Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Основные положения проекта технического регламента "О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества"

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Основные положения проекта технического регламента "О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества"

A.К. Крахмалев
Начальник отдела ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России, к.т.н., проф., акад. ВАНКБ

Разработка проекта федерального закона "О техническом регламенте "О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества" осуществлялась в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Программой разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от б ноября 2004 г. № 1421 -р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2007 г. №1930-р).

Данный проект подготовлен на основе проектов двух технических регламентов "О требованиях к системам антитеррористической и противокриминальной защиты объектов" и "О требованиях к системам противокриминальной защиты имущества", разработанных ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России в соответствии с упомянутой выше Программой и прошедших в установленном порядке согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В связи с изменениями Программы разработки технических регламентов (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2007 г. № 1930-р) два проекта технических регламентов "О требованиях к системам антитеррористической и противокриминальной защиты объектов" и "О требованиях к системам противокриминальной защиты имущества" были объединены в один документ, получивший название "О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества".

Законодательная база для нового регламента

Разработка нового технического регламента проводилась на основании следующих положений:

  1. Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

    Абзац 1 п. 1 ст. б: "Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества".

    П. 1 ст. 7 устанавливает, что, помимо изложенных в законе видов безопасности, "Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие... другие виды безопасности в целях, соответствующих п. 1 ст. б настоящего Федерального закона".

  2. Необходимость нормативного закрепления требований ктехнической составляющей системы обеспечения антитеррористической защиты, формируемой в соответствии с Федеральным законом от б марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
  3. Практическая реализация в части технической составляющей поставленной в Указе Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 задачи по "разработке мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств" (пп. "в" п. 4 "Положения о национальном антитеррористическом комитете", утвержденном Указом Президента Российской Федерации).
  4. Практика технического регулирования в интеграционных процессах.

    Международные и европейские конвенции о борьбе с преступными посягательствами и терроризмом, принятые в рамках ООН, Совета Европы, МАГАТЭ и др.

  5. Международная и европейская практика обязательного подтверждения соответствия: Принципы европейского "Нового подхода", основанного на возможности использования национальных стандартов (кодексов установившейся практики) для формирования доказательной базы подтверждения соответствия продукции обобщенным обязательным требованиям технических регламентов. (Решение Европейской комиссии от 20.12.2002 г. С320 - обязательная сертификация для всех охранных и пожарных приборов и регламентация функциональных характеристик приборов).

Предпосылки создания технического регламента

Отсутствие единого нормативно-правового поля, регулирующего государственную техническую политику в сфере противокриминальной защиты, приводит к следующим проблемам:

  1. На законодательном уровне не определены механизмы взаимодействия и ответственность субъектов, участвующих в обеспечении безопасности объектов, - органов государственной власти, государственных силовых структур, ведомственных и частных охранных организаций, разработчиков, производителей и поставщиков охранной техники, собственников и пользователей имущества.
  2. Отсутствуют единые нормы построения систем противокриминальной защиты объектов различных категорий опасности. В ФЗ от б марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" такой важный аспект, как антитеррористическая защита различных объектов с помощью технических средств охраны, не отражен в достаточной степени.
  3. Механизмы государственного надзора и контроля в сфере противокриминальной защиты объектов не закреплены законодательными актами, в результате чего эти функции малоэффективны либо вовсе не применяются.

Методический подход

Методический подход для разработки технического регламента в сфере противокриминальной защиты объектов и имущества включал в себя следующие направления:

  1. Определение критериев классификации объектов защиты по степени их потенциальной опасности.
  2. Создание типовых требований к построению технических систем для антитеррористической и противокриминальной защиты объектов различных классов опасности.
  3. Формирование требований к выбору и применению технических средств охраны и безопасности, с помощью которых может быть обеспечен необходимый уровень защищенности объектов.
  4. Формирование единой терминологии в области антитеррористической и противокриминальной защиты объектов и имущества.
  5. Определение порядка государственного надзора и контроля над мероприятиями, осуществляемыми с целью антитеррористической и противокриминальной защиты объектов.

Цели и объекты технического регламента

Цель технического регламента - установление единых требований к техническим средствам обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества для обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от криминальных угроз.

Объектами технического регулирования являются технические средства обеспечения противокриминальной защиты, предназначенные для обеспечения криминальной безопасности объектов и имущества (объектов защиты), в которые входят:

  1. средства инженерно-технической укрепленности;
  2. технические средства и системы безопасности (системы охранной сигнализации, СКУД, СОТ, средства оповещения, системы связи, системы досмотра и др.).

Объектами защиты являются стационарные и подвижные объекты, которые оборудуются техническими средствами обеспечения противокриминальной защиты:

  1. здания, строения, сооружения, их отдельные части или помещения; территории, занимаемые ими или прилегающие к ним, отдельные территории и находящиеся на них имущество, документы, денежные средства и иные ценности;
  2. транспортные средства - автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный транспорт.

Положения настоящего технического регламента обязательны при:

  1. проектировании (конструировании), строительстве, ремонте, реконструкции, техническом обслуживании, эксплуатации технических средств обеспечения противокриминальной защиты;
  2. разработке, принятии, применении и исполнении нормативных документов, содержащих требования к криминальной безопасности объектов и ктехническим средствам и системам обеспечения противокриминальной защиты;
  3. разработке и производстве технических средств обеспечения противокриминальной защиты.

Законопроект состоит из 7 глав, содержащих обязательные для исполнения требования криминальной безопасности к различным объектам защиты, и принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от криминальных угроз. Он определяет основные положения технического регулирования в области криминальной безопасности и устанавливает общие требования к обеспечению безопасности людей и имущества, а также к средствам (комплексам средств) обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества.

Содержание проекта технического регламента

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и сфера применения
Статья 2. Основные понятия
Статья 4. Техническое регулирование в области криминальной безопасности
Статья 5. Обеспечение криминальной безопасности объектов защиты
Статья 6. Законодательство РФ в области действия настоящего ФЗ

Глава 2. Классификация объектов защиты

Статья 7. Цель классификации объектов
Статья 8. Группы объектов
Статья 9. Классы объектов
Статья 10. Классы защиты объектов
Статья 11. Порядок классификации объектов

Глава 3. Функциональные требования ктехническим средствам и системам противокриминальной безопасности объектов защиты (статьи 12-31) Условия и порядок создания системы противокриминальной защиты. Общие принципы построения противокриминальной защиты объектов.

Общие требования к проектированию, монтажно-наладочным работам, вводу в эксплуатацию, а также эксплуатации и безопасности. Общие требования к составу в зависимости от класса защиты объектов.

Требования ктехническим средствам обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества.

Глава 4. Подтверждение соответствия продукции (статьи 32-40)

Цели подтверждения соответствия. Формы подтверждения соответствия. Схемы декларирования и сертификации. Сроки действия документов подтверждения соответствия

Глава 5. Государственный контроль (надзор)

Статья 41. Государственный контроль (надзор)
Статья 42. Ответственность за нарушение требований

Глава 6. Заключительные и переходные положения

Статья 43. Вступление в силу настоящего технического регламента
Статья 44. Переходные положения

Краткое изложение основных положений технического регламента

Глава первая

В первой главе определяются цели закона, сфера применения, основные понятия и другие общие положения.

Цель закона - защита жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от криминальных угроз, а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей при реализации, использовании (эксплуатации) технических средств обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества.

В техническом регламенте (статья 3) вводятся новые понятия:

  • криминальная безопасность - состояние объекта защиты, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением ему вреда от реализации криминальной угрозы;
  • криминальная угроза - угроза, исходящая от противоправных действий человека (группы людей), способная повлечь наступление негативных последствий в отношении объекта защиты;
  • противокриминальная защита объектов и имущества - деятельность, осуществляемая с целью обеспечения криминальной безопасности;
  • техническое средство обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества -техническое изделие (продукция серийного производства), а также технические изделия, объединенные в систему (продукция единичного производства, создаваемая для каждого объекта путем проектирования, монтажа, наладки и сдачи в эксплуатацию), функциональным назначением которых является обеспечение противокриминальной защиты объектов и имущества.

В статье 3 проекта также приводятся уточненные формулировки ряда известных терминов в области безопасности. Новые уточненные формулировки более полно соответствуют задачам технического регламента.

Понятие террористической угрозы в данном регламенте рассматривается как подмножество криминальных действий, и соответственно далее в тексте эти понятия не разделяются. В качестве криминальных угроз рассматриваются угрозы, связанные с несанкционированным проникновением на объект защиты и (или) совершением на его территории противоправных действий, в том числе террористического характера.

Объектом технического регулирования являются технические средства обеспечения противокриминальной защиты, которые могут быть объединены в системы, предназначенные для обеспечения криминальной безопасности объектов и имущества (объектов защиты), а также процессы проектирования, монтажа, наладки и эксплуатации систем обеспечения противокриминальной защиты.

Таким образом, объекты технического регулирования разделены на три группы:

  • технические средства, как продукция промышленного (серийного) производства, выпускаемая предприятиями и предназначенная для поставки или непосредственной продажи потребителю (заказчику);
  • технические средства, объединенные в системы (комплексы) обеспечения противокриминальной защиты объектов, как единичный продукт, проектируемый и создаваемый для каждого конкретного объекта;
  • процессы проектирования, монтажа, наладки, эксплуатации и технического обслуживания систем (комплексов) обеспечения противокриминальной защиты.

В соответствии с этим разделением устанавливаются различные требования к объектам технического регулирования.

Проект технического регламента однозначно определяет перечень технических средств и систем обеспечения противокриминальной защиты:

  1. средства инженерно-технической укрепленности;
  2. системы охранной сигнализации:

    а) средства обнаружения проникновения - автоматические и неавтоматические (тревожная сигнализация) охранные из вещатели;
    б) средства сбора и обработки информации -приборы приемно-контрольные, блоки, устройства и модули в составе комплексных (интегрированных) систем;
    в) системы передачи извещений;
    г) пульты централизованного наблюдения;

  3. системы контроля и управления доступом;
  4. системы охранные телевизионные;
  5. системы оповещения о тревоге;
  6. системы оперативной связи;
  7. технические средства досмотра;
  8. системы охраны и мониторинга транспортных средств;
  9. средства и системы защиты от краж отдельных предметов;
  10. системы электропитания и охранного освещения;
  11. взрывозащитные средства.

Пятая статья называется "Обеспечение криминальной безопасности объектов защиты" и имеет большое значение для всего документа, она достаточно кратка, поэтому ее положения приводятся здесь полностью.

  • Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения криминальной безопасности.
  • Целью создания системы криминальной безопасности объекта защиты является обеспечение его безопасности от воздействия криминальных угроз.
  • Система обеспечения криминальной безопасности включает в себя организационные меры и технические средства обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества, предназначенные для защиты объектов от криминальных угроз. Организационные меры регламентируются соответствующим федеральным законодательством, актами Правительства Российской Федерации и принятыми на их основе ведомственными нормативными правовыми актами.

Достаточно жесткое требование - "каждый объект защиты" - подразумевает далее деление объектов на классы по уровню потенциальной опасности криминальных угроз и установление дифференцированных требований, исходя из минимально необходимого уровня защиты. Классификация объектов также проводится с целью разделения их на подлежащие обязательному оснащению системами противокриминальной защиты и на объекты, решение и уровень противокриминальной защиты которых определяет собственник на добровольной основе.

Здесь определяется также то, что организационные меры не являются предметом данного технического регламента, а если о них говорится в тексте, то только в той мере, в которой они касаются применения технических средств.

Глава вторая

Во второй главе дается классификация объектов защиты.

Цель классификации объектов - установление дифференцированных требований к системам противокриминальной защиты, обеспечивающим минимально необходимые уровни безопасности имущества в соответствии с установленными классами объектов нахождения имущества, с учетом критериев оценки возможного ущерба интересам личности, общества и государства, который может быть нанесен в случае реализации криминальных угроз. Все объекты разделяются на группы и классы.

В зависимости от степени потенциальной опасности, а также возможных последствий в случае реализации криминальных угроз, объекты, их помещения и территории подразделяются на три основные группы:

I группа: критически важные и потенциально опасные объекты;
II группа: социально-значимые объекты;
III группа: объекты сосредоточения материальных ценностей.

В зависимости от вида и размеров ущерба, который может быть нанесен объекту, находящимся на объекте людям и имуществу в случае реализации криминальных угроз, все объекты подразделяются на следующие классы:

  • класс 1 (высокая значимость) - ущерб в результате реализации криминальных угроз может приобрести федеральный или межрегиональный масштаб;
  • класс 2 (средняя значимость) - ущерб в результате реализации криминальных угроз может приобрести региональный или межмуниципальный масштаб;
  • класс 3 (низкая значимость) - ущерб в результате реализации криминальных угроз может приобрести муниципальный или локальный масштаб.

Качественные критерии, предельные значения количественных критериев для каждой группы объектов и выбор класса объекта устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом анализа рисков, криминальных угроз и размеров потенциального ущерба.

Классификации подлежат все потенциально опасные в криминальном отношении объекты независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Порядок классификации объектов определяется Правительством Российской Федерации.

Глава третья

В третьей главе устанавливаются функциональные требования к техническим средствам и системам противокриминальной защиты объектов. Данная глава представляет собой основное содержание технического регламента, она содержит статьи с 12 по 31 и определяет:

  • условия и порядок создания системы проти-вокриминальной защиты;
  • общие принципы построения системы проти-вокриминальной защиты;
  • общие требования к проектированию системы противокриминальной защиты;
  • общие требования к монтажно-наладочным работам системы противокриминальной защиты;
  • общие требования к введению в эксплуатацию системы противокриминальной защиты;
  • общие требования к эксплуатации системы противокриминальной защиты;
  • общие требования к техническим средствам обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества;
  • требования к средствам инженерно-технической укрепленности объекта;
  • требования к системам охранной сигнализации, контроля и управления доступом, охранного телевидения, оповещения о тревоге;
  • требования ксистемам оперативной связи;
  • требования ксистемам досмотра;
  • требования ксистемам охраны и мониторинга транспортных средств;
  • требования к средствам и системам защиты от краж отдельных предметов;
  • требования ксистемам электропитания и охранного освещения;
  • общие требования безопасности к техническим средствам обеспечения противокриминальной защиты.

Главы 4, 5 и 6

Главы 4, 5 и 6 определяют (в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании") основные положения о подтверждении соответствия продукции требованиям технического регламента, формы оценки соответствия технических средств и систем обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества требованиям технического регламента, государственный контроль (надзор), а также заключительные и переходные положения.

В приложениях к техническому регламенту даны в виде таблиц:

  • общиетребования кминимально необходимому составу средств инженерно-технической укрепленности в зависимости от класса защиты;
  • общие требования к минимально необходимому составу технических средств противокриминальной защиты в зависимости от класса защиты;
  • формы обязательного подтверждения соответствия серийно выпускаемых технических средств противокриминальной защиты в соответствии с классом защиты объекта;
  • сроки действия обязательного подтверждения соответствия при декларировании и при обязательной сертификации.

Ожидаемые результаты принятия регламента

  • Проведение единой государственной политики, направленной на повышение роли и эффективности применения технических средств обеспечения противокриминальной защиты для объектов по установленным классам и требующим определенных уровней защиты.
  • Создание соответствующей нормативной базы, определяющей основные требования к техническим средствам обеспечения противокриминальной защиты для организации охраны различных категорий объектов и устанавливающей обязательное подтверждение их соответствия принятым требованиям.
  • Консолидация усилий субъектов, осуществляющих свою деятельность в области государственной защиты имущества в целях предотвращения кризисных ситуаций.
  • Рациональное распределение бюджетных средств, выделяемых государством на обеспечение антитеррористической и противокриминальной защиты объектов и имущества.
  • Возможность привлечения ответственных должностных лиц, руководителей и эксплуа-тантов объектов к ответственности за необеспечение должного уровня безопасности, а также наступившие в результате неисполнения установленных требований последствия.

С полным текстом проекта технического регламента "О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества" можно ознакомиться на сайте ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России www.nicohrana.ru.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #5, 2008
Посещений: 13813


  Автор
Крахмалев А.К.

Крахмалев А.К.

Начальник отдела ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России,к.т.н., профессор, академик ВАНКБ

Всего статей:  27

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций