Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Рубежи защиты важных объектов. Инженерно-техническая укрепленность в системах комплексной безопасности

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Рубежи защиты важных объектов. Инженерно-техническая укрепленность в системах комплексной безопасности

Д.В. Севрюков
Консультант в/ч 55056

В.А. Коновалов
Исполнительный директор ФГУП СНПО "Элерон"

Р.С. Хасянов
Руководитель направления комплексных систем ЗАО ПКФ "Магус"

Для режимных объектов в условиях роста и широкого распространения в современном обществе угроз террористического характера и различных криминальных проявлений жизненно важное значение имеют эффективные системы комплексной безопасности (физической защиты) и их главная составная часть - периметровые системы и средства инженерно-технической защиты

Объекты охраны

В зависимости от назначения и важности объекта, характера и вида угроз предусматриваются различные меры по блокированию его периметра техническими средствами охраны (ТСО) и инженерно-технической защиты (ТСИТЗ). В обязательном порядке этими средствами оборудуются протяженные рубежи госграницы, таможенные терминалы, атомные, теплоэнергетические и гидроэнергетические электростанции, газокомпрессорные станции, нефтеперерабатывающие предприятия, нефтяные терминалы, предприятия химического производства, аэропорты, объекты силовых структур. На таких объектах может быть предусмотрено наличие нескольких рубежей защиты периметра, оснащенных ограждениями, комбинированными средствами укрепленности, охранной сигнализацией, системами видеонаблюдения, контроля и управления доступом, а также наличие специальных мероприятий, служащих для обеспечения безопасности.

Ограждение периметра

Ограждение - это искусственное сооружение на местности, являющееся физическим препятствием, которое может иметь канал передачи информации о факте прохода или характере действий потенциального нарушителя при преодолении препятствия

Функции ограждения

Уровнем задач, которые должны решать конструкции систем ограждения, степенью важности объекта и финансовыми возможностями его владельца обусловлен набор функций данных систем и применяемые методы воздействия на потенциального нарушителя. Воздействие может быть различным: от простого обозначения территории объекта (декоративное ограждение) до физического воздействия (электрошоковое ограждение), не приводящего к летальному исходу. Ограждения могут выполнять следующие функции:

  • обозначение отчужденной территории или зоны исключения случайного прохода (недопущения проникновения на охраняемую территорию);
  • недопущение на охраняемую территорию посторонних лиц, психологическое воздействие на потенциального нарушителя вплоть до побуждения его к отказу от намерений преодоления системы ограждений;
  • передача информации охране объекта о месте преодоления ограждения (в случае наличия сигнально-заградительных СО).

Линия основного ограждения разделяется на участки, каждому из которых присваивается отдельный номер (для отображения на ССОИ, ППК состояния соответствующих СО, удобства их обслуживания).

Дополнительное ограждение

На периметре оборудуемых объектов, отдельных участках их территории могут проектироваться дополнительное и предупредительное ограждения.

Дополнительное ограждение предназначается для усиления основного ограждения. Верхнее дополнительное ограждение устанавливается на основное ограждение, если высота последнего составляет не менее 2,5 м. Дополнительное ограждение может представлять собой козырек, выполненный из 3-4 нитей колючей проволоки, инженерное средство защиты типа "Спираль АКЛ" или иные конструкции. Нижнее дополнительное ограждение служит для защиты от подкопа, устанавливается под основным ограждением и имеет заглубление в грунт не менее 50 см. Оно должно выполняться в виде бетонированного цоколя или сварной из прутков арматурной стали диаметром не менее 1 6 мм решетки с ячейками размером не более 1 50х1 50 мм, сваренных в перекрестиях.

Требования к ограждению периметра Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также незапираемых дверей, ворот и калиток. К ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся продолжением периметра. Вдоль ограждений предусматривается прокладка дорог для перемещения охраны ("тропы нарядов"). На каждом участке предупредительного внутреннего ограждения должно быть предусмотрено наличие калитки, обеспечивающей доступ персонала, обслуживающего технические средства охраны, связи, оповещения и освещения, а также осуществляющего осмотр местности. Зона отторжения должна быть тщательно спланирована и расчищена, не иметь никаких строений и предметов, затрудняющих применение технических средств охраны и действия службы безопасности. Эта зона может быть использована для организации охраны объекта с помощью служебных собак. В указанном случае она должна иметь предупредительное сетчатое или штакетное ограждение высотой не менее 2,5 м. Ширина зоны отторжения, в которой размещаются технические средства охраны периметра, должна превышать ширину зоны их обнаружения. Периметр территории и здания охраняемого объекта оборудуются системой охранного освещения, обеспечивающего необходимые условия для наблюдения за ограждениями территории, зоной отторжения, тропами наряда (путями обхода), пунктами пропуска автомобильного и железнодорожного транспорта.

Средства обнаружения и защиты

Номенклатуру средств обнаружения на конкретном объекте определяют исходя из рельефа местности и наличия растительности на рубеже, где располагаются основные инженерные сооружения. При наличии на периметре (рубеже) протяженных (не менее 500 м) ровных прямолинейных участков целесообразно использовать радиотехнические либо активные оптико-электронные средства и системы.

При определении типа средств, устанавливаемых на ограждениях, учитываются: помеховая обстановка, механические характеристики ограждений, наличие и протяженность разрывов в них (включая ворота, калитки, водопропуски), наиболее вероятные цели и пути проникновения.

Ворота как часть СКБ

Ворота на пунктах пропуска призваны обеспечить оперативный проезд служебных ("своих") транспортных средств и одновременно распознать и отсечь нежелательные ("посторонние"). На объектах повышенной опасности в соответствии с РД 78.36.006-2005 "Рекомендации по выбору и применению технических средств охранно-пожарной сигнализации и средств инженерно-технической укрепленности для оборудования объектов" следует использовать шлюзовую систему ворот.

Шлюзование применяется для пропуска транспортных средств на объектах, имеющих особо строгий режим, а на подступах к воротам для противодействия возможным террористическим атакам устанавливается специальное ин-женерное оборудование (рис. 4, 5):

  • электрошоковые устройства (устанавливаемые на ограждении либо переносные),
  • противотаранные барьеры и устройства;
  • дорожные блокираторы;
  • автозаградители.

Кроме указанных устройств могут также использоваться вышки, бронеколпаки, модульные КПП с бронекабинами. Они должны обеспечить часовому круговой обзор подступов к охраняемым объектам в дневное и ночное время суток и дать возможность подать сигнал тревоги, защитить часового (личный состав) от поражения стрелковым оружием и осколками гранат в случае нападения на пост и ведения оборонительного боя.

Существуют разные по конструкции и типу исполнения ворота: откатные и распашные, решетчатые или сплошные, реечные, цельнометаллические, деревянные или комбинированные, одно- или многостворчатые, с ручным или иным (автоматическим, комбинированным) приводом.

Ворота с электроприводом Ворота с электроприводом и дистанционным управлением оборудуются устройствами аварийной остановки и открытия вручную (на случай неисправности или отключения электропитания), а также ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения).

Блокирование ворот периметра

В целях блокирования подходов к воротам и дополнительного контроля положения их створок могут использоваться оптико-электронные и радиоволновые (проводные, многопозиционные) устройства.

Установленные на воротах и полотне ограждений емкостные, индуктивные, электромеханические, вибрационные, радиоволновые проводные средства охраны (рис. 2, 3) обеспечивают сигнализационное блокирование полотна ограждений от разрушения и не позволяют нарушителю перелезть через них.

Для сигнализационного блокирования ворот и калиток в качестве датчиков положения могут использоваться также:

  • концевые (конечные) выключатели;
  • герконовые магнитоконтактные извещатели типа Д9-Р17, ИО-102-20, ДПМГ-2, Д5М-11(нормально-замкнутый, с защитой от деблокирования), Д5М-1 2 (нормально-разомкнутый, с защитой от деблокирования), MPS-50.

Характеристики некоторых датчиков положения представлены в табл. 1.

На рис. 2 изображены ворота, защищенные сверху спиралью АКЛ, радиоволновыми двух-позиционным (РДСО) и проводным СО, а также участки сетчатого ограждения, оборудованного вибрационным средством обнаружения (ВСО). Схема (рис. 3) возможного варианта оснащения участка распашных ворот дает представление о конструктивном исполнении ЧЭ радиоволнового проводного СО на воротах (ограждении).

Особенности оборудования пунктов пропуска транспорта

Ведущие к автотранспортным контрольно-пропускным пунктам (КПП) участки дорог на расстоянии не более 30 м от ворот должны иметь поворот на 90° и выгораживаться бетонными конструкциями.

Перед внешними проездными воротами могут монтироваться противотаранные дорожные заградительные устройства (рис. 4), способные остана-вливать транспортные средства. Одна из конструк-ций автозаградителя представлена на рис. 5. Автомобильные КПП должны быть оборудованы внешними и внутренними проездными воротами и площадкой досмотра машин. Размеры ее должны превышать ширину и длину грузовой автомашины не менее чем на 3 м с каждой стороны. На площадке оборудуется яма для досмотра машин снизу, устанавливаются вышка и эстакада для досмотра машин сверху и сбоку. Вариант оснащения досмотровой зоны транспортного КПП представлен на рис. 6. Железнодорожные КПП оборудуются внешними и внутренними проездными воротами, площадкой досмотра вагонов. В зоне проездных ворот таких КПП устанавливаются стрелки-сбрасыватели. Размеры площадки досмотра вагонов должны быть такой длины, чтобы можно было произ-водить одновременно досмотр 3-4 вагонов с локомотивом. Площадка досмотра оборудуется ямой для досмотра вагонов снизу, вышками и эстакадами для досмотра их с боков и сверху.

Площадки досмотра на автомобильных и железнодорожных КПП отделяются забором по типу основного ограждения, а проездные ворота оборудуются электромеханическим приводом с дистанционным управлением и блокировкой, предотвращающей одновременное открытие внешних и внутренних ворот. На постах охраны КПП по периметру защищенной зоны через каждые 100-150 м в обязательном порядке устанавли-ваются устройства тревожно-вызывной сигнализации (ТВС), предназначенные для подачи сигналов о тревожной ситуации (нападение, попытка прорыва, угрозы жизни персонала и т.п.), возникшей на периметре защищенной зоны, в охраняемых зданиях и помещениях.

Элементы структуры СКБ

Въезды на режимные объекты помимо упомянутых выше технических средств и инженерного оборудования оборудуются аппаратурой видеонаблюдения и считывания идентификационных карт для контроля доступа людей и транспорта.

Информация, полученная с видеокамер, заносится в компьютерные базы данных для долговременного хранения и использования при расследовании попыток несанкционированных проникновений и диверсий на объекте. Инженерное оборудование (в стационарном исполнении и быстроразвертываемое) может использоваться также и на территории объекта, в частности, для понуждения проникшего в охраняемую зону нарушителя двигаться в поле зрения камер системы видеонаблюдения. Это дает службе охраны запас времени для выявления предпосылок террористической угрозы и позволяет провести задержание нарушителя на дальних подступах, чему, в частности, способствует увеличение времени, которое он вынужден затрачивать на преодоление рубежей пассивной защиты.

Один из подходов к формированию структуры СКБ объектов с учетом возможных категорий объектов отражен в табл. 2.

Описанные в статье инженерно-технические средства при грамотной эксплуатации в составе систем комплексной безопасности обеспечивают оперативный пропуск через ворота режимных объектов служебных транспортных средств и гарантированно предотвращают прорывы на объекты всевозможных нарушителей.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2007
Посещений: 32069

  Автор

Севрюков Д. В.

Севрюков Д. В.

Консультант в/ч 55056

Всего статей:  8

  Автор

Коновалов В. А.

Коновалов В. А.

ФГУП СНПО "Элерон"

Всего статей:  7

  Автор

Хасянов Р. С.

Хасянов Р. С.

Руководитель направления комплексных систем ЗАО "ПКФ Магус"

Всего статей:  4

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций