Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

ОВДТ МВД России: обеспечение безопасности транспортного комплекса

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

ОВДТ МВД России: обеспечение безопасности транспортного комплекса

Органам внутренних дел на транспорте (ОВДТ) МВД России в феврале 2009 г. исполнилось 90 лет. Министерством внутренних дел Российской Федерации на ОВДТ возложена работа по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, а также по защите граждан от преступных посягательств на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта


В.В. Захаренков

Начальник ДОПТ МВД России,
генерал-лейтенант милиции

Специфика деятельности транспортной милиции

На сегодняшний день в оперативном обслуживании органов внутренних дел на транспорте России находятся: 17 железных дорог протяженностью более 86 тыс. км, 508 железнодорожных вокзалов, 188 аэропортов, почти 2 тысячи железнодорожных мостов и тоннелей, около 100 морских и речных портов, судоходная часть рек протяженностью 89 тыс. км.

Деятельности милиции на транспорте характерна определенная специфика. Так, например, границы железнодорожных магистралей не совпадают с административно-территориальными границами федеральных округов и территорий субъектов Российской Федерации. Каждая железная дорога в России находится в оперативном обслуживании одного Управления внутренних дел на транспорте. Подчиненные управлению подразделения транспортной милиции дислоцируются по линии вдоль всего железнодорожного пути, зачастую в нескольких федеральных округах. Поэтому работа органов внутренних дел на транспорте строится по линейному принципу.

Режим работы транспортной милиции прямо зависит от особенностей функционирования транспортного комплекса, которому свойственна значительная концентрация людей на относительно небольших по размеру объектах, их постоянная и интенсивная миграция, круглосуточный технологический процесс перевозки пассажиров и грузов.

Роль ДОПТ в обеспечении правопорядка на транспорте

Систему ОВДТ представляют 20 управлений внутренних дел на транспорте (УВДТ). Объединяет и координирует работу управлений Департамент обеспечения правопорядка на транспорте (ДОПТ) МВД России.

В структуре транспортной милиции также имеются уникальные в своем роде подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы и по обеспечению авиационной безопасности (досмотр).

За прошедший год на объектах оперативного обслуживания зарегистрировано более 71 тыс. преступлений, из них раскрыто 50,5 тыс., выявлено 35,1 тыс. лиц, их совершивших. Удалось добиться сокращения преступности более чем на 8,1% по сравнению с предыдущим годом. На транспорте сократились кражи (в том числе цветного металла и грузов), грабежи, разбои. Количество убийств и покушений уменьшилось почти в два раза, снизилось число преступлений, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью.

Межведомственное взаимодействие - эффективное обеспечение безопасности

Транспорт - одна из самых привлекательных областей для преступников. В среднем за год на объектах транспортного комплекса регистрируется порядка 75 тыс. преступлений, и более 80% из этого количества приходится на железнодорожный транспорт. Поэтому большое значение приобретает межведомственное взаимодействие различных субъектов правоохранительной системы, а также заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по обеспечению правопорядка и безопасности в транспортном комплексе России.

Железные дороги
Более 80 лет транспортная милиция взаимодействует с одной из охранных транспортных структур - ведомственной охраной железнодорожного транспорта, которая в настоящее время реорганизована в Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации".

Эффективность совместной деятельности, связанной с пресечением преступных посягательств на перевозимые грузы и хищений металлов с объектов железнодорожного транспорта, во многом зависит от слаженной работы совместных специализированных групп (ССГ), состоящих из сотрудников органов внутренних дел на транспорте и работников ведомственной охраны железнодорожного транспорта. По всей сети железных дорог России действуют 343 группы, обслуживающие участки железных дорог общей протяженностью более 81,3 тыс. км, то есть на одну группу приходится 237 км железнодорожных путей.


Работа совместных групп постоянно совершенствуется. С целью профилактики и раскрытия преступлений в сфере хищений и разоборудования средств центральной блокировки и связи совместные группы курсируют по наиболее криминогенным участкам железных дорог в специальных вагонах, что обеспечивает их мобильность и положительно влияет на выявление и раскрытие преступлений.

В 2009 г. нарядами ССГ осуществлено около 30 тыс. выездов, в том числе 8,5 тыс. - на происшествия с признаками хищений, проведено около 300 мероприятий, направленных на обеспечение правопорядка на железных дорогах. Например, на станции Златоуст Южно-Уральской железной дороги задержаны бригадир и три слесаря, на протяжении длительного времени совершавшие хищения новых деталей вагонов с территории сборочного цеха вагоноремонтного депо. Преступная группа вывозила детали на автомашине "Газель". Цена похищенного составила около 200 тыс. руб.

Практика проведения совместных профилактических мероприятий предусматривает периодические проверки пунктов приема металлов и обследование устройств центральной блокировки, связи, энергоснабжения, работу по предупреждению актов вандализма и хулиганства на объектах железной дороги. Так, в результате совместной деятельности в 2009 г. пресечено 6,5 тыс. хищений и задержано 8,6 тыс. лиц, совершивших их. В результате целенаправленной работы двух взаимодействующих структур в последнее время наблюдается тенденция к снижению количества умышленных порч, краж устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, разоборудования дроссель-трансформаторов. В первом полугодии 2009 г. количество подобных фактов уменьшилось более чем вдвое.

Воздушный транспорт
После совершения террористических актов в августе 2004 г. в состав досмотровых групп на воздушном транспорте введены сотрудники специализированных подразделений   милиции   по  досмотру.

Впоследствии был внесен ряд дополнений и изменений в нормативно-правовые акты МВД и Минтранса России по организации взаимодействия со службами авиационной безопасности при проведении предполетного и послеполетного досмотра пассажиров, членов экипажей, ручной клади, багажа.


В настоящее время совместно во всех аэровокзалах обеспечивается жесткий пропускной режим с проверкой документов и досмотром ручной клади. Технологический процесс предполетного досмотра в России предусматривает максимальную проверку пассажиров, летного состава и представителей наземных служб с применением различной поисковой техники, включая и личный досмотр. Обязательно досматривается верхняя одежда и обувь, а также ручная кладь и багаж пассажиров. Ужесточены требования по провозу в салонах воздушных судов спиртосодержащих веществ и жидкостей, гелей, алкоголя и т.д.

В 2008 г. сотрудниками транспортной милиции и работниками службы авиационной безопасности (САБ) досмотрено более 610 тыс. авиарейсов и около 42 млн авиапассажиров. Пресечено 48 тыс. попыток незаконного провоза запрещенных предметов и веществ. При проведении комплекса мероприятий по досмотру изъято: 150 единиц огнестрельного оружия, 461 единица оружия самообороны, 887 единиц холодного оружия, 17,5 тыс. боеприпасов, более 5 кг наркотических средств, 4 кг взрывчатых веществ (порох). Кроме того, изъято иностранной валюты на сумму 67,2 млн рублей, около 8 кг драгоценных металлов и камней. Выявлено 714 лиц, находящихся в розыске.

Приграничные объекты
Подъем государства невозможен без внешнеэкономических отношений, и поэтому роль международного перевозочного процесса трудно переоценить. Вместе с тем  развитие  международных контактов дает возможность свободного перемещения через границы не только законопослушным гражданам, но и преступникам. С целью обеспечения общественного порядка на приграничных объектах железнодорожного транспорта, аэропортах и морских портах, а также в поездах, курсирующих за пределы Российской Федерации, проводится совместная работа и расширяются контакты с транспортными правоохранительными органами стран ближнего и дальнего зарубежья. Совместно (на постоянной основе) обеспечивается правопорядок и безопасность в сфере пассажирских и грузовых перевозок, выявляются организованные преступные сообщества с межгосударственными связями, пресекаются каналы наркотрафика, транспортировки оружия, незаконной миграции. С заинтересованными сторонами на постоянной основе проводятся конференции, совещания, рабочие встречи на международном уровне, где обсуждаются актуальные вопросы безопасности и противодействия преступности на обслуживаемых объектах.

В 2009 г. российской стороной было принято участие в межгосударственной научно-практической конференции "Обеспечение авиационной безопасности между государствами-участниками Договора о создании Союзного государства", которая проходила в г. Минске. Основные обсуждаемые вопросы касались взаимодействия подразделений по досмотру со службами авиационной безопасности и внедрения на линии досмотра современного оборудования.

В июне 2009 г. на базе Главного управления МВД России по Дальневосточному федеральному округу в г. Хабаровске состоялось совещание руководителей органов внутренних дел и полиции приграничных районов России и Японии по выработке совместных мер и единых подходов в вопросах противодействия трансграничной преступности.

В Сингапуре в рамках форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" состоялась 32-я сессия Рабочей группы АТЭС по транспорту, в которой ДОПТ МВД России принял участие. Представитель департамента вошел в состав межведомственной делегации Российской Федерации по линии МВД России, в которую также были включены эксперты МИД, Минтранса, ФСБ. Группой рассматривались вопросы обеспечения транспортной безопасности, в том числе антитеррористической и антикриминальной безопасности авиационного, морского и наземного транспорта.

Актуальные задачи ДОПТ в современных экономических условиях

На протяжении ряда лет на транспорте наблюдается рост выявленных экономических преступлений; их доля от общего числа зарегистрированных также увеличивается. В 2008 г. пресечено 31,2 тыс. подобных преступлений, что составляет чуть меньше половины (43,2%) от общего числа зарегистрированных на транспорте. По оконченным уголовным делам государству возмещено 825 млн руб. материального ущерба.

Положительная динамика отмечается в выявлении экономических преступлений в сфере потребительского рынка, финансово-кредитной системы, операций с недвижимостью, топливно-энергетического комплекса, лесозаготовок, мошенничества, оборота биоресурсов и драгоценных металлов, а также по фактам дачи и получения взятки. На объектах транспорта возросло количество выявленных преступлений в сфере незаконного предпринимательства, легализации денежных средств, контрабанды, неправомерного банкротства. Например, Восточно-Сибирским УВДТ возбуждено уголовное дело в отношении генерального директора одного из коммерческих предприятий Иркутска. На протяжении года фирма, возглавляемая им, осуществляла строительно-монтажные работы по установке сигнализации, централизации и блокировке на железнодорожных путях, не имея на то соответствующего разрешения. В результате противоправной деятельности был получен незаконный доход в сумме около 2 млн рублей.


Из всего многообразия традиционных и новых видов проявлений экономической преступности на транспорте в настоящее время наиболее масштабно ведется борьба со злоупотреблением полномочиями. Московским УВД на воздушном и водном транспорте возбуждено уголовное дело в отношении первого заместителя одного из федеральных государственных предприятий Москвы. Самовольно злоупотребив своими полномочиями, без ведома руководителя, он заключил от своего имени договор подряда на проведение работ по ремонту причала со строительной фирмой. В результате таких противоправных действий государству был нанесен ущерб в сумме почти 13,5 млн руб.

На протяжении последних лет активизировалась работа по выявлению и пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и камней. Например, Северо-Восточным УВДТ выявлен факт незаконной сделки, связанной с природными драгоценными камнями, при этом изъято 4,5 тыс. природных алмазов, впоследствии было возбуждено уголовное дело.

Деятельность ДОПТ в свете Федерального закона "О транспортной безопасности"

Последнее десятилетие заставило кардинально переосмыслить требования к системе безопасности транспортного комплекса России. Особо следует отметить вступление в силу Федерального закона "О транспортной безопасности", в разработке которого совместно с Минтрансом и другими министерствами и ведомствами Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России принимал активное участие.

Необходимость принятия данного закона обусловлена наличием потенциальных угроз, в том числе террористического характера, незаконным вмешательством в деятельность транспортного комплекса, выполнением международных требований в области транспортной безопасности, а также иными объективными факторами. До принятия указанного правового акта единая государственная система в области транспортной безопасности в российском законодательстве отсутствовала. Лишь отдельные требования по ее обеспечению содержались в Воздушном кодексе РФ, Кодексе торгового мореплавания РФ и Кодексе внутреннего водного транспорта РФ.

С вступлением в силу Федерального закона "О транспортной безопасности" стало возможным установить правовые основы деятельности в данной области, приступить к системному подходу по организации антитеррористической защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с использованием наиболее современных технических разработок и процедур. Новым законом предусмотрена система мер, направленных на обеспечение устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса страны.

Для реализации закона Минтрансу России совместно с МВД России, а также другим министерствам и ведомствам предстоит разработать и внести изменения и дополнения в ряд подзаконных нормативных правовых актов. С этой целью в Минтрансе России создана межведомственная рабочая группа по разработке проектов данных документов. В состав группы включены также представители департамента.

В соответствии с требованиями Федерального закона "О транспортной безопасности" Министерством внутренних дел РФ в лице департамента были рассмотрены и согласованы проекты приказов Министерства транспорта Российской Федерации "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", "Об утверждении Положения об установлении количества категорий и критериях катего-рирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", "О порядке разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".


В настоящее время принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации,  касающихся  транспортной  безопасности: "О требованиях по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", "Об утверждении правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной        инфраструктуры и транспортных средств", "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)", "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам транспортной безопасности".

Техническое оснащение объектов транспорта

В целях контроля за состоянием правопорядка и безопасности Северо-Кавказским, Азово-Черноморским и Московским УВД на железнодорожном транспорте осуществляются опытные испытания и поэтапное внедрение комплексной системы безопасности электропоездов "Ви-деолок". В поездах пригородного сообщения установлено видеонаблюдение с выводом изображения на монитор в кабину машиниста, что позволяет оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию криминального характера и своевременно принимать меры по пресечению нарушений общественного порядка. Так, на объектах оперативного обслуживания Северо-Кавказского УВДТ системой "Видеолок" оборудовано 32 поезда (204 вагона), в первом полугодии 2009 г. с использованием системы было зафиксировано более 250 фактов противоправных действий.

Кроме того, на станции Ростов-Главный создан стационарный пост милиции, где используется компьютерная система, позволяющая в режиме реального времени получать информацию от 52 видеокамер с цифровой записью изображения перрона и внутренних помещений вокзального комплекса, что позволяет систематически отслеживать обстановку и оперативно влиять на ее изменения.

С использованием аппаратуры стационарного поста впервые на железнодорожном транспорте России проведен эксперимент по применению системы "фэйс-кон-троль", что позволяет по базе данных распознавать в пассажиропотоке разыскиваемых лиц и своевременно их задерживать либо организовывать оперативное сопровождение.

На сегодняшний день в аэропортах Московского авиаузла (Шереметьево, Домодедово), Санкт-Петербурга (Пулково), Новосибирска (Толмачево) и Ханты-Мансийска установлена пробная система рентгеновского контроля "СРК Сибскан", которая осуществляет бесконтактный досмотр пассажиров методом сканирования человека плоским веерообразным лучом и проводит экспресс-анализ на наличие компонентов взрывчатых веществ высокочувствительным газовым детектором. Пропускная способность комплекса - 2 человека в минуту. В аэропорту Домодедово проходит опытную эксплуатацию прибор кабинного типа ЯКР-К для контроля обуви пассажиров без ее снятия, основанный на явлении ядерного квадрупольного резонанса.

В рамках государственного оборонного заказа начато поэтапное оснащение подразделений ОВДТ по досмотру техническими средствами, предназначенными для выявления взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, проведения быстрой идентификации неизвестных веществ и жидкостей (в том числе для определения типа вещества в прозрачных сосудах).

В рамках повышения антитеррористической устойчивости объектов транспорта продолжается их техническое оснащение в местах массового скопления пассажиров, что позволяет в режиме реального времени контролировать обстановку и своевременно реагировать на ее изменение.

В поездах, залах ожидания и кассовых залах действует порядка 400 линий экстренной связи "пассажир - милиция". В залах ожидания и кассовых залах установлено 9 тыс. систем видеонаблюдения.

Органами внутренних дел на транспорте активно используется программно-технический комплекс по выявлению в пассажиропотоке лиц, находящихся в розыске и представляющих оперативный интерес, в том числе переносные мини-компьютеры. В 2008 г. задержано 14,7 тыс. лиц, находящихся в федеральном и местном розыске, в том числе из стран СНГ - 605 человек.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2010
Посещений: 12360


  Автор
Захаренков В. В.

Захаренков В. В.

Начальник ДОПТ МВД России,
генерал-лейтенант милиции

Всего статей:  1

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций