповещения населения (КСЭОН) с установкой газоанализаторов в районе опасного производственного объекта, использующего аммиак. В Вытегорском муниципальном районе модернизирована региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО "Маяк"). Кроме того, в пилотных муниципальных образованиях установлены комплексы мониторинга параметров окружающей среды, датчики уровня воды, датчики контроля наличия химически опасных веществ в окружающем воздухе. В рамках развития правоохранительного сегмента установлены комплексы автоматической фиксации нарушений ПДД, модернизирована система видеонаблюдения, внедрена система видеоаналитики, создана система розыска транспортных средств.

В ходе реализации проекта мы столкнулись с проблемой, когда балансодержатель уже созданной системы, которая должна войти в периметр комплекса "Безопасный город", не позволяет включить ее в единое информационное пространство систем безопасности, поэтому одной из наиболее сложных и одновременно интересных для нас была задача обеспечения доступа к информации различным службам и ведомствам. Например, мы успешно решили вопросы обеспечения доступа к системам видеонаблюдения и розыска транспортных средств всего правоохранительного блока.

– В каком направлении должно идти развитие муниципальной программы "Безопасный город", чтобы снижать риски ЧС и повышать вероятность сохранения жизни людей в случае ЧС?
– Учитывая, что цель проекта "Безопасный город" – все-таки повышение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в целом, а не только в ЧС, то и развиваться программа должна, исходя из наиболее значимых рисков на конкретной территории.

Отвечу на вопрос несколько шире: на мой взгляд, подход концепции "Безопасный город" должен быть транслирован на региональный и федеральный уровни: информация из любой системы, созданной за счет государственного бюджета (федерального, регионального или муниципального) должна быть доступна различным службам и ведомствам.

– Какова роль городского видеонаблюдения в развитии систем мониторинга угроз общественной безопасности, каковы тенденции развития системы видеонаблюдения в целом?
– На сегодня первоочередная задача городского видеонаблюдения, на мой взгляд, – это помощь правоохранительным органам в раскрытии преступлений и правонарушений. Эффект снижения количества совершаемых преступлений и правонарушений на территориях, оборудованных системами видеонаблюдения, достигается не за счет своевременного предупреждения опасных для общества событий, а за счет информирования населения о наличии таких систем. Видеонаблюдение само по себе не предупреждает преступления и правонарушения. Сдерживающим эффектом является информированность граждан о таких системах, конкретно о том, что с помощью камер повышается вероятность установления лиц, совершивших преступления и правонарушения. За последние два года в сфере внедрения и эксплуатации систем видеонаблюдения сформулирована тенденция на внедрение алгоритмов видеоанализа, взят курс на создание систем интеллектуального видеонаблюдения. Мы стоим на пороге перехода от опытных разработок к введению в повсеместную эксплуатацию видеоаналитики. Учитывая большой интерес бизнеса к внедрению систем видеоанализа, уже сегодня разработано довольно большое количество систем видеоаналитики, имеющих разные алгоритмы анализа, а иногда и разные подходы: одни производители могут настроить автоматическое детектирование заранее согласованных событий (например, бег, оставленные или исчезнувшие предметы, пересечение определенной зоны), другие позволяют анализировать видеоархив (например, вывести все интервалы времени, когда в определенной зоне было зафиксировано движение). Первый подход предполагает информирование дежурного о происходящем тревожном событии в режиме реального времени. Второй повышает эффективность раскрытия уже свершившихся преступлений и правонарушений, когда мы заранее не знаем, что и где может случится. Думаю, основная проблема внедрения систем видеоаналитики сегодня – это неготовность заказчика сформулировать конкретные требования к системе. Заказчик должен четко понимать, какие события в конкретном месте и зачем система должна ему детектировать, а также какие возможности гибкой настройки должны быть предусмотрены на будущее. Внедрение алгоритмов видеоанализа ради следования общей тенденции не имеет смысла.

При условии грамотно подобранных алгоритмов детектирования эффективность системы городского видеонаблюдения может и должна быть увеличена значительно. Но для этого заказчик должен на этапе подготовки реализации проекта проделать действительно большую работу по определению конкретных требований к системе. Массовое внедрение по-настоящему эффективных систем видеоанализа в городах России – это перспектива 3–5 лет.

– Несмотря на сформированный и тиражируемый подход к реализации системы "Безопасный город", состав решений, включаемый в ее контур, постоянно растет, многие элементы являются перспективными. Какие конкретные системы уже сегодня эффективно работают в сфере обеспечения общественной безопасности и правопорядка и одновременно являются примерами межведомственного взаимодействия?
– Если говорить о Вологодской области, то хорошим примером внедрения автоматизированной системы, которая в боевом режиме работает каждый день и которой одновременно пользуются различные службы и ведомства, является система розыска транспортных средств. Абсолютное большинство преступлений и правонарушений так или иначе совершается с использованием автотранспорта, и контроль передвижений всех транспортных средств в масштабе города или региона – очень эффективная мера по установлению виновных лиц, а также по предупреждению общественно опасных деяний. Система позволяет подключать любые базы розыска, отслеживать передвижение подозрительных автомобилей, выявлять в потоке автомобили, собственники которых лишены водительских удостоверений. К созданной нами системе имеют доступ различные подразделения правоохранительных органов Вологодской области, а балансодержателем системы является правительство области. С помощью системы регулярно раскрываются различные преступления (кражи, угоны, преступления в сфере оборота наркотиков и т.д.), отслеживается передвижение автомобилей, имеющих различные ориентировки.

– В чем вы видите перспективу развития систем видеофиксации нарушений ПДД в части используемых технологий?
– Настал тот момент, когда количественные показатели (увеличение количества комплексов) должны смениться качественными. Число комплексов фиксации нарушений ПДД на российских дорогах за последние 3–4 года значительно увеличилось, при этом подавляющее большинство комплексов из нарушений фиксировали только превышения скоростного режима, процент брака по таким нарушениям довольно низок. Все чаще вводятся в эксплуатацию комплексы, фиксирующие широкий спектр нарушений: проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на полосу встречного движения, непредоставление преимущества пешеходам, движение по полосе для маршрутных транспортных средств. В этих нарушениях значительную роль играют системы видеоанализа, что влечет за собой повышенный процент брака. Для ряда нарушений, например непредоставления преимущества пешеходам, некоторые комплексы имеют процент брака до 50%. Такие показатели, я считаю, неприемлемы для автоматической фиксации нарушений ПДД. Учитывая рост объемов работы на подразделения ЦАФАП ГИБДД, производители комплексов уже взяли курс на повышение достоверности информации, на значительное снижение процента брака по сложным нарушениям. Поэтому перспектива развития – внедрение многоступенчатых алгоритмов обработки информации с целью максимального снижения неверно детектируемых событий. Кроме того, я уверен, что через несколько лет мы придем к повышенным требованиям к фотоматериалам с комплексов с целью возможности отображения силуэта водителя, возможно вплоть до его лица. Эта мера позволит значительно снизить количество поступающих жалоб. С учетом эффекта от систем автоматической фиксации нарушений ПДД по снижению аварийности, безусловно, эти системы и дальше будут очень востребованы.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2017
Посещений: 2683


  Автор
Сергей Ярушкин

Сергей Ярушкин

Заместитель начальника КУ "Центр обеспечения региональной безопасности Вологодской области"

Всего статей:  1

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций