Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Национальная безопасность России: проблемы законодательного обеспечения

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Национальная безопасность России: проблемы законодательного обеспечения

В современном мире перед Россией встала неотложная задача, заключающаяся, прежде всего, в обеспечении национальной безопасности. Она диктуется наличием реально существующих угроз: угрозы государству- его целостности и независимости, угрозы обществу - его демократическим институтам, угрозы личности - ее правам и свободам.

Угрозы национальной безопасности России

Новое в современных угрозах - это действительно новые, уже обозначенные сегодня, масштабы, средства и динамичность реализации этих угроз, а также уже ощущаемые нами и возможные катастрофические последствия как на государственном, так и общемировом уровнях.

Принято считать, что в настоящее время главные угрозы Российской Федерации исходят из внутригосударственного сегмента и, прежде всего, определяются социально-экономическими аспектами.

На ближайшее время к числу наиболее опасных для национальной безопасности России угроз будут относиться: терроризм, организованная преступность, сепаратизм (этнический, клановый), социальное и материальное неравенства, технологическая отсталость. Каждая из этих угроз имеет комплексный, системный характер, источники своего происхождения и развития.

Однако это ни в коем случае не означает, что в какой-то момент на первый план не выйдут угрозы другого свойства. Так, в перспективе нельзя полностью исключить возможность различного рода военного шантажа или демонстрации силы извне. Представляется важным, что знание и учет имеющихся (или возможных) угроз позволят найти адекватные ответы, которые будут реализованы в законодательной сфере.

Характеристика современного состояния законодательной базы национальной безопасности

По результатам мониторинга, проведенного Комитетом по обороне и безопасности Совета Федерации, вопросы национальной безопасности России регулируют более 70 Указов Президента Российской Федерации и около 200 федеральных законов. Вместе с тем анализ действующего законодательства подтверждает недостаточное нормативно-правовое обеспечение ряда положений национальной безопасности и противостояния новым вызовам. В связи с этим современное положение России ставит перед государством и обществом принципиальные задачи по совершенствованию существующего законодательства в сфере укрепления национальной безопасности.

На наш взгляд, действующий с 1992 г. Закон "О безопасности", безусловно, требует серьезных изменений, а возможно, и изложения в новой редакции. Определение безопасности дается в Законе как "состояние защищенности", а под защищенностью, в свою очередь, понимается отсутствие угроз: нет угроз, значит есть безопасность. На самом деле под безопасностью должна пониматься производная от деятельности государства и его органов: если государство эффективно, оно обеспечивает защиту своих политических, социальных институтов, личных прав и свобод граждан. В случаях, когда государство не справляется со своими функциями, возникают угрозы.

Нуждается в существенной доработке и Концепция национальной безопасности. В Концепции выделяется 9 основных сфер деятельности государства, понимаемых как объекты безопасности: международная, внутриполитическая, социальная, военная, пограничная, экономическая, информационная, духовная, экологическая. Вместе с тем, Концепция не выделяет технологическую и продовольственную составляющие, а также региональные и правоохранительные аспекты безопасности.

Таким образом, есть все основания говорить о целесообразности внесения изменений в действующие основополагающие документы, регламентирующие сферу национальной безопасности Российской Федерации.

Перспективы совершенствования правовой базы обеспечения национальной безопасности России

Единая,универсальная и внутренне согласованная нормативная основа национальной безопасности Российской Федерации, как источник права и относительно постоянная величина, должна являться правовым базисом для разработки текущих, изменяемых в зависимости от внутренней и международной обстановки, политических документов в области национальной безопасности и, прежде всего, ее Концепции, а также развивающих ее стратегий по отдельным видам национальной безопасности и соответствующих ведомственных программ.

В области совершенствования законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации необходимо:

  1. Оценить имеющиеся угрозы национальной безопасности России и выработать комплекс адекватных ответов, что позволит задействовать конкретные силы и средства. Обеспечение их масштабной деятельности будет предполагать всестороннее правовое регулирование таких сфер, как подготовка и комплектование силовых структур, правовой и социальный статус их представителей, вооружение и материально-техническое обеспечение и т.д. По сути дела, речь здесь идет о формировании современной системы законодательного регулирования национальной безопасности Российской Федерации.M
  2. Определить приоритеты законодательного обеспечения проблем национальной безопасности и провести экспертную оценку имеющейся правовой базы. По результатам мониторинга, возможно, придется приступить к подготовке нового закона "О национальной безопасности Российской Федерации".

    Нам представляется, что по своей структуре (наряду с другими вопросами) закон должен включать следующие аспекты:

    • сущность национальной безопасности;
    • критерии национальной безопасности (прежде всего, ее эффективности);
    • приоритеты национальной безопасности;
    • компоненты системы национальной безопасности;
    • порядок осуществления и механизмы взаимодействия органов государственной власти при противодействии угрозам;
    • ответственность исполнительных структур и граждан за обеспечение национальной безопасности государства.
  3. Выступить с рядом законодательных инициатив по вопросам противодействия отдельным видам угроз территориальной целостности страны, экономической, информационной, продовольственной, демографической, экологической безопасности, а также борьбы с терроризмом, организованной преступностью и коррупцией.

    Следуя логике, имея базовый закон в сфере национальной безопасности, целесообразно в обязательном порядке разработать и принять законы "второго уровня".

    Так, нельзя говорить о формировании национальной безопасности и в то же время не иметь законов "О продовольственной безопасности", "О противодействии коррупции", "О борьбе с незаконным оборотом наркотиков", "О статусе Совета Безопасности" и др.

  4. Начинать модернизацию законодательства в сфере безопасности с принятия на ближайшие несколько лет концепции (или плана) развития нормативно-правовой базы организации и функционирования системы обеспечения национальной безопасности страны. Эта концепция должна содержать перечень нормативных правовых актов всех уровней, предполагаемых к разработке, а также примерные сроки принятия.

  5. Усовершенствовать правоприменительную практику, создать жесткие условия для эффективного функционирования действующих нормативных правовых актов в сфере национальной безопасности.

Главное правило - законы должны работать!

Деятельность Рабочей группы по изучению проблем правового регулирования национальной безопасности

В начале 2003 г. распоряжением Председателя Совета Федерации создана Рабочая группа по изучению проблем правового регулирования национальной безопасности Российской Федерации. Руководство и организация деятельности Рабочей группы возложены на Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности.

Рабочая группа привлекла к изучению проблем законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации комитеты и комиссии Совета Федерации, профильные федеральные органы исполнительной власти, научно-исследовательские учреждения.

Членами Рабочей группы выработаны согласованные подходы к оценке и развитию законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Констатируя объективную потребность в проведении инвентаризации правовой основы национальной безопасности Российской Федерации на предмет оптимальности, комплексности, эффективности, соответствия целям и современным условиям, члены Рабочей группы отметили, что назрела необходимость в разработке новых законов, внесения изменений и дополнений в действующее законодательство по вопросам: противодействия угрозам территориальной целостности страны; обеспечения экономической, продовольственной, социальной, демографической, военной, пограничной, информационной и экологической безопасности; борьбы с коррупцией, распространением наркотиков, терроризмом и экстремизмом. Актуальными остаются проблемы адекватного правового обеспечения патриотического сознания российских граждан.

Перспективными темами для дальнейшего обсуждения Рабочей группой являются следующие:

  • вопрос о первоочередных поставках Вооруженным силам РФ военной техники, средств связи и вооружения, основанных на передовых российских наукоемких технологиях и программных продуктах;
  • возвращение к оценке и осмыслению результатов конверсионной реформы и проблем государственного оборонного заказа;
  • необходимость скорректировать характер и формы сотрудничества со странами СНГ и бывшего социалистического лагеря с учетом усиливающихся антироссийских настроений руководства этих государств, а также продумать новые формы российского присутствия и влияния на их территориях для создания "пояса стабильности" на границах России.

Проблема безопасности государственной границы

В последние годы на федеральном уровне был предпринят ряд шагов, позволяющих сделать вывод о том, что вопросы пограничной безопасности реально находят свое место в приоритетных направлениях государственной политики. Наиболее значительными этапами на этом пути являются:

  • принятие Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденной Правительством России в 2001 гг;
  • присоединение Российской Федерации в январе 2003 г. к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей;
  • заседание Государственного совета, посвященное перспективам развития межрегионального и приграничного сотрудничества. Одно из основных предложений Госсовета состояло в подготовке федерального закона "О приграничном сотрудничестве в Россий-ской Федерации". Данный законопроект разработан в качестве законодательной инициативы Совета Федерации Федерального собрания.

В заключение

Мониторинг законодательной основы национальной безопасности Российской Федерации выявил отсутствие в ней целостности и системности. Внутриведомственная ориентированность нормативных правовых актов в сфере национальной безопасности, с одной стороны, выступает инструментом организации деятельности конкретных органов исполнительной власти, с другой - является причиной фрагментарности и разрозненности правовых норм, регулирующих отношения в области национальной безопасности. Противоречия и декларативность положений законов, регулирующих сферу национальной безопасности, препятствуют их эффективному и целенаправленному исполнению.

Исходя из результатов мониторинга законодательства в сфере национальной безопасности Российской Федерации, следует создать межведомственную рабочую группу из представителей Администрации Президента Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета безопасности Российской Федерации для разработки проекта федерального закона "О национальной безопасности Российской Федерации".

Следует также внести изменения и дополнения в действующее законодательство по вопросам:противодействия угрозам территориальной целостности страны; экономической, продовольственной, социальной, демографической, военной, пограничной, информационной и экологической безопасности; борьбы с организованной преступностью, коррупцией, распространением наркотиков, терроризмом, экстремизмом.

В.А. Озеров,
председатель Комитета по обороне и безопасности Совета Федераций ФС РФ

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2004
Посещений: 43183

  Автор

 

Озеров В. А.

председатель Комитета по обороне и безопасности Совета Федераций ФС РФ

Всего статей:  3

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций