Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

О перспективах развития охраны имущества физических и юридических лиц

О перспективах развития охраны имущества физических и юридических лиц

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

О перспективах развития охраны имущества физических и юридических лиц

В.В. Савичев,
начальник Департамента государственной защиты имущества МВД России

Единая техническая политика

Законодательная составляющая политики, реализуемой в области государственной защиты имущества, представляет собой нормативно-правовую базу, которая регулирует отношения между субъектами, осуществляющими свою деятельность в данной области, и определяет концептуальные подходы к системе государственной защиты имущества.

Техническая составляющая заключается в осуществлении единой технической политики Департамента государственной защиты имущества МВД России. Она направлена на повышение роли и эффективности применения технических средств охраны (ТСО) и безопасности, систематизацию всего их "жизненного" цикла: от проведения поисковых научно-исследовательских работ (НИР) до внедрения, эксплуатации и списания.

Проведение в жизнь единой технической политики осуществляют взаимодействующие между собой отделы нашего Департамента, Центра оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны и научно-исследовательского центра "Охрана" МВД России. Именно эти подразделения анализируют результаты эксплуатации оборудования и выявляют потребности в тех или иных технических средствах, определяют наиболее важные направления в научной деятельности по их созданию, организуют и проводят испытания и экспертизу средств охранной сигнализации. Наши разработчики непрерывно отслеживают тенденции развития электронной промышленности, инновационных технологий, внедряя в практику последние достижения науки и техники.

Одним из перспективных направлений в создании современного охранного оборудования является применение нанотехнологий, которые открывают перед разработчиками и производителями новые возможности, но говорить о широкой практической реализации таких технологий пока рано.

Базовые принципы построения систем и средств охраны

На сегодняшний день сформулировано 6 таких принципов. Все они легли в основу проведения единой технической политики.

Принцип экономической выгоды и эффективности

Вневедомственная охрана находится на так называемом бюджетно-возвратном финансировании, следовательно, для того, чтобы существовать и развиваться, структура охраны должна быть оптимальной по критерию "качество/стоимость". Именно поэтому широкое распространение получила централизованная охрана как наиболее экономически выгодный и эффективный (с точки зрения оперативности реагирования) вид охраны. При этом основные работы направлены на унификацию систем и комплексов, предназначенных для организации централизованной охраны объектов, а также на расширение номенклатуры объектового оборудования с возможностью передачи информации по различным каналам связи.

Принцип максимальной надежности и помехоустойчивости ТСО

При большом количестве охраняемых объектов даже малейшее ухудшение этих характеристик приводит к сотням и тысячам ложных срабатываний и соответственно к неоправданным выездам милицейских групп задержания. А это не только увеличивает материальные затраты,но и оказывает негативное влияние на психологическое состояние как сотрудников милиции, так и "хозорганов".

В связи с указанными факторами при разработке новых технических средств охраны основное внимание уделяется именно вопросам надежности и помехоустойчивости ТСО. В результате этих усилий за последние годы наметилась устойчивая тенденция к снижению количества ложных срабатываний, несмотря на прирост количества охраняемых объектов и квартир граждан.

Принцип высокой обнаруживающей способности и достоверности передачи информации

Выполнение требований, вытекающих из этого принципа, подразумевает обязательный контроль функционирования аппаратуры и каналов передачи информации, так называемый контроль канала. Ведь за каждую кражу из охраняемого объекта, совершенную "по вине техники", вневедомственная охрана возмещает нанесенный заказчику ущерб.

Принцип низкой стоимости объектового оборудования

Доступность оборудования по цене очень важна для организации охраны имущества (профилактика и предотвращение квартирных краж) всех слоев населения - это социальная функция государства, которую вневедомственная охрана выполняет, являясь одной из служб в системе МВД России.

Стоимость разработанного НИЦ "Охрана" МВД России охранного оборудования, выпускаемого отечественными предприятиями, в 2-3 раза ниже стоимости зарубежных аналогов. (В качестве примеров такого оборудования можно привести радиосистемы "Стрелец", "Астра-РИ", "Ладога-РК" и т.п.)

Принцип миниатюризации технических средств охраны

Развитие современной элементной базы, микропроцессорной техники и использование новейших технологий в производстве позволили существенно снизить массогабаритные размеры изделий, без ухудшения их тактико-технических характеристик, например "Стриж", "Икар-7", "Стекло-4" и т.п.

Кроме того, уменьшение размеров ретрансляторов систем передачи извещений позволяет экономить значительные средства из государственного бюджета, затрачиваемые на аренду площадей предприятий электросвязи, где размещается данное оборудование.

Принцип создания и внедрения новых технических средств в кратчайшие сроки

Следование данному принципу не только не позволяет нам отставать от мирового уровня, но в некоторых случаях дает возможность занимать передовые позиции в области техники охраны. Благодаря налаженному в последние годы тесному взаимодействию с ведущими отечественными предприятиями, специализирующимися на производстве технической продукции в области обеспечения безопасности, сроки проведения разработок ТСО и их внедрения в практическую деятельность по сравнению с предыдущими годами существенно снижены.

Отказ от любого из этих принципов может привести к дисбалансу хорошо отлаженной системы и значительному снижению эффективности ее функционирования.

Направления развития охраны имущества физических и юридических лиц

Учитывая то, что Департамент фактически определяет государственную техническую политику в области защиты имущества, необходимо создать соответствующую государственную нормативную базу, устанавливающую основные требования к техническим средствам, предназначенным для организации охраны различных категорий объектов.

При этом необходимо учесть действие нового Федерального закона "О техническом регулировании", который определил, что обязательными для исполнения и подтверждения соответствия являются требования технических регламентов, а не национальных стандартов, как было ранее. Данным Федеральным законом предусмотрен переходный период (до 2010 г.), в течение которого требования по разработке, производству и реализации средств, касающихся защиты имущества юридических и физических лиц, являются обязательными для исполнения (в настоящий момент эти требования закреплены действующими государственными стандартами). Тем не менее необходимо создание до указанного срока соответствующих технических регламентов, которые позволили бы оградить российский рынок технических средств охраны и безопасности от некачественной техники.

Кроме того, необходимо сохранить порядок внедрения и применения технических средств, предназначенных для организации охраны объектов, защиту которых осуществляют подразделения, находящиеся в ведении Департамента. Существует несколько причин, по которым это следует сделать.

Любой образованный человек согласится со мной: эволюция лучше, чем революция. Поэтому, чтобы внедрение новой техники проводилось наиболее эффективно и с минимальными затратами, необходимо, во-первых, сохранить преемственность и программно-аппаратную совместимость между применяемыми и новыми ТСО.

Во-вторых, любая, даже самая совершенная, техника не может правильно функционировать в течение длительного времени без участия человека, выполняющего ее обслуживание и ремонт. Опыт показывает, что некачественное обслуживание приводит или к кражам из охраняемых объектов, или к росту числа ложных срабатываний и становится причиной ненадлежащего выполнения обязательств по охране.

Кроме того, сегодня на вооружении наших подразделений, осуществляющих охрану объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, находятся сложные программно-аппаратные комплексы, к эксплуатации которых можно допускать людей, не просто имеющих соответствующее образование, но и обязательно прошедших специальное обучение.

Таким образом, перечень номенклатуры применяемых технических средств охраны и безопасности должен быть разумно ограничен, а внедряться должны изделия, которые в полном объеме соответствуют требованиям вневедомственной охраны и изложенным выше принципам.

В-третьих, общеизвестно, что на рынке технических средств охраны идет жесточайшая конкурентная борьба российских и зарубежных производителей. В этой ситуации важно не упустить из поля зрения возможности отечественных производителей. С одной стороны, отдавая предпочтение отечественным изделиям, мы получаем возможность не только уменьшать затраты на техническое перевооружение службы, но и сокращать сроки модернизации аппаратуры. С другой стороны, это подразумевает и решение социальной задачи: сохранение рабочих мест, поступление в соответствующие бюджеты налогов и т.п.

В-четвертых, с целью выработки комплексных организационно-практических мер по линии инженерно-технической службы, дальнейшего технического перевооружения, обсуждения проблемных вопросов функционирования подразделений в современных экономических условиях, внедрения передового опыта необходимо постоянно осуществлять тесный контакт с низовыми подразделениями, проводить работу по сбору и обобщению их предложений и потребностей.

В-пятых, по завершении формирования перечня объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, необходимо разработать требования к минимально-необходимой защищенности различных категорий объектов. Данные требования должны включать как организационные, так и технические мероприятия, направленные на обеспечение охраны данных объектов.

Перспективы

Необходимо отдельно остановиться на некоторых перспективных направлениях разработки технических средств охраны и безопасности.

1. Создание новых технических средств охраны. Основное внимание в этой области будет уделено дальнейшему развитию централизованной охраны:

  • повышению имитостойкости и крипто-защиты каналов передачи информации;
  • повышению информативности систем, применяемых для организации централизованной охраны.

2. Развитие систем мониторинга подвижных объектов. Ожидается полная унификация эксплуатируемых систем и создание на этой основе единого информационного пространства, объединяющего подразделения вневедомственной охраны и позволяющего обеспечивать безопасность перевозимых грузов на всей территории России.

3. Нормативно-методологическая деятельность. Главной задачей в этой сфере является формирование нормативно-правового поля в области организации противокриминальной защиты объектов и имущества.

Здесь предусматривается:

  • утверждение технических регламентов в соответствии с принятой правительственной программой;
  • разработка новых и доработка действующих нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности объектов различных категорий;
  • разработка проектов изменений к действующим национальным стандартам.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2009
Посещений: 11125


  Автор
Савичев В.В.

Савичев В.В.

Начальник Департамента государственной защиты имущества МВД России, генерал-лейтенант милиции

Всего статей:  7

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций