Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Обеспечение безопасности спортивных сооружений и соревнований

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Обеспечение безопасности спортивных сооружений и соревнований

Чемпионат мира по футболу в России, запланированный на 2018 г., мобилизует не только силы спортсменов и спортивных функционеров, но и разработчиков, производителей комплексов инженерно-технических средств физической защиты (КИТСФЗ) объектов различного назначения. Один из них – Центр специальных инженерных сооружений (ЦеСИС НИКИРЭТ). Новейшие достижения специалистов предприятия относятся к разряду специальных и комбинированных конструкций
Игорь Гамазов
Руководитель направления комплексной системы
безопасности объектов ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ"

Стечение большого числа людей в одном месте присуще любому спортивно-массовому мероприятию. В таких условиях при совершении теракта или беспорядков, в результате взрыва или давки возможно большое количество жертв и пострадавших. Чтобы их предотвратить, при организации спортивных соревнований необходимо продумать, каким образом обеспечить безопасность зрителей, участников соревнований и спортивного комплекса в целом.

Эту тема уже рассматривалась в статье Олега Шаповала "Физическая защита стадионов" ("Системы безопасности", № 3/2016). В специальном издании "СКУД 2016" была опубликована развернутая дискуссия по вопросам контроля доступа на спортивных объектах. В данных публикациях был описан целый ряд модификаций инженерно-технических средств, предназначенных для физической защиты стадиона и прилегающей к нему территории – флюгерные ворота, пулерассеивающие панели, сетчатые ограждения увеличенной высоты, кассетные быстроразворачиваемые заграждения, досмотровые комплексы и т.д.

Вместе с тем после трагедии в Ницце 14 июля 2016 г. на некоторые устройства следует обратить особое внимание.

Комбинированные заграждения

Открытое пространство вокруг стадиона можно разделить на различные по своему функциональному назначению зоны, каждая из которых имеет свою специфику: зона подъезда к стадиону участников соревнований, автопарковки, зона досмотра и др. Соответственно, они требуют и специфических вариантов защиты периметра и интеграции систем различного назначения в общий комплекс безопасности объекта.

В этом плане эффективно применение новой разработки ЦеСИС НИКИРЭТ – многофункционального комбинированного заграждения "Заслон-С", у которого основание служит отбойником для автомобилей, а сверху крепится затрудняющая перелаз сварная сетчатая панель (рис. 1).


"Заслон-С" относится к разряду временных заграждений, устанавливаемых только на время проведения спортивно-массовых мероприятий, для быстрого обустройства защищенного противотаранного периметра, организации автотранспортных КПП, проездов/проходов на территорию стадиона и временных площадок на прилегающей к стадиону внешней территории.

Особенности конструкции

Конструкция секции заграждения позволяет делать повороты в горизонтальной плоскости, возможна установка и на местности с перепадом высот. Это дает возможность с помощью множества секций оборудовать периметр любой протяженности и конфигурации.

Следует особо отметить, что благодаря мощным основаниям секций заграждения и особой конструкции их соединения "Заслон-С" обладает противотаранным качеством. Сетчатая панель позволяет сотрудникам охраны визуально контролировать не только вверенную зону, но и прилегающую к ней территорию.

Одно из положительных качеств такого заграждения – секции можно устанавливать прямо на асфальт и замощенные площади, не нарушая покрытия. После проведения соревнований они убираются без каких-либо негативных последствий.

Ключевые характеристики

Секция заграждения состоит из железобетонного блока с габаритами 3100х1000х780 (основание) мм, панели заграждения и опор. Панель заграждения может быть различного заполнения (сетчатые панели серии "Махаон", включая пулерассеивающие, и т.д.). Стойки для крепления панели заграждения монтируются на фланцы железобетонного блока, в основании которого предусмотрены места под погрузчик или ленточные стропы, что позволяет оперативно проводить монтаж или демонтаж заграждения с использованием широко применяемой грузоподъемной техники.

В целях увеличения общей высоты и затруднения преодоления основного заграждения возможна установка козырькового заграждения из сетчатого полотна. Таким образом, общая высота конструкции достигает 4 м.

Как и в других заграждающих инженерных системах, выпускаемых ЦеСИС НИКИРЭТ, в составе изделия "Заслон-С" предусмотрена установка распашных ворот и калиток, технических средств охраны, кронштейнов для приборов освещения, видеонаблюдения, солнечных батарей и монтажных коробов.

Автопарковки

В едином комплексе инженерно-технических средств должны быть предусмотрены меры по обеспечению безопасности автомобильных парковок, представляющих интерес для террористов как объект атаки.

С учетом необходимости защиты территории вблизи стадиона от возможного взрыва автомобиля на автопарковке предлагается по ее периметру устанавливать железобетонное заграждение "Фрегат" (рис. 2).


В отличие от комбинированных железобетонное заграждение "Фрегат" не просматривается ни с внешней, ни с внутренней стороны. На парковках и на отдельных участках внешней стороны периметра оно решает задачи специфического характера – взрывозащищенности и т.д. Основные технические характеристики "Фрегата" подтверждены испытаниями.

Проезды

Проезды рекомендовано оборудовать противотаранными шлагбаумами или другими типами противотаранных устройств. Их устанавливают как стационарно (на фундамент – рис. 3), так и временно (на металлический стапель).


Противотаранные шлагбаумы внедряются там, где высока вероятность прорыва по тем автотранспортным проездам, по которым привозят необходимое для соревнований оборудование и грузы, а также самих участников соревнований. Все эти подъезды должны быть надежно защищены от возможного прорыва постороннего автотранспорта. В любом случае противотаранная техника не должна позволить злоумышленникам подъехать вплотную к сооружениям объекта, чтобы в случае взрыва начиненного взрывчаткой автомобиля само здание стадиона не пострадало. Поэтому проезды (КПП) со шлагбаумами должны быть вынесены на безопасное расстояние от основного здания и сооружений.

Для того чтобы исключить прорыв автомобиля через пешеходные тротуары, как это случилось в Ницце на Английской набережной, предлагается отделять их стационарными препятствиями – в виде столбиков (боллардов) из стальной трубы на бетонном фундаменте.

Проходы

Современные калитки с усиленными конструкциями, серийно выпускаемые в ЦеСИС НИКИРЭТ, входят в состав КИТСФЗ объекта для санкционированного пропуска персонала и посетителей. Имеют дистанционно управляемые замки с функцией одновременного открытия всех проходов в заграждениях для экстренного или послематчевого вывода людей со стадиона.

Колодцы

Одним из уязвимых и практически общедоступных мест инфраструктуры стадиона являются кабельные колодцы. Помимо вандалов, к находящимся под землей коммуникациям нередко проявляют интерес преступные личности с целью несанкционированного подключения к кабельным системам для получения и передачи собственной информации или для корректировки работы оборудования связистов. В период проведения значимых соревнований подобное вмешательство может нарушить коммуникационные потоки и фактически сорвать их.

Еще более тяжелыми могут быть последствия при проникновении террористов через подземные коммуникации непосредственно на стадион. Особенно если у них будет возможность пронести с собой смертоносный груз.

Для пресечения подобных попыток разработано специальное беспроводное устройство – вибрационное средство обнаружения "Препона-Л", монтируемое на обратную сторону крышки люка колодца.

Система "Препона-Л" состоит из соответствующего числа пространственно разнесенных модулей чувствительных элементов (МЧЭ), передающих сигналы тревоги, степени наклона крышек люков, данные о герметичности корпусов модулей и уровне заряда батарей на блок сбора и обработки информации. Сервер взаимодействия обеспечивает передачу сообщений о тревогах серверу базы данных с географической привязкой (рис. 4).


МЧЭ и вся система в целом маскируемы и незаметны для нарушителя. При ее монтаже не требуется прокладка кабельных линий, так как передача сигнала на пост охраны осуществляется по каналу GSM-связи.

Медали вручены…

После окончания турнира все использованные на стадионах элементы временных заграждений могут решать аналогичные задачи на других объектах городской инфраструктуры: с их помощью можно делать выгородки на площади, огораживать фан-зоны, перекрывать проходы на определенные улицы, чтобы четко контролировать ситуацию в период проведения массовых мероприятий.

Проектировщикам на заметку

Рассматривая вопросы построения интегрированной системы безопасности, выбора инженерно-технических средств физической защиты и охраны спортивного комплекса, прежде всего надо исходить из научно-производственного потенциала российских предприятий, экономических реалий и многолетнего опыта в сфере обеспечения безопасности объектов.

В помощь проектировщикам инженерами ЦеСИС НИКИРЭТ разработана и поддерживается в актуальном состоянии справочно-информационная система типовых проектных решений.

Она общедоступна для специалистов на сайте www.cesis-proekt.ru.

ЦЕСИС НИКИРЭТ,
ЗАО (ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНЫХ
ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ-
СКОГО И КОНСТРУКТОРСКОГО
ИНСТИТУТА РАДИО-
ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ)
440013 Пенза, ул. Чаадаева, 62
Тел.: (8412) 37-4048 (служба продаж)
Тел/факс: (8412) 37-4050 (секретарь)
Е-mail: info@cesis.ru, snabsbit@cesis.ru
www.cesis.ru
www.cesis-proekt.ru

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #4, 2016
Посещений: 9353


  Автор
Игорь Гамазов

Игорь Гамазов

Руководитель направления комплексной системы безопасности объектов ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ"

Всего статей:  2

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций