Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Новое в техническом регулировании СКБ

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Новое в техническом регулировании СКБ

СМ. Вишняков
Редактор раздела "Комплексные системы безопасности"

В целях разъяснения положений Федерального закона "О техническом регулировании" № 184-ФЗ и рассмотрения возможности и целесообразности разработки технического регламента (ТР) на требования к системам комплексной безопасности объектов (СКБ) специального уровня в нашем журнале в течение последних двух лет периодически публиковались статьи, посвященные данным вопросам. Мы продолжаем тему и в этом номере

Новые технические регламенты

В 63 номере журнала "Системы Безопасности" была опубликована статья А.В. Рубцова и А.Г. Зайцева "Техническое регулирование систем антитеррористической и противокриминальной защиты объектов", которая представляла предложения по разработке специальных технических регламентов по антитеррористической и противокриминальной защите объектов и имущества. В дальнейшем НИЦ "Охрана" активно работала над их созданием. В настоящее время работа приостановилась.

Причиной является Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О техническом регулировании" № 65 -ФЗ от 1 мая 2007 г.

По нему, как утратившая силу, исключена из № 184-ФЗ статья 8. Это означает замену общих и специальных технических регламентов (ТР) (пункт 1) на просто технические регламенты. Также внесены изменения в порядок принятия ТР и ограничено их количество (17), которые должны быть приняты до 1 января 2010 г. Судьба остальных, в том числе и ТР по антитеррористической и противокриминальной защите объектов и имущества, очевидно, будет решаться при принятии Правительством РФ новой программы по их разработке.

ТР могут теперь приниматься не только Государственной думой в виде федеральных законов, но и Постановлениями Правительства РФ. Следует ожидать, что и статус их будет определяться также Постановлением Правительства РФ.

Из числа введенных в № 65-ФЗТР наибольший интерес по рассматриваемому вопросу представляют следующие пункты:

  • безопасность низковольтного оборудования;
  • безопасность строительных материалов и изделий;
  • безопасность зданий и сооружений;
  • безопасность электрических станций и сетей;
  • об электромагнитной совместимости;
  • безопасность оборудования, работающего во взрывоопасных средах.

Положения и требования, заложенные в них, будут существенно влиять на требования к техническим средствам и системам (ТСС), составляющим СКБ любого объекта защиты.

Изменения, принятые № 65-ФЗ, по ТР "О безопасности зданий и сооружений" могут существенно повлиять на возможности разработки ТР на СКБ.

Категории объектов защиты

По № 184-ФЗ должен был разрабатываться общий ТР по "Безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий". Такой подход больше всего отвечал практическому использованию СКБ для охраны и защиты объектов от угроз различного характера Этот вопрос до сих пор не снимается, так как объекты должны иметь защиту или определенный уровень защищенности. Характер защиты должен определяться возможными угрозами и их последствиями.

В одной из последних статей ("СБ" № 1 (73)-2007) автором были предложены категории объектов, различающихся по функциональному назначению на две группы: функциональной опасности и функциональной значимости Первая группа могла иметь две категории объекты защиты потенциальной (категория 1) и повышенной опасности (категория 2) Вторая группа функциональной значимости могла иметь 4 категории:

  • объект государственного значения (категория 3);
  • объект значения регионального или субъекта Федерации (категория 4);
  • объект особого значения (категория 5);
  • объект гражданского значения (категория 6);
  • комбинированные объекты, где имеется постоянное нахождение подвижного состава и периодическое их перемещение на выезд и въезд.

Факторы, определяющие создание СКБ

Создание СКБ на объектах может определяться по их функциональному и отраслевому назначению, по характеру возможной опасности в виде предполагаемых угроз внешнего или внутреннего проявления, а также по характеру, значению и величине последствий.

Предполагалось, что основные различия в СКБ будут определяться категориями и устанавливаемыми уровнями защиты объектов. Уровни должны представлять минимально необходимые требования по обеспечению безопасности объектов защиты по их категориям В качестве характеристик возможных последствий реализации угроз, предлагалось использовать предложения "Единой межведомственной методики оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета ЧС' от 2004 г.

По методике ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

При рассмотрении для формирования СКБ-объекта можно ограничиться первыми тремя характерами ЧС с зонами распространения: локальными, местными, территориальными Уровни защищенности будут определять структуру построения и состав ТСС СКВ. На состав ТСС СКВ влияют многие факторы, из которых можно выделить следующие:

  • показатели назначения и технические характеристики;
  • совместимость по параметрам в составе СКВ или ее систем;
  • обеспечение требуемой устойчивости к определенным по уровню защищенности несанкционированным действиям;
  • выполнение требований к СКВ по надежности, долговечности;
  • обеспечение общих требований безопасности

Пожалуй, эти показатели являются общими при рассмотрении возможности применения тех или иных изделий для выполнения функций создаваемой СКВ.

К определяющим различие показателям относятся:

  • обеспечение специальных для объекта видов безопасности;
  • обеспечение работоспособности ТСС в составе СКВ и в итоге самой СКВ в заданных условиях эксплуатации.

Можно напомнить, что автор под СКВ понимает совокупность всех технических средств различного назначения, функциональных и интегрированных, автономных и централизованных систем, обеспечивающих безопасность объекта по установленным для него показателям и уровням защищенности.

СКВ является составной технической частью системы обеспечения комплексной безопасности объекта, включающей еще и организационную составляющую.

Проблемы, требующие решения

Далее в качестве объектов рассматриваются стационарные объекты (СО) в виде зданий, сооружений их отдельных помещений, строений и территории их расположения со всеми коммуникациями.

Существующее положение в жилищно-коммунальном хозяйстве с большим количеством безрадостных фактов в вопросах обеспечения пожарной безопасности, с возросшей угрозой террористических и/или криминальных актов заставляют по-новому рассматривать организацию, применение СКВ и контроль выполнения определенных требований по обеспечению безопасности объекта защиты.

Прошедший период показал значительные сложности в решении вопроса по разработкеТР на требования к СКВ объектов.

Можно выделить следующие причины сложившегося положения

  • отсутствие организации или технического комитета, который бы сформулировал постановку, содержание подобной задачи и показал эффективность ее решения;
  • отсутствие пакета минимальных, но обязательных функций, контроль и управление которыми могли быть возложены на СКВ;
  • различие и многофункциональность объектов, отсутствие единой методики их категори-рования;
  • отсутствие выработанных технических решений по интеграции и управлению возможных технических систем, составляющих СКВ

Можно привести еще достаточное число причин, но специалисты их и так прекрасно знают. Именно в этих сложившихся условиях требуется разработка, очевидно, целого ряда ТР, направленных на решение вопросов защиты граждан и их имущества, государственной и муниципальной собственности от угроз различного вида и характера их последствий

Пути выхода из тупика

Реализация может идти последовательно путем разработки ТР на отдельные составляющие СКВ и их интеграции вТР по требованиям к единому диспетчерскому пункту управления или охраны. Одним из направлений может быть разработка требований к контролю состояния по отдельным составляющим систем СКВ с многоуровневой системой управления

Система интеллектуального здания

В качестве примеров, на основании проспектов, можно привести формирование требований к управлению системами интеллектуального здания (ИЗ), к некоторым подходам по формированию систем безопасности.

Система управления ИЗ предназначена для централизованного мониторинга, диспетчеризации и управления оборудованием. Это многоуровневое решение для управления зданием: уровень управления, системный уровень и полевой. Уровень управления может быть представлен рабочими станциями, на которых анализируется работа всех систем здания. Системный уровень оснащается цифровыми контроллерами, обеспечивающими как автоматическое управление группами локальных систем, так и передачу данных об их работе на вышестоящий уровень управления.

В функции контроллеров входит также и обеспечение связи между верхними уровнями сети и локальными системами.

Полевой уровень системы объединяет различные автономные системы: отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, освещения, безопасности и пожарной сигнализации Система диспетчеризации инженерного оборудования здания может использоваться для интеграции множества различных механических и электрических систем с целью централизованного контроля и управления.

Выделяют следующие этапы интеграции

  • полная системная интеграция в систему диспетчеризации;
  • частичная системная интеграция в систему диспетчеризации для осуществления удаленного контроля и наблюдения;
  • частичная системная интеграция для полностью действующих автономных систем с целью функционального наблюдения в системе диспетчеризации.

Инфраструктура для интеграции инженерных систем здания обеспечивается созданием структурированной кабельной системой на базе пассивного сетевого оборудования.

Все в одном

Существуют на рынке предложения программно-аппаратных комплексов, объединяющих в единый интегрированный комплекс видеоконтроль, охрану периметра и территории, аудио-контроль, противопожарную безопасность, контроль доступа в помещения и т.д.

Интегрированная архитектура системы позволяет осуществлять одновременное управление всем установленным оборудованием с реализацией любых функций системы независимо от типа оборудования, его производителя, места размещения, технических характеристик и общей топологии системы.

Интегрированные системы

Также существуют интегрированные системы мониторинга и управления технологическими процессами и безопасностью производства. Система получает и обрабатывает сигналы вне зависимости от типа и назначения оборудования. Среди этого оборудования могут быть приборы учета тепловой энергии, газа, водоснабжения, системы вентиляции и отопления, коммуникационное оборудование, системы сигнализации и наблюдения.

Система позволяет сбор первичной информации от устройств нижнего уровня, регистрации сигналов, в том числе об аварийной ситуации, обработки и представления информации.

Единая система безопасности

Еще один интересный вариант - программный комплекс для построения единой системы безопасности в составе:

  • систем управления доступом и пропускным режимом;
  • систем охранной и тревожной сигнализации;
  • систем охраны периметра;
  • систем пожарной сигнализации и автоматизированной системы пожаротушения;
  • систем аналоговых и цифровых средства видеонаблюдения и видеозаписи;
  • систем управления кондиционированием, освещением, отоплением и т.д.

Приведенные примеры достаточно полно представляют как направления в вопросах управления системами зданий, так и обеспечение их безопасности аппаратными и программными средствами.

В качестве составляющих систем СКВ СО можно также рассмотреть следующие технические системы:

  • контроля и управления инженерными сетями;
  • контроля и управления электрическими сетями;
  • контроля и управления телефонными, радиотелекоммуникационными каналами связи и информации;
  • контроля и управления специальными функциональными системами;
  • пожарной безопасности;
  • комплексные системы охраны;
  • специальные системы безопасности Технические регламенты могут быть разработаны на эти безопасности самих систем и обеспечению безопасности СО от различного вида предполагаемых угроз.

Подобные ТР должны быть разработаны на уровне Федерального закона и приняты соответственно Государственной думой Российской Федерации.

Развитие требований, в том числе по категориям объектов, может быть в ТР, принятых Постановлением Правительства РФ.

Задачи и состав КСО

Учитывая, что на рынке систем безопасности ведущее место занимают системы охраны и средства защиты, можно рассмотреть следующий подход к разработке на них технического регламента как комплексной системы охраны. Комплексность системы может определяться составом технических средств и функциями, ими осуществляемыми.

Можно предложить технический регламент вида "Требования к комплексным системам охраны" (КСО) или "Требования к техническим средствам защиты и системам охраны" (ТСЗ и СО).

Цели и задачи подобного ТР вытекают из ст. 1 №184-ФЗ.

Это формирование условий обеспечения безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды от предполагаемых угроз криминального (возможно и террористического характера) путем применения КСО в составе технических средств защиты и систем охраны, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение их приобретателей.

Основные задачи КСО:

  • раннее обнаружение и предупреждение об опасности;
  • обнаружение и сообщение об опасности;
  • противостояние и ограничение развития опасности

Функционально задачи могут решаться применением:

  • технических средств защиты в составе средств технической укрепленности (строительные изделия с определенной повышенной устойчивостью к НСД) и инженерных средств защиты (специальные конструкции, изделия для усиления противостояния к аналогичным НСД);
  • технических средств и устройств поиска и/или досмотра (вида видеоинспекционных досмотровых контрольных устройств, металлообнаружителей, аппаратуры для обнаружения оружия, взрывчатых, опасных химических, наркотических, биологически опасных веществ и материалов);
  • технических средств защиты от несанкционированного доступа к информации;
  • технических систем охраны, их комплексов, устройств, приемно-контрольных приборов, панелей, извещателей различного принципа действия);
  • технических систем связи, оповещения, передачи извещений;
  • систем безаварийного электропитания;
  • технических средств и систем управления диспетчерского пункта или централизованного пункта охраны;

Состав КСО представлен в табл. 1.

Дополнительно могут быть рассмотрены устройства, системы защиты от краж и/или несанкционированного изъятия документов, устройства сигнализации и контроля состояния автотранспорта, средства систем мониторинга и другие средства специального назначения.

Требования и показатели ТР

Предполагаемый ТР может в своем составе содержать три вида требований и показателей

  • требования безопасности;
  • базовые показатели и технические характеристики КСО и их составляющих ТСЗ и СО;
  • требования по реализации мер безопасности, базовых показателей и технических характеристик на стадиях проектирования и внедрения КСО на объектах.

Минимально необходимые требования безопасности могут включать:

  • механическую безопасность;
  • пожарную безопасность;
  • промышленную безопасность;
  • электрическую безопасность;
  • электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования".

К специальным видам безопасности можно отнести ядерную и радиационную, биологическую, термическую, химическую безопасности, безопасность излучений, взрывобезопасность.

Базовые показатели и технические характеристики КСО

Более сложным вопросом, о котором уже говорилось неоднократно, остаются базовые показатели и технические характеристики КСО и ее составляющих ТСЗ и СО, их применение по уровням защищенности В качестве одного из возможных вариантов можно предложить для рассмотрения следующие уровни защищенности.

1. Оптимальный уровень, обеспечивающий по классам защиты применение из состава КСО изделий для защиты объекта в возможных зонах от угроз криминального характера:

2. Оптимально-повышенный уровень, обеспечивающий по классам защиты применение из состава КСО изделий для защиты объекта от угроз криминального характера повышенной опасности,

3. Повышенный уровень, обеспечивающий по классам защиты применение из состава КСО изделий для защиты объекта от угроз криминального характера повышенной опасности, а также от угроз техногенного характера локального действия в возможных зонах или угроз террористического характера с наименьшей вероятностью их проявления.

4а. Высокий уровень, обеспечивающий по классам защиты применение из состава КСО изделий для защиты объекта от угроз криминального характера высокой опасности и определенной защиты от возможных угроз техногенного характера местного действия в отдельных зонах.

46. Высокий уровень, обеспечивающий по классам защиты применение из состава КСО изделий для защиты объекта от угроз криминального характера высокой опасности и определенной защиты от ограниченного вида угроз террористического характера в возможных зонах их проявления.

Уровни 4а и 46 могут иметь в своем составе технические средства, влияющие на противостояние определенного вида террористическим актам и чрезвычайным техногенным ситуациям. Для обнаружения возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера в системы охраны должны интегрироваться устройства или системы контроля состояния возможных источников их появления.

Для противостояния террористическим актам это могут быть усиленные механические конструкции защиты, электроуправляемые преграждающие устройства систем контроля и управления доступом, блокираторы перед въездом на территорию, устройства зон досмотра транспорта, устройства систем охраны повышенной устойчивости к электронным способам воздействия и т.д.

Одновременно могут решаться вопросы обоснованной насыщенности технических средств контроля и усиление рубежей защиты и охраны.

5. Наивысший уровень, обеспечивающий по классам защиты применение из состава ТСО изделий для защиты объекта от угроз криминального характера высокой опасности и определенной защиты от возможных угроз террористического характера с определенной вероятностью их проявления и/или чрезвычайных ситуаций техногенного характера местного или территориального действия в определенных зонах.

6. Специальный наивысший уровень. Устанавливается по особым требованиям для объектов специального назначения.

Применение классов защиты изделий КСО (ТСЗ и СО) определяют:

  • характеристики зон защиты, где возможно и/или необходимо применение изделий, дифференцированных по установленным для них классам защиты;
  • виды возможных угроз или НСД, требующих применение изделий, дифференцированных по классам защиты;
  • вид изделий, дифференцированных по классам защиты и применяемых в зонах защиты объекта;
  • обеспечение применением изделий по классам защиты заданного уровня защищенности.

Основные нормативные руководящие документы

Изложенные предложения являются развитием требований по действующим нормативным документам в области охраны объектов (имущества).

Среди нормативных руководящих документов необходимо выделить документы ФГУ НИЦ "Охрана" МВД, ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России.

Определенный вклад в их создание вносит Всемирная академия комплексных систем безопасности К документам ФГУ НИЦ "Охрана" можно отнести целую группу государственных стандартов и руководящих документов и рекомендаций, утвержденных руководством МВД России. Они достаточно хорошо известны.

Из документов ФГУ ВНИИ ГОЧС можно выделить ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в ЧС. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования".

Этот документ совместно с ГОСТ Р 22.7.01-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения" устанавливает основные требования к построению структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений.

Думается, что их положения найдут достойное применение в технических регламентах по вопросам безопасности.

Также могут быть использованы учебные пособия и рекомендации в вопросах обеспечения комплексной безопасности, разработанные специалистами Всемирной академии комплексных систем безопасности.

Этот фактор свидетельствует о том, что у нас есть, кому разрабатывать нормативную базу в данном направлении. Надо объединять усилия.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #6, 2007
Посещений: 9203

  Автор

Вишняков С. М.

Вишняков С. М.

Редактор раздела "Комплексные системы безопасности"

Всего статей:  43

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций