Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Комплексное обеспечение безопасности мегаполиса: проблемы и пути их решения

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций


Комплексное обеспечение безопасности мегаполиса: проблемы и пути их решения

В современном мире первостепенное значение имеют вопросы обеспечения безопасности. Президент РФ в послании Федеральному собранию РФ констатировал, что реальные потребности людей сегодня, главным образом, связаны именно с этим. Безопасность - сложное явление, охватывающее практически все стороны жизни человека и социальных структур. Безопасность общества и государства является необходимым условием их стабильного социально-экономического развития. Поэтому вопросам ее обеспечения отводится одно из ключевых мест в организации жизнедеятельности столиц и крупных городов


В.Л. Кадацкий

Начальник Управления координации деятельности по обеспечению безопасности г. Москвы

Москва - столица, субъект и крупнейший город Российской Федерации, в котором проживает около 6% населения государства. Площадь столицы составляет 1081 кв. км. Москва является политическим, административным, промышленным, транспортным, финансовым, научным и культурным центром России. На территории столицы находятся свыше 2500 промышленных предприятий, в том числе 19 радиационных, 48 химических, 7 биологически (эпидемиологически) опасных объектов, около 3800 образовательных учреждений, свыше 3000 учреждений культуры, большое количество финансово-кредитных учреждений и пожароопасных объектов, а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти Москвы и Российской Федерации.

Актуальные угрозы и меры по их пресечению

Правительство Москвы проводит постоянную целенаправленную работу по повышению безопасности столицы, которая определяется через состояние защищенности жизненно важных интересов жителей, социальных групп, а также инфраструктуры города от возможного нанесения ущерба. Данная работа должна обеспечить стабильное развитие столицы и достойную жизнь горожан.

В первую очередь это относится к предупреждению террористической деятельности, проявлений различных форм экстремизма, социальных конфликтов. Значительные усилия предпринимаются по снижению уровня преступности, борьбе с незаконным оборотом наркотиков и другими правонарушениями. Принимаются конкретные меры и скоординированные действия по своевременному предупреждению, защите и оперативной ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф и аварий.

Деятельность правительства Москвы и правоохранительных органов в области обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью позволила стабилизировать уровень безопасности населения и города в целом. Речь идет об обеспечении и поддержании необходимых условий развития жителей, активной защите их интересов и ценностей в политической, экономической, социальной, культурной   и   других   сферах,   защите объектов города от различных угроз. В этом жизненно важном деле за последние годы достигнуты определенные успехи. Снизилось количество преступлений различной тяжести, в том числе тяжких и особо тяжких, сохраняется устойчивая тенденция сокращения правонарушений в жилом секторе, стало меньше совершаться посягательств на автотранспортные средства, снижается уличная преступность.

Однако несмотря на предпринимаемые меры, уровень безопасности Москвы не является достаточным. Экономическая нестабильность в стране и мире, снижение жизненного уровня населения, изменение миграционных процессов, рост социальной напряженности обусловливают сохранение различных видов угроз устойчивому развитию столицы. В своей деятельности мы исходим из того, что угрозы городу носят взаимосвязанный характер, это и определяет необходимость комплексного подхода в обеспечении безопасности. Действительно, большинство всех общеуголовных преступлений так или иначе связаны с наркотиками, борьба с коррупцией требует устранения целого комплекса латентных причин, лежащих в экономической, социальной, духовной сферах общества, в условиях кризиса растут экстремизм, иногородняя преступность.

Мониторинг мнения жителей по вопросам безопасности показывает, что москвичей сегодня, прежде всего, беспокоят убийства и кражи, состояние защищенности своей жизни и жизни родных и близких от террористических актов, рост наркомании, незаконная миграция и националистические проявления, растущая безработица и перспектива потерять работу в условиях кризиса.

Представляется, что решение проблемы снижения и нейтрализации угроз возможно посредством повышения согласованности и слаженности в работе всех субъектов обеспечения безопасности мегаполиса: органов власти Москвы, структур и органов, непосредственно отвечающих за  безопасность в  городе, администраций предприятий и организаций, общественных объединений граждан. Речь идет о необходимости выработки и проведении единой политики, стратегии и тактики действий, большего сосредоточения усилий в необходимый момент в конкретном направлении.

Безопасность столицы: комплексный подход

Координация (от латинского coordinatio -"расположение по порядку") - это составная часть процессов управления, заключающаяся в согласовании и упорядочении действий разных элементов управляемой системы. В целях комплексного обеспечения безопасности столицы, противодействия терроризму и незаконному обороту наркотиков, для организационно-методического обеспечения деятельности Антитеррористической и Антинаркотической комиссий Москвы, а также для осуществления координации деятельности всех территориальных органов государственной власти и органов местного самоуправления в 2008 г. было создано Управление координации деятельности по обеспечению безопасности г. Москвы.


Управление взаимодействует сегодня с 51 подразделением правительства Москвы, с 16 структурными подразделениями аппарата мэра и правительства Москвы, с 10 префектурами, обеспечивает координацию 21 постоянно действующей комиссии города, работает в тесном контакте по конкретным направлениям с Управлением ФСБ России по г. Москве и Московской области, ГУВД по г. Москве, ГУ МЧС России по г. Москве, Управлением ФМС по г. Москве, Управлением ФСКН по г. Москве, прокуратурой г. Москвы.

В 2000 г. была принята концепция безопасности Москвы. Одной из основных форм ее реализации стали комплексные городские целевые программы. Центральное место среди них занимает "Комплексная городская целевая программа профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006-2010 годы", утвержденная законом г. Москвы от 19 апреля 2006 г. № 16. Этой программой предусмотрены специальные меры по комплексному обеспечению безопасности города.

В результате комплексного сочетания мер социально-экономического и специального характера повышается общая устойчивость систем жизнеобеспечения города и его инфраструктуры, критически важных и потенциально опасных объектов, учреждений здравоохранения, образования и культуры, жилого сектора, становится безопаснее жизнь москвичей.

В целях формирования единой городской программы в области обеспечения безопасности населения и территорий столицы от угроз различного характера распоряжением правительства Москвы от 8 октября 2009 г. № 2625-РП утверждена Концепция комплексной городской целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в г. Москве на 2011-2015 гг.


На наш взгляд, достижение поставленной цели возможно только в том случае, если данная программа будет иметь межведомственный характер. Это базовое положение определяется тем фактом, что решение проблем защищенности от большинства опасностей и угроз будет эффективным лишь в результате целенаправленных совокупных усилий всех заинтересованных ведомств. Следует также учесть необходимость совместных действий на территории города субъектов обеспечения безопасности городского и федерального уровней.

Особенно важной представляется выполнение задачи, поставленной мэром Москвы Ю.М. Лужковым, по созданию единой системы обеспечения безопасности города (СОБГ). При создании СОБГ обеспечивается комплексный подход к реализации мер организационного, нормотворческо-го и технического плана. Применительно к Москве система обеспечения безопасности города определяется как совокупность структур в сфере государственной власти Российской Федерации и г. Москвы, органов местного самоуправления, организаций и граждан города, а также специально создаваемых органов управления, сил и средств, осуществляющих целенаправленную деятельность и непосредственное участие в реализации целей и задач по обеспечению безопасности города.

Назначение системы обеспечения безопасности - организовывать, осуществлять и контролировать состояние и достижение необходимого уровня безопасности для граждан, социальных групп и города в целом.

СОБГ - это межведомственная трехуровневая информационно-телекоммуникационная система, создаваемая на базе единой транспортной мультисервисной сети:

  • верхний уровень - ситуационные центры (место принятия оперативных решений, размещения технических средств мониторинга обстановки в городе) правительства Москвы, ГУВД по г. Москве и других заинтересованных ведомств, а также главный телекоммуникационный центр (ГТЦ - место размещения центрального телекоммуникационного оборудования СОБГ);
  • средний уровень - программно-аппаратный комплекс обеспечения взаимодействия верхнего и нижнего уровней СОБГ, расположенный в локальных центрах мониторинга. В связи с расширением функций по сбору, хранению, мониторингу и обработке информации от систем СОБГ и жилищно-коммунального хозяйства центры мониторинга преобразованы в инженерно-технические центры районов (ИТЦ);
  • нижний уровень - технические средства контроля обстановки и взаимодействия с населением (видеокамеры, пункты экстренной связи и т.п.), оборудование рабочих мест операторов ИТЦ и оборудование, обеспечивающее доступ к техническим средствам контроля обстановки и взаимодействия с населением, датчикам диспетчеризации инженерных систем жилищного фонда и архивной информации.

Активная позиция граждан - важный компонент профилактики правонарушений

Следует отметить, что до сих пор мы говорили о путях решения проблемы безопасности усилиями специальных государственных структур. В то же время практика обеспечения безопасности показывает, что необходима широкая опора на общественность. Комплексный подход к обеспечению безопасности предполагает активное участие самих граждан в решении вопросов профилактики правонарушений. Примером успешного взаимодействия органов исполнительной власти и общественности по обеспечению безопасности является   деятельность   общественных пунктов охраны порядка (ОПОП). Важный составляющий элемент системы профилактики правонарушений - деятельность Московского городского совета общественных пунктов охраны порядка. За счет средств бюджета города оборудовано 765 общественных пунктов охраны порядка, на которых сформированы и действуют советы ОПОП, насчитывающие более 10 тыс. членов.

По инициативе Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений при правительстве Москвы и Московского городского совета ОПОП 26 ноября 2009 г. под руководством мэра Москвы Ю.М.Лужкова состоялось общегородское расширенное совещание. Обсуждались результаты работы по профилактике правонарушений в жилом секторе Москвы в 2009 г. и задачи по дальнейшему совершенствованию взаимодействия органов исполнительной власти, правоохранительных органов и общественных организаций в интересах обеспечения безопасности москвичей. В совещании приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, Московской городской думы, структурных подразделений правительства Москвы, правоохранительных органов, префектур административных округов, управ районов, председателей советов ОПОП.


Особое внимание по-прежнему уделяется профилактике правонарушений в жилом секторе и среди несовершеннолетних. Советами ОПОП различных уровней с участием префектур административных округов и управ районов города в жилом секторе проведено 37 409 мероприятий, 22 155 из них - по вопросам обеспечения охраны общественного порядка, личной безопасности граждан, охраны их собственности, направлено более 9,6 тыс. сообщений по выявленным нарушениям в различные учреждения и организации.

Членами советов ОПОП совместно с представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав организована профилактическая работа с 4710 неблагополучными семьями, проведено 2105 рейдов по выявлению фактов продажи алкогольной продукции несовершеннолетним и 5195 мероприятий по контролю за поведением несовершеннолетних в общественных местах.

Повышение квалификации кадров в рамках программ по безопасности

Важным направлением совершенствования деятельности по обеспечению безопасности граждан города является преодоление дефицита профессиональных кадров, работающих в этой сфере. В правительстве Москвы приняты меры по созданию системы переподготовки государственных служащих по специально разработанным программам повышения квалификации "Обеспечение безопасности города Москвы: проблемы и пути совершенствования", "Организация и осуществление работы по противодействию коррупции в органах исполнительной власти города Москвы". Данные программы отвечают требованиям системности в вопросе комплексного решения приоритетных задач. К ним, прежде всего, относятся сокращение преступности в общественных местах; установление лиц, совершивших правонарушение, и привлечение их к ответственности; противодействие коррупции и организованной преступности; обеспечение безопасности на наземном общественном транспорте, в метрополитене, при проведении массовых мероприятий; улучшение состояния и безопасности дорожного движения; противодействие незаконному обороту наркотиков. К обучению на курсах переподготовки привлекаются заместители руководителей департаментов, заместители начальников управлений от департаментов правительства Москвы, заместители префектов административных округов и управ районов, а также специалисты в области безопасности органов исполнительной власти и местного самоуправления г. Москвы.

Население столицы не должно чувствовать "дефицита" безопасности, законности и правопорядка, особенно в нынешний непростой период. Современные угрозы требуют от нас гибкой, многофункциональной, во многих случаях коллективной системы обеспечения безопасности города, поиска и освоения новых средств и методов эффективной скоординированной работы.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2010
Посещений: 12196


  Автор
Кадацкий В. Л.

Кадацкий В. Л.

Начальник Управления координации деятельности по обеспечению безопасности г. Москвы

Всего статей:  1

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций