Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Гражданская оборона столицы

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Гражданская оборона столицы

Новый взгляд на конкретные задачи

А.М. Гаврилов,
заместитель начальника Главного управления МЧС России по г. Москве

Мероприятия МПВО ограничивались сначала только угрожаемой приграничной полосой, то есть зоной досягаемости бомбардировочной авиации. На остальной же территории страны подготовка населения к противовоздушной и противохимической защите возлагалась на общественные организации, прежде всего, на ОСОАВИАХИМ, общество Красного Креста и Красного Полумесяца.

История МПВО

К концу 1920 - началу 1930-х гг. в основном сложилась система мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения, объектов народного хозяйства и территории страны от вооруженного нападения противника, ликвидации последствий его ударов, а также создания наиболее благоприятных условий для работы в военное время промышленных предприятий, транспорта, коммунального хозяйства.

Завершающим этапом этой работы стало создание в 1932 г. МПВО СССР. Суровым испытанием для нее стала Великая Отечественная война, показавшая, насколько эффективно была организована эта система защиты. В докладе Главного управления МПВО НКВД СССР правительству говорилось: "Мероприятия, осуществленные МПВО в целях защиты от поражения при воздушных бомбардировках, сохранили государству огромные материальные ресурсы, во многом обеспечили бесперебойную работу предприятий и учреждений и в целом нормальную жизнь городов прифронтовой полосы и тыла нашей страны".

Мы свято храним память о тех героических днях, о людях, которые порой ценой собственной жизни защищали москвичей и небо над столицей. В память об этом подвиге в здании Главного управления МЧС России по городу Москве на Тверской улице установлена мемориальная доска, на которой изображен боец МПВО, сбрасывающий с крыши жилого дома зажигательный снаряд. Под изображением надпись: "Здесь в годы Великой Отечественной войны размещался Штаб и Командный пункт МПВО города Москвы".

В июле 1961 г. было принято "Положение о Гражданской обороне СССР", в котором указывалось, что "гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического и бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварий но-восстановительных работ в очагах поражения".

Все последующие годы шел активный процесс реформирования гражданской обороны, уточнялись ее роль и место в системе национальной безопасности, конкретизировались ее задачи.

Работа в новых условиях

Сегодня гражданская оборона - это система мероприятий, учитывающих новые взгляды на защиту населения и территорий от современных видов угроз. Усилия всех органов исполнительной власти города, деятельность Главного управления МЧС России по г. Москве и Управления гражданской защиты Москвы направлены на формирование такой системы гражданской обороны, которая была бы способна эффективно противодействовать всему спектру опасностей в мирное и военное время, обеспечивая надежную защиту населения и территории столицы. Москва была и остается на передовых позициях в решении этих вопросов.

Правовая база

Принципиально важным является совершенствование нормативной правовой базы гражданской обороны. В 2008 г. принято постановление Правительства г. Москвы "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в городе Москве".

Особое внимание столичное правительство уделяет созданию в городе высокоэффективных, отвечающих современным требованиям сил гражданской обороны. В 2008 г. подготовлено и принято два концептуальных законодательных акта: "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей города Москвы" и "О пожарной безопасности", регламентирующих функционирование сил гражданской обороны постоянной готовности.

В завершающей стадии находится подготовка нормативных правовых актов, касающихся вопросов повышения устойчивости функционирования экономики, городского хозяйства и организаций в мирное и в военное время, создания спасательных служб, совершенствования системы оповещения населения города Москвы.

Проведена большая работа по формированию и дальнейшему развитию нормативно-методической базы гражданской обороны. В этом году получило развитие направление организации надзора в области гражданской обороны в рамках создания единого надзора МЧС России, что нашло свое отражение в ряде документов Главного управления МЧС России по г. Москве. Руководством Ми нистерства дана высокая оценка проведенным Главным управлением МЧС России по г. Москве практическим занятиям с руководителями территориальных органов МЧС России по организации надзорной деятельности, в том числе и в области гражданской обороны.

Особого внимания требует сфера подготовки нормативно-методических документов для муниципального и объектового звена гражданской обороны, где, как правило, возникают трудности из-за отсутствия необходимых руководящих документов.

В целом сегодня мы имеем достаточную нормативную правовую базу для успешного функционирования гражданской обороны города.

От учений к практике

До настоящего времени серьезной проблемой остается размещение эвакуируемого из Москвы населения в загородной зоне. Пути решения этой проблемы будут обсуждаться на совместной коллегии правительств Москвы и Московской области, которая пройдет в 2009 г.

По инициативе правительства Москвы в 2006-2007 гг. прошли совместные командно-штабные учения, задача которых заключалась в организации и проведении эвакуации населения на территории Тверской и Владимирской областей.

Вопросы организации эвакомероприя-тий, обеспечение их высокой эффективности должны стать предметом научных исследований. Прошедшие учения показали целесообразность проведения мероприятий с участием других субъектов Российской Федерации. В текущем году планируется провести учение совместно с руководством Ярославской области.

В 2008 г. в Москве под эгидой правительства России проведено Всероссийское совещание с руководителями гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Значительная часть предложений, высказанных в выступлении представителя правительства Москвы, вошла в рекомендации, подготовленные по итогам этого совещания. Они приняты как руководство к действию всеми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На совещании можно было познакомиться с последними достижениями в области разработки новейших технических средств, спасательного оборудования, систем мониторинга, оповещения.

2008 год ознаменовался дальнейшим развитием и совершенствованием технической оснащенности системы гражданской обороны:

  • строится вторая очередь Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения;
  • совершенствуется автоматизированная система контроля аварийных выбросов на химически опасных объектах;
  • продолжается создание локальных систем оповещения, их взаимоувязка и сопряжение с общей системой оповещения населения города;
  • внедряются новые виды и системы связи, а также структурированная система мониторинга инженерных сетей, строительных конструкций, зданий и сооружений;
  • закупается современное спасательное оборудование.

Отдельно следует сказать о создании аварийно-спасательных формирований, в том числе на нештатной основе. Москва по праву стала первопроходцем в создании уникального спасательного подразделения - государственного учреждения "Московский авиационный центр", который многократно привлекался для ликвидации крупных пожаров, оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, дорожно-транспортных происшествиях. На протяжении 5 лет этот центр служит гарантом безопасности столицы, прибавляет уверенности горожанам в том, что в минуту опасности помощь придет вовремя. В своей деятельности центр не стоит на месте, авиаторы не забывают о необходимости совершенствования технологий оказания экстренной помощи, повышения профессионального мастерства. Практическая работа центра-лучшее свидетельство эффективности предпринимаемых для улучшения летной подготовки шагов. Немало делается для того, чтобы сократить до минимума время прибытия авиационных средств к месту возникновения ЧС. Здесь важно и то, чтобы экипажи воздушных судов обладали надлежащей подготовкой, умели ориентироваться в любой быстро меняющейся обстановке.

Важным решением правительства Москвы стало создание специализированного пожарно-спасательного отряда, предназначенного для ведения поисковоспасательных работ и тушения пожаров в зданиях повышенной этажности и в тоннелях. Высокий профессионализм персонала и надлежащая техническая оснащенность отряда позволяют успешно вести спасательные работы в опасных и сложных условиях.

Первоочередные шаги в области нормативного регулирования данной проблемы нами сделаны. Правительством Москвы выпущено постановление об утверждении "Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований города Москвы", а также "Примерная программа специальной подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований", эти документы освещают вопросы организации подготовки личного состава таких формирований кдействиям по предназначению.

Система управления

Как известно, с выходом Федерального закона Российской Федерации № 122 от 22 августа 2004 г. несколько изменились подходы к вопросу создания служб гражданской обороны. В соответствии с Законом о гражданской обороне в состав сил гражданской обороны входят спасательные службы.

Таким образом, нужно говорить об изменении их облика и подходов к их созданию и функционированию.

Проблема совершенствования управления гражданской обороной заключается в том, что сегодня необходимо, с одной стороны, сохранить централизованную систему управления мероприятиями гражданской обороны, а с другой - предоставить территориям, местным органам самоуправления максимальную инициативу и самостоятельность в решении проблем гражданской обороны на их уровне. Следует отметить, что сделан качественно новый шаг в развитии системы управления гражданской обороной. Речь идет о создании Единого дежурно-диспет-черского центра Москвы. Однако остается и ряд серьезных проблем, связанных с организацией совместной деятельности создаваемых центров управления, автоматизацией обработки данных, внедрением регламентов взаимодействия, созданием новых баз данных и продвижением информационных технологий.

Эффективность проводимых мероприятий гражданской обороны во многом будет определяться тем, насколько быстро мы внедрим новые информационные технологии в работу органов управления гражданской обороны. Реализация вышеперечисленных задач будет малоэффективной, если не предпринять конкретных шагов, направленных на формирование культуры безопасности жизнедеятельности и совершенствование системы обучения населения в области гражданской обороны. Это ключевой вопрос в развитии системы гражданской обороны и защиты населения.

Городская целевая программа

К важным направлениям в деятельности Главного управления МЧС России по г. Москве относятся:

  • совершенствование радиационной, химической, медико-биологической и противопожарной защиты населения;
  • создание запасов и своевременное обновление накопленных запасов средств индивидуальной защиты и приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, улучшение условий их хранения и осуществление контроля за их техническим состоянием.

Москва сумела сохранить сложившуюся за несколько десятилетий систему гражданской обороны. Сегодня она адаптирована к новым условиям и в целом успешно выполняет возложенные на нее функции и задачи. Важным инструментом совершенствования системы гражданской обороны, вне всяких сомнений, станет "Городская целевая программа по совершенствованию защиты населения и территории города Москвы от чрезвычайных ситуаций и пожаров, развитию гражданской обороны на 2011-2013 гг.".

Подводя итоги работы по совершенствованию и развитию гражданской обороны города, необходимо отметить, что этот год является завершающим в реализации "Комплексной городской целевой программы развития гражданской обороны на 2004-2008 гг.". Выполнение Программы позволило решить задачи методического руководства гражданской обороной, осуществить ряд практических мероприятий, создать базу для ее перспективного развития.

Значимую роль в совершенствовании гражданской обороны города сыграли административные округа. В реализации окружных программ развития гражданской обороны наиболее качественных и эффективных показателей добились Центральный, Юго-Западный и Восточный округа.

Говоря о достигнутых результатах в решении поставленных задач, нельзя не отметить положительную роль органов исполнительной власти столицы, служб гражданской обороны и организаций города. Это тесное сотрудничество необходимо укреплять и совершенствовать.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2009
Посещений: 12211

  Автор

Гаврилов А. М.

Гаврилов А. М.

Заместитель начальника Главного управления МЧС России по г. Москве

Всего статей:  1

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций