Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Особенности обеспечения безопасности техногенных объектов. Часть 2

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Особенности обеспечения безопасности техногенных объектов. Часть 2

В первой части статьи (журнал "Системы безопасности" № 3, 2006 г.) было сформулировано операционное определение комплексной безопасности техногенного объекта (ТО) как состояния требуемой защищенности ТО в целом от реализации угроз. Во второй части, публикуемой ниже, авторы подробнее рассматривают комплексную интегрированную систему обеспечения безопасности, специфику ее использования и область применения

С.Ю. Кондратьев
Заместитель начальника службы безопасности ОАО "Московский НПЗ"

Ю.М. Надеждин
Начальник отдела технических средств Службы безопасности ОАО "Московский НПЗ"

Состояние требуемой защищенности ТО от реализации угроз достигается путем применения образующей единую целостность совокупности взаимодействующих мероприятий по обеспечению специализированных видов безопасности. Таким образом, система обеспечения комплексной безопасности должна охватывать все виды безопасности и учитывать взаимовлияние и взаимодействие мероприятий по их обеспечению. При этом во время построения системы необходимо предусмотреть пробелы нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности ТО, влияние человеческого фактора и критический износ основных производственных фондов. Полагая, что способность сохранения объектом своей качественной определенности и возможности выполнения своих функций в условиях воздействия негативных факторов достигается предупреждением наступления на объекте нежелательных событий, следует сконцентрировать внимание на выявлении признаков, указывающих на формирование и реализацию угроз. Это задача информационного характера. Пресечение процессов образования и реализации угроз -задача более управленческая. Поскольку на объекте априори существуют различные технические, информационные и информационно-технические системы обеспечения специализированных видов безопасности, то возникает задача их интеграции, а возможность это осуществить при каком-то едином решении придаст системе комплексный (целостный) характер.

Комплексная интегрированная система обеспечения безопасности

Исходя из вышесказанного авторы сформулировали определение комплексной интегрированной системы обеспечения безопасности (КИ-СОБ) техногенного объекта, под которой понимается совокупность организационных, технических, административных и иных мероприятий, позволяющая осуществить автоматизированное получение, доставку, обработку, анализ и формализованное предоставление субъектам управления информации о признаках формирования на объекте причин и условий, способствующих возникновению и реализации угроз безопасности, с целью принятия своевременных мер по их предупреждению и пресечению путем принудительной организации соответствующих управляющих воздействий (встречных процессов). Структурно это можно представить так, как изображено на рисунке.

Цель КИСОБ - не допустить возникновения и реализации на техногенном объекте любой угрозы безопасности независимо от ее характера и источника возникновения.

Главную роль в создании КИСОБ играют организационные меры. При осуществлении деятельности по обеспечению безопасности они призваны создать на ТО совокупность целенаправленных процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию существующих и/или вновь возникающих специфических связей между частями (структурными подразделениями, направлениями деятельности, технологическими комплексами, установками, субъектами управления и т.п.) ТО как объекта в целом, а также придания им при обеспечении безопасности внутренней упорядоченности и эффективности взаимодействия дифференцированных и/или автономных частей ТО, обусловленных его структурно-функциональным строением.

Технические средства и системы предназначены для усиления организационных мер и являются существенным элементом в решении общих вопросов обеспечения безопасности. Уровень технического развития в настоящее время позволяет применять большое количество технических решений, что в конечном счете определяется уровнем знаний и навыков исполнителей. Сейчас на рынке ряд компаний позиционируют свои продукты, которые, по нашему мнению, способны решить определяемые КИСОБ задачи.

Практическое применение КИСОБ

Важным в практическом аспекте является то, что КИСОБ существенно расширяет область применения уже эксплуатируемых на объекте типовых систем обеспечения безопасности: помимо использования их по прямому назначению появляется возможность применения этих систем для обеспечения других видов безопасности, причем, по нашему опыту, внесения изменений как на аппаратном, так и на программном уровне не требуется.

Проиллюстрируем это на примере эксплуатации типовой системы контроля и управления доступом (СКУД), обеспечивающей комплекс мероприятий, направленных на ограничение и санкционирование доступа людей, транспорта и других объектов в (из) помещения, здания, зоны и территории МНПЗ (ГОСТ 51241-98).

Как правило, перед подразделением безопасности крупного промышленного предприятия с большим объемом вывозимой продукции стоят задачи не только по контролю въезда и выезда автотранспорта, прибывающего на предприятие (одна из задач обеспечения физической безопасности), но и по выявлению и пресечению фактов неправомерного обращения с товарной продукцией, к чему относятся и хищения с помощью транспортных средств (одна из задач обеспечения экономической безопасности).

Обе задачи пересекаются на контрольно-пропускном пункте предприятия, где службы завода еще вправе принять меры к предотвращению причинения ущерба предприятию. Если первая задача по контролю доступа на предприятие транспортных средств в какой-то мере может решаться типовой СКУД, то вторая требует дополнительных мероприятий - например, обеспечить допуск транспорта, прибывающего за нефтепродуктами, только при наличии открытых фондов, свободных мест на точках отгрузки. Интеграция СКУД с действующими на предприятии системами коммерческого учета позволяет решать обе задачи.

Кроме того, на предприятии реально существует возможность хищения нефтепродуктов путем осуществления их налива вне точек отгрузки, поэтому если это произойдет, то логично было бы обеспечить передачу соответствующего сигнала в СКУД для запрета выпуска транспортного средства. Оснащение точек отгрузки товарной продукции средствами контроля и управления доступом, включенными в уже существующую на объекте СКУД, позволяет осуществлять контроль за фактами неправомерного обращения с нефтепродуктами (наливом вне точек отгрузки) и в случае выявления такого события запретить выезд нарушителя. Таким образом, СКУД применяется не только в интересах обеспечения физической и экономической безопасности, но уже и в интересах промышленной безопасности. Последнему направлению применения СКУД способствуют также и следующие обстоятельства. Пункты отгрузки товарной продукции опасного производственного объекта и другие локальные зоны оборудованы системами промышленной безопасности: системой газоанализа, системой пожарной безопасности, системами аварийной защиты установок и т.д. В обычном режиме каждая из этих систем работает автономно, имеет самостоятельные сигнальные линии и линии передачи данных. При возникновении чрезвычайных ситуаций или предпосылок к ним анализ тревожных сигналов и принятие решений требуют определенного времени, что снижает эффективность мер по локализации ситуации и минимизации последствий.

Интеграция перечисленных систем со СКУД предоставляет возможность обеспечить автоматизацию управления доступом персонала и автотранспорта в условиях возникновения угрозы ЧС:

  • запретить доступ в зону, где выявлена ситуация с признаками возникновения или реализации угрозы ЧС;
  • обеспечить беспрепятственный выезд и выход из нее транспортных средств и персонала, не участвующего в ликвидации, и одновременно обеспечить доступ аварийно-спасательных служб.

Более того, с точки зрения предупреждения наступления ЧС по причине нарушений требований Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1 994 г. № 372) и Руководства по организации перевозки опасных грузов автомобильным транспортом от 8 февраля 1 996 г. (РД 311 21 99-01 99-96) использование типовой СКУД, интегрированной с информационной системой учета указанной категории нарушений, позволяет предотвратить появление на территории опасного производственного объекта источников повышенной опасности. В свою очередь, система учета нарушений является подсистемой АСУ бюро пропусков.

Таким образом, интеграция СКУД с другими системами в качестве подсистемы КИСОБ фактически увеличивает число ее функциональных возможностей, тем самым расширяя сферу применения КИСОБ в разнонаправленных процессах обеспечения специализированных видов безопасности.

Немаловажными являются возможности КИСОБ и в вопросах обеспечения антитеррористической защищенности техногенных объектов. Фрагмент сводной таблицы возможностей охранных ИТС по выявлению признаков террористической и диверсионной деятельности в локальной зоне газораздаточной станции представлен в таблице.

Иллюстрация эффективности КИСОБ приведена на примере СКУД, где новые качества проявляются в интеграции с другими системами, работающими по другим направлениям деятельности предприятия. Например, по экспертным оценкам, влияние КИСОБ на повышение устойчивости технологических процессов может привести к увеличению количества произведенной продукции, снижению ее себестоимости, повышению конкурентной способности предприятия, повышению эффективности управленческих процессов, устойчивости бизнеса, что особенно важно в условиях рыночной экономики.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #4, 2006
Посещений: 13178

  Автор

Кондратьев С. Ю.

Кондратьев С. Ю.

Заместитель начальника службы безопасности ОАО "Московский НПЗ"

Всего статей:  4

  Автор

Надеждин Ю. М.

Надеждин Ю. М.

начальник отдела службы безопасности ОАО "Московский НПЗ"

Всего статей:  3

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций