Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Многорубежная защита. Особенности охраны периметра в обеспечении комплексной безопасности особо важных объектов

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Многорубежная защита. Особенности охраны периметра в обеспечении комплексной безопасности особо важных объектов

В.А. Коновалов
Исполнительный директор ФГУП СНПО "Элерон"

Д.В. Севрюков
Консультант в/ч 55056

Р.С. Хасянов
Руководитель направления комплексных систем ЗАО ПКФ "Магус"

Как известно, комплексы ТСО (КТСО) режимных объектов создаются по принципу последовательного построения рубежей защиты, которые препятствуют распространению угроз и обеспечивают их своевременное обнаружение. Эти рубежи могут формироваться, например, в таком порядке:

  • подступы к внешнему ограждению объекта и к воротам (внешний рубеж);
  • от внешнего ограждения объекта до стен зданий, окон и входных дверей их первых этажей;
  • от окон и входных дверей зданий до особо важных помещений (где расположены, например, хранилища ценностей, конфиденциальная информация и т.п.);
  • крыши зданий (их периметр, входы на чердаки).

Многорубежная защита существенно повышает надежность охраны. При этом появляется страховка на случай, если, например, первый или второй рубеж не сработал из-за неисправности аппаратуры или злоумышленник оказался подготовленным и осведомленным о возможностях (способах) обхода рубежей защиты. Вынудить нарушителя отказаться от преступного замысла можно, установив на этих рубежах технические средства охраны (ТСО) и инженерно-технической защиты (ТСИТЗ). Для неподготовленных нарушителей они представляют собой практически непреодолимую преграду. Помимо стационарных ограждений в качестве ТСИТЗ могут использоваться:

  • ограждения из малозаметной проволочной сети (сетки-ловушки);
  • ограждения из дерева, металла, бетонных плит, объемной и плоской ленты АКЛ, натянутой между опорами проводов, проволоки, сетки различных видов и т.п.;
  • электрошоковые устройства (устанавливаемые на ограждении или переносные);
  • противотаранные барьеры и устройства;
  • дорожные блокираторы;
  • автозаградители.

Ограждение - это искусственное сооружение на местности, которое является физическим препятствием и/или каналом передачи информации о факте прохода. Ограждения высотой 2-З м являются наиболее распространенными в силу своих компромиссных охранно-эстетических свойств. Их преодоление путем перелезания возможно с помощью подручных средств. Однако при усилении конструкции сверху дополнительным препятствием в виде козырькового заграждения (КЗ) это становится маловероятным. КЗ бывают разных модификаций и могут обеспечивать дополнительные заградительные функции:

  • увеличение высоты инженерного сооружения;
  • установка различных типов технических средств обнаружения;
  • комбинирование конструкций КЗ за счет применения различных видов колючей проволоки, армированной колючей ленты и сетчатых сварных полотен.

КЗ на основе армированной колючей ленты и (или) валики АКЛ на земле вблизи периметрового ограждения - наиболее быстрый и эффективный способ его усиления. Конструкция систем ограждений (в зависимости от существующих угроз, степени важности объекта и финансовых возможностей его владельца) имеет различный набор функций и воздействий на потенциального нарушителя - от простого обозначения территории объекта (декоративное ограждение) до нелетального воздействия на нарушителя (электрошоковое ограждение).

Ограждение и его элементы наряду с функцией физического барьера выполняют функцию платформы для крепления блоков и конструкций технических средств обнаружения, систем видеонаблюдения, освещения и других вспомогательных средств. Рубежи защиты (физические барьеры) критически важных объектов оборудуются, как правило, на подступах к ограждениям (как снаружи, так и изнутри) и вблизи пунктов санкционированного пропуска на эти объекты. Наиболее предпочтительным представляется использование стационарных и быстроразвертываемых предупредительных ограждений из малозаметной проволочной сети (сетки-ловушки) и плоской ленты АКЛ (на внешних рубежах, подступах к стенам зданий и на крышах), а также противотаранных барьеров и устройств (на автомобильных КПП), дорожных блокираторов и автозаградителей. Там, где на периметре имеются достаточно протяженные (не менее 500 м) ровные прямолинейные участки, устанавливаются радиотехнические или активные оптико-электронные средства и системы (вблизи или по верху ограждений). В большинстве случаев используются также и сигнально-заградительные средства. При выборе типов средств, устанавливаемых на ограждениях, учитываются: помеховая обстановка, механические характеристики ограждений, наличие и протяженность разрывов в них (включая ворота, калитки, водопропуски), наиболее вероятные цели и пути проникновения. На режимных (критически важных и повышенной опасности) объектах в России наиболее распространены следующие СО, системы и комплексы: радиоволновые двухпозиционные (СМД-1,4 П1, СМД-125, "Радий-2", "Линар", РЛД-94, система "Зенит"), радиоволновые проводные (УРАН-М1, ГАЗОН-21), оптико-электронные активные СПЭК, быстроразвертываемый комплекс РАДИЙ-БРК, емкостные СО (РАДИАН-14, РАДИАН-15МП), индуктивные "Алмаз-01", "Алмаз-02", вибрационные (КВАРТЕТ-В, ДЕЛЬФИН-М, ГОДОГРАФ СМ-В-1 Б) и ряд других. Эффективность КТСО не в последнюю очередь определяется оптимальностью размещения ТСИТЗ в контролируемых зонах объекта.

Электрошоковые устройства

Появление отечественных электрошоковых устройств датируется 1960-ми гг. (в бывшем СССР для защиты ракетных позиций использовались электризуемые ограждения, а в сельском хозяйстве - электропастухи). За рубежом аналогичные устройства широко применяются в Израиле на границе с Палестинской автономией. Среди современных ТСИТЗ следует выделить стационарные электрошоковые средства, в частности электрошоковое средство охраны периметра с функциями охранной сигнализации "G.M.", подпадающее под действие ГОСТ 50940-96 (допускающего использование электрошоковых и защитных устройств (ЭШУ) в целях самообороны и защиты объектов гражданского и ведомственного назначения от не-санкционированных проникновений). Стационарные ЭШУ охраны периметров являются высокоэффективным средством защиты объектов. Электроды ЭШУ, выполненные в виде нитей проволочного ограждения, являются одновременно и физическим препятствием для нарушителя, а ЭШУ с ограждением может быть включено в состав систем сигнализации. У стационарных ЭШУ контакт осуществляется по схеме "высоковольтный участок - нога - рука" или "высоковольтный участок - нога - нога".

Психологическое воздействие табличек "Стой! Опасная зона" и "Высокое напряжение", устанавливаемых в пределах видимости 25-50 м, для злоумышленников, знакомых с воздействием электричества на бытовом уровне, практически исключает попытки преодоления ограждения. На тех, кому недостаточно предупреждения, в импульсном режиме оказывается электрошоковое воздействие. Замыкание двух соседних нитей проволоки ограждения ЭШУ любопытствующим или нарушителем не ведет к судорожному сжатию нитей, а напротив, приводит к срабатыванию рефлекса; и он немедленно отпускает нити и отскакивает от ограждения, испытав 30-секундный шок и 10-минутное конвульсивное подергивание различных групп мышц.

Отработаны конструктивные решения, позволяющие создавать проводные электризуемые ограждения различной конфигурации, в том числе в виде козырька основного ограждения, а также по верху стен и крыш, либо совместно с существующей преградой в качестве дополни-тельного или предупредительного ограждения (фото 1).

Можно использовать ограждения ЭШУ "G.M." (фото 2) в сочетании с предупредительным ограждением из ленты АКЛ (в составе комплекта "СКАТ-500"), которое обеспечивает: обнаружение замыкания 2 соседних нитей основного ограждения или обрыв любой нити (выдача тревожного извещения на систему сбора информации); электрошоковое воздействие на нарушителя при попытке преодоления основного ограждения; защиту от случайного попадания под действие электрошока людей и животных.

Ограждения с использованием спирали АКЛ и малозаметной проволочной сети (МЗП-1М)

Спираль АКЛ широко применяется на подступах и по верху ограждений, в частности на козырьках, блокируемых радиоволновыми проводными ТСО типа "Импульс" (рис. 1). Кроме того, АКЛ и изделия из нее применяются в конструкции ограждений следующих периме-тровых сигнально-заградительных ТСО:

  • вибрационных ("Багульник-М", "Годограф", "Вереск", "Ежевика-Б", "Мультисенсор", "Гюрза-035" и др.);
  • микрофонных и сенсорных ("Гардвайр", "Дефенсор");
  • емкостных ("Радиан" с ограждением из плоской спирали типа "Ярус-АКЛ").

Использование высокопрочных оцинкованных материалов, надежное соединение ПКЛ с армирующей проволокой, обладающей высокой упругостью, применение скоб, обустройство бетонного цоколя (фундамента) делают практически невозможным демонтаж ограждений без специального инструмента и обеспечивают сохранность их заградительных свойств при эксплуатации в течение 25-30 лет в любых климатических условиях. Сеть МЗП-1М (рис. 2) используется в составе мобильных противопехотных заграждений, позволяющих предотвратить проникновение нарушителя на объект через верх ограждения и крыши зданий, ограничить доступ на отдельных подходах к объекту, создать полосу отчуждения по периметру. Заграждение из МЗП-1М может служить также препятствием для колесной и гусеничной техники.

Об особенностях оборудования пунктов пропуска транспорта на охраняемые объекты

Площадки досмотра на автомобильных и железнодорожных КПП ограничиваются забором по типу основного ограждения, а проездные ворота оборудуются электромеханическим приводом с дистанционным управлением и блокировкой, предотвращающей одновременное открытие внешних и внутренних ворот. Инженерное оборудование (в стационарном исполнении и быстроразвертываемое) может использоваться не только на рубежах периметра, но также и на территории охраняемого объекта, в частности, для понуждения проникшего нарушителя двигаться в поле зрения камер системы видеонаблюдения, обеспечивая службе охраны запас времени для выявления предпосылок террористической угрозы и для задержания нарушителя на дальних подступах (увеличение интервала времени, затрачиваемого им на прео-доление рубежей пассивной защиты). Железнодорожные КПП оборудуются внешними и внутренними проездными воротами, площадкой досмотра вагонов. В зоне проездных ворот таких КПП устанавливаются стрелки-сбрасыватели.

Железнодорожная сеть на территории режимных объектов относится к путям необщего пользования. Пока нет регламентирующей железнодорожные перевозки сбалансированной нормативной правовой базы (это связано с введением в действие Закона № 184-ФЗ "О техническом регулировании"). Организация перевозок на территории режимных объектов и обеспечение безопасного режима пропуска через соответствующие КПП осуществляется на основе ведомственных инструкций, в частности "Общих положений обеспечения безопасности атомных станций (ОПБ88/97)" НП-001-97. Размеры площадки досмотра вагонов выбираются с учетом обеспечения возможности одновременного досмотра 3-4 вагонов с локомотивом. Площадка досмотра должна быть оборудована ямой, вышками и эстакадами для досмотра вагонов снизу, с боков и сверху. Согласно ОПБ88/97 участки дорог, ведущих к автотранспортным КПП, должны выгораживаться бетонными конструкциями и иметь на расстоянии не более 30 м от ворот поворот на 90 градусов. КПП для проезда автомобильного и железнодорожного транспорта можно делать совмещенными, со специальными площадками досмотра.

Автомобильные КПП оборудуются внешними и внутренними проездными воротами и площадкой досмотра машин. Ворота на пунктах пропуска являются значимым элементом комплексов ТСО режимных объектов, они обеспечивают оперативный проезд служебных ("своих") транспортных средств и "отсекают" посторонние транспортные средства. Воротами оборудуются автомобильные и железнодорожные въезды на территорию объектов, железнодорожные и автомобильные КПП. По периметру объектов могут устанавливаться основные, запасные или аварийные ворота. На критически важных объектах пропуск транспортных средств осуществляется в режиме шлюзования, а на подступах к воротам для противодействия возможным террористическим атакам устанавливается упомянутое выше инженерное оборудование. Анализ статистики показывает, что наибольшими шансами прорваться на объект через ворота обладает группа из 2-5 подготовленных человек, имеющая в своем распоряжении автотранспортные средства.

Для остановки транспортных средств и предотвращения их несанкционированного проезда перед внешними проездными воротами устанавливаются средства принудительной остановки, в частности противотаранные устройства (ПТУ). В настоящее время на российском рынке широко представлены ПТУ шлагбаумного (фото 3), выдвижного и тросового типов. Они могут применяться как отдельно, так и в комбинации с автоматическими раздвижными или распашными воротами, образуя коридор (шлюз) для досмотра автотранспорта. Конструкция устройства должна обеспечивать:

  • работу в заданном временном режиме с учетом пропускной способности транспорта;
  • цикл открытия-закрытия на КПП с интенсивным движением в диапазоне от 5 до 30 с.

Для увеличения запаса времени, имеющегося у охраны на принятие решения по пропуску автотранспорта на объект, необходимо использование дополнительных средств ограничения скорости транспортных средств при подъезде к КПП. Воздействие атмосферных осадков (дождя, снегопада) на ПТУ выдвижного и тросового типов обуславливает необходимость регулярного (не реже 5-8 раз в сутки) обслуживания их механических частей. Частая процедура открытия-закрытия негативно сказывается на ресурсе ПТУ и приводит к интенсивному износу устройства, поэтому его конструкция должна обеспечивать малое время и легкость проведения ремонтно-восстановительных работ. На случай ческой части ПТУ, как правило, обеспечивается возможность ручного управления им. Характеристики некоторых противотаранных устройств (барьеров) приведены в таблице. Эти средства способны выдержать таранный удар транспортного средства массой 7500 кг, движущегося со скоростью до 80 км/ч. В связи с тем что через воротные проемы (автомобильные и железнодорожные) проходят наиболее опасные маршруты с точки зрения возможности преступных акций, их целесообразно оборудовать противотаранными устройствами (шлагбаумами), интегрированными в состав СКБ соответствующих объектов при помощи "интеллектуальных" пультов управления, обеспечивающих координацию их функционирования с центральным пунктом управления, включая контроль за действиями операторов КПП.

О некоторых особенностях построения КТ СО атомных электростанций

Особенность большинства АЭС - наличие водного бассейна для водообеспечения внешнего контура системы охлаждения. Таким бассейном может быть и внутренний водоем (Калининская АЭС), и открытое море (Ленинградская АЭС). Система охлаждения связывается с открытым водоемом водозабором с входным и выходным коллекторами (открытого или закрытого типа). Обычно входной коллектор снабжен решеткой, которая защищает систему охлаждения от попадания крупногабаритных предметов или проникновения пловца на территорию АЭС. Поскольку во входном коллекторе ток воды направлен в сторону АЭС, именно на этом участке наиболее вероятно проникновение нарушителя и именно здесь необходимо сосредоточить основные средства защиты. Самый простой способ защиты от такого проникновения - обустройство решетки и установка постоянного поста внешнего наблюдения. Однако решетка (наличие которой в любом варианте обязательно) не обеспечивает надежной защиты, а организация постоянного поста наблюдения - довольно дорогое удовольствие, которое также не гарантирует стопроцентной защиты. Представляется целесообразным включать в состав КТСО подобных объектов наряду с подсистемой ТСИТЗ (боновых ограждений, решеток, цепей и т.п.) подсистемы обнаружения несанкционированного проникновения (с локализацией места нарушения), целеуказания (на случай применения оружия) и видеонаблюдения. Практикуется также применение гидроакустических СО.

Заключение

Описанные выше инженерно-технические средства при грамотной эксплуатации в составе КТСО обеспечивают, с одной стороны, оперативный пропуск через ворота режимных объектов служебных транспортных средств, а с другой - гарантированное предотвращение прорыва на объекты всевозможных нарушителей. Характерной особенностью современных ИТСЗ является их интеллектуализация. Зачастую ограждения не только играют роль механического препятствия, но также обеспечивают воздействие на нарушителя (электрошок) и выдачу тревожного извещения на систему сбора информации. ИТСЗ могут интегрироваться в состав КТСО соответствующих объектов при помощи "интеллектуальных" пультов управления, обеспечивающих координацию их функционирования с центральным пунктом управления, включая контроль за действиями операторов КПП. Инженерное оборудование (в стационарном исполнении и быстроразвертываемое) может использоваться на территории охраняемого объекта, в частности, для понуждения нарушителя двигаться в поле зрения камер системы видеонаблюдения, обеспечивая службе охраны запас времени для выявления предпосылок террористической угрозы и задержания нарушителя на дальних подступах к контролируемым зонам.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2007
Посещений: 26109

  Автор

Коновалов В. А.

Коновалов В. А.

ФГУП СНПО "Элерон"

Всего статей:  7

  Автор

Севрюков Д. В.

Севрюков Д. В.

Консультант в/ч 55056

Всего статей:  8

  Автор

Хасянов Р. С.

Хасянов Р. С.

Руководитель направления комплексных систем ЗАО "ПКФ Магус"

Всего статей:  4

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций