Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Противодействие терроризму: новый этап правовых и общественных отношений

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Противодействие терроризму: новый этап правовых и общественных отношений

В настоящее время в Государственной думе Российской Федерации рассматривается пакет законов антитеррористической направленности, в том числе проект базового Федерального закона "О противодействии терроризму". Автор статьи рассказывает о причинах разработки новой редакции закона, концепции и основных положениях нового законопроекта.

Предпосылки создания

Международное и отечественное право, регулирующее вопросы безопасности, находится в постоянном развитии. Право - живой социальный организм, который чутко реагирует на происходящие в обществе изменения. Судите сами, в принятом в 1960 г. Уголовном кодексе РСФСР терроризм рассматривался как явление довольно ограниченного проявления: объектом посягательства по статьям "Террористический акт" и "Террористический акт против представителя иностранного государства" мог быть только общественный деятель, представитель власти, представитель иностранного государства. Причем в качестве террористического акта рассматривалось не любое причинение вреда этим представителям, а лишь то, которое связано с их основной деятельностью.

В начале 1990-х годов в нашей стране и в сопредельных государствах наметилось несоответствие существующего законодательства реально складывающейся криминальной ситуации, характер развития которой обусловил последовавший пересмотр правовых взглядов на эту проблему. В России это нашло закрепление в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. и в Федеральном законе "О борьбе с терроризмом" (1998 г.). В них отражены изменения, соответствовавшие новому этапу общественных отношений. Для квалификации преступления как террористического акта теперь не имеет значения социальный статус лица или группы лиц, против которых он был направлен. Правоохранительные органы получили необходимые правовые инструменты для борьбы с терроризмом, проявление которого отличалось ускоренной динамикой по сравнению с другими видами преступлений. Эта тенденция характерна не только для России, но и для других государств.

После вышеназванного обновления законодательства в мире произошло немало событий, которые повлияли на формирование правовой базы, а именно: множество террористических актов в разных странах, повлекших масштабные трагические последствия. В этот период значительно активизировались антитеррористические настроения в гражданском обществе. Международное право адекватно отреагировало на ситуацию. Например, были приняты две конвенции: против организованной транснациональной преступности (2000 г.), о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.). Эти и ряд других важных конвенций наша страна ратифицировала и выполняет обязательства по приведению национального законодательства в соответствие с нормами международного права, как требует и Конституция Российской Федерации.

Пересмотр базового Федерального закона "О борьбе с терроризмом" вызван анализом обстоятельств и последствий террористических актов, имевших место в Российской Федерации в период с 1999 по 2004 гг., а также зарубежного опыта США, Израиля, Испании, Франции, Германии, Великобритании и других государств. Авторы законопроекта внимательно отнеслись к тем законодательным инициативам, которые находятся на рассмотрении в Европарламенте, а также к содержанию модельного закона "О борьбе с терроризмом", принятого Межпарламентской ассамблеей СНГ. В 2001-2004 гг. был проведен ряд международных научно-теоретических конференций и круглых столов, в ходе которых выявились тенденции в формировании правовых взглядов на проблему, возникшую перед человечеством на пороге XXI века. Вся совокупность исследованного материала позволила выработать такую концепцию законопроекта, которая была одобрена Комитетом Государственной думы по безопасности и рекомендована парламенту к принятию.

Что же принципиально отличает новый законопроект от действующего Федерального закона "О борьбе с терроризмом"?

Государственная система противодействия терроризму

Само название законопроекта - "О противодействии терроризму" - позволяет судить о его концепции. Противодействие -это широкий фронт, который объединяет все государственные и общественные институты. Если Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" 1998 г. определял задачи в основном силовых ведомств, то новый закон отражает изменение характера и масштабов террористической опасности.

По объему полномочий и предмету основной деятельности органы исполнительной власти, привлекаемые к противодействию терроризму, подразделяются на:

  • осуществляющие непосредственную борьбу с терроризмом - ФСБ, МВД, СВР, ФСО, Минобороны и Вооруженные силы, Росфинмониторинг;
  • обеспечивающие общие меры противодействия, то есть иные органы исполнительной власти, которые разрабатывают и реализуют политические решения, социально-экономические проекты, специальные программы и тем самым участвуют в общем противодействии терроризму.

Так, например, Совет безопасности Российской Федерации разрабатывает стратегические вопросы обеспечения национальной безопасности, проведения единой государственной политики в этой сфере, а также координирует работу органов государственной власти по реализации принятых решений; Минфин планирует бюджетные назначения на мероприятия по противодействию терроризму; МИД содействует в организации международного сотрудничества; Минтранс осуществляет комплекс предупредительных мероприятий по физической защите пассажиров, перевозимых грузов, объектов транспортной инфраструктуры, подвижного состава и другие, а в случае объявления террористической опасности выполняет задачи, поставленные оперативным штабом в соответствии со складывающейся обстановкой.

В связи с этим законодательно предусматривается создание постоянно действующей государственной системы противодействия терроризму, в которой каждый субъект будет наделен определенными полномочиями. Эту систему по всей вертикали образуют:

  • Президент Российской Федерации, который формирует политику государства в этой сфере;
  • Федеральная антитеррористическая комиссия во главе с председателем Правительства Российской Федерации, которая координирует деятельность, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти по противодействию терроризму, а также организует обеспечение их необходимыми силами и средствами;
  • региональная антитеррористическая комиссия.

Самой существенной новацией в этой части законопроекта является то, что с наступлением обстоятельств террористической опасности или контртеррористической операции антитеррористические комиссии сразу же преобразуются в оперативные штабы по осуществлению режима террористической опасности или по управлению контртеррористической операцией.

Подобные комиссии предусматриваются и действующим законом, но в отличие от нынешних полномочия комиссий, создаваемых в соответствии с новым законом, будут наполнены конкретным объемом обязанностей, прав и ответственности.

Принцип единоначалия

Другой особенностью законопроекта является безальтернативное определение федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности как основного субъекта, осуществляющего борьбу с терроризмом. Это значит, что на нем лежит ответственность за проведение разведывательных мероприятий, добывание упреждающей информации, выработку проектов решений по предотвращению и пресечению террористической акции, правильную организацию проведения контртеррористической операции, координацию и взаимодействие с другими субъектами борьбы с терроризмом, а также за адекватность принимаемых мер, их соотнесение с требованием минимизации последствий.

Предусматривается принцип единоначалия и личной ответственности руководителя антитеррористической комиссии при принятии решения и проведении контртеррористической операции.

Законопроект определяет основания привлечения Вооруженных сил к пресечению террористических акций и противодействию терроризму и их полномочия, устанавливает условия применения оружия, боевой техники и специальных средств, особенности участия личного состава Вооруженных сил. Необходимость правового регулирования привлечения Вооруженных сил к противодействию терроризму особенно остро ощущалась в последние годы.

Особые правовые режимы

Новеллой законопроекта является та ее часть, которая регламентирует особые правовые режимы, применяемые для защиты от терроризма. До сих пор нашему законодательству был известен только один вид режима - чрезвычайное положение. Условия и порядок его применения регулируются Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г. № 3-фкз. А под контртеррористической операцией понимались специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности населения и обезвреживание террористов.

Впервые в нашем законодательстве предусматривается такое понятие, как введение особого правового режима террористической опасности, под которым понимается угроза реализации террористическои акции, о наличии которой свидетельствуют данные, полученные федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими борьбу с терроризмом, если обычными силами и средствами без применения специальных мер и временных ограничений невозможно проверить такую информацию и обеспечить безопасность граждан и объектов, подвергающихся террористической угрозе. Необходимо подчеркнуть, что это не любая информация, а только та, которую невозможно проверить обычным порядком, которым пользуются специальные службы и правоохранительные органы, ежедневно получающие десятки сообщений о готовящихся терактах. Это условие является обязательным для введения режима террористической опасности.

Впервые законодательно определяется контртеррористическая операция как особый правовой режим - это комплекс специальных, войсковых и иных мероприятий, направленных на пресечение террористической акции, обезвреживание террористов, обеспечение безопасности физических лиц, а также на минимизацию ущерба, причиненного террористической акцией.

Обозначение этих режимов как особых правовых режимов подчеркивает намерение законодателя установить законные основания их введения и формы реализации, базирующиеся на законе, а не на произвольном понимании исполнителями.

Временные ограничения

Для общественного восприятия указанные разделы - наиболее сложная часть законопроекта, так как сопряжена с временными частичными ограничениями прав и свобод граждан. Как известно, статья 55 Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом отдельных прав и свобод в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Перечень временных ограничений, применяемых в условиях террористической опасности и контртеррористической операции, указан в законопроекте исчерпывающе и не может быть расширен по каким бы то ни было соображениям целесообразности. При этом не значит, что эти временные ограничения всегда будут применяться в полном объеме. Если какие-либо ограничения необязательны, они не будут вводиться. Не забывайте, что каждое ограничение предполагает дополнительное расходование человеческих и материальных ресурсов.

Содержание информации, послужившей основанием для введения соответствующего режима, объем временных ограничений, границы зоны террористической опасности и перечень объектов, на которые распространяется его действие, определяются лицом, принимающим решение о введении соответствующего вида режима, объявляются решением председателя антитеррористической комиссии соответствующего уровня и доводятся до сведения населения путем опубликования в средствах массовой информации. Срок действия режима не может превышать 60 суток.

Как согласуются временные ограничения со свободами граждан? Сошлюсь на Конституцию Российской Федерации, которая в качестве приоритетных прав гражданина России называет: право на жизнь (статья 20), право на свободу мысли, получение и распространение информации, свободу СМИ (статья 29). Право на жизнь всегда стоит выше иных существенных прав. В государствах развитой демократии, где права человека рассматриваются как высшая ценность, именно так и обстоит дело: право на жизнь, право на безопасность ставится выше в условиях реальной опасности. Общество и законодатель готовы временно поступиться частью прав и свобод. Например, по Нью-Йорку с туристической карточкой свободно не погуляешь, полицейский найдет множество способов и причин, чтобы основательно проверить благонамеренность вашего пребывания на территории этой страны. При пересечении израильской границы авиапассажиры подвергаются почти унизительным процедурам досмотра и контроля, и это стало нормой для гостей и граждан Израиля.

Порядок работы СМИ в зоне операции

Проектом нового Федерального закона предлагается в период проведения контртеррористической операции устанавливать порядок работы представителей СМИ в зоне операции. Ограничения вызваны, во-первых, требованием не допускать намеренного или случайного разглашения в открытом эфире о готовящихся тактических решениях по пресечению теракта, во-вторых, необходимостью обеспечить безопасность заложников и лиц, находящихся в зоне операции, в том числе гражданского населения, журналистов, участников операции. Кроме того, нет нужды создавать из террористов образы "героев", что в принципе всегда является частью их черного замысла.

Разработанные в США после 11 сентября 2001 г. методики работы со СМИ в зоне инцидента (так называется террористическая акция) предполагают такую организацию работы СМИ, при которой о событии и действиях властей журналисты и представители общественности получают информацию только от уполномоченных лиц, а работа журналистов организуется в специально создаваемых информационных центрах.

Деятельность любого британского журналиста, специализирующегося на правоохранительной тематике, регулируется специальным законодательством, в частности Законом по Северной Ирландии, который ежегодно подтверждается британским парламентом. Согласно разделу 11 этого закона, журналист, получивший материалы о террористической деятельности путем интервью у лидера террористической группы и пытающийся распространить эту информацию по каналам СМИ, тем самым совершает одно или несколько правонарушений и сразу становится объектом внимания полиции и своего руководства. А за телекомпанией, пытающейся распространить такой материал, может быть введен внешний контроль.

Первоочередные задачи

Встречи с избирателями, особенно в тех регионах, которые пострадали от терактов, подтвердили убеждение, что среди населения такой законопроект найдет понимание, так как защита жизни и здоровья граждан, сохранность жизнеобеспечивающей инфраструктуры в условиях террористических угроз ценятся выше всех других, безусловно важных в мирной обстановке прав и свобод человека и гражданина.

Принятие законопроекта потребует внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы об обороне, о СМИ и ряд других, над которыми предстоит работать комитетам Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, по обороне, безопасности, информационной политике и ряду других, над которыми работают профильные комитеты Государственной думы.

Правительство Российской Федерации в порядке реализации этого закона определит задачи органов исполнительной власти, участвующих в противодействии терроризму, направления технической политики по разработке и производству современных систем безопасности, модернизации вооружения и боевой техники для нужд обороны и безопасности, в том числе через государственный заказ. Часть этих задач впишется в Федеральную целевую программу "Антитеррор 2005-2007", что, конечно, потребует бюджетного финансирования. Расходы на эти цели ежегодно предусматриваются федеральным бюджетом, сейчас важно определить приоритеты.

А.С. Куликов,
заместитель председателя Комитета Государственной думы по безопасности

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2005
Посещений: 13917

  Автор

Куликов Н. В.

Куликов Н. В.

начальник Управления по работе с органами обеспечения безопасности правительства Москвы

Всего статей:  2

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций