Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Сервис безопасности как социально ориентированный национальный проект

Сервис безопасности как социально ориентированный национальный проект

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Сервис безопасности как социально ориентированный национальный проект

В.А. Акимов,
начальник Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России, заведующий кафедрой "Природная и техногенная безопасность и управление риском", д.т.н., профессор

Р.А. Дурнев,
начальник направления Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России

 

Для решения вышеперечисленных задач необходимо создание определенных условий. Помимо того что само общество должно быть готово к их выполнению, необходимо нормативное правовое, организационное, техническое и другое обеспечение. При этом важнейшим из них является обеспечение безопасности в тех областях, в которых реализуются проекты. Например, без обеспечения безопасности образовательных учреждений, самих учащихся невозможна реализация национального проекта в области образования. Без проведения мероприятий по информационной безопасности компьютеризация и интернетизация всех школ будет иметь даже негативные последствия: через всемирную компьютерную сеть может поступать деструктивная информация, осуществляться атаки хакеров и т.п. Без привития населению норм и правил здорового образа жизни, без обеспечения защиты лечебных учреждений невозможно достичь успехов в области здравоохранения и т.п. Все это свидетельствует о необходимости осуществления целенаправленной деятельности, которая сейчас очерчивается таким термином, как "сервис безопасности".

Меры безопасности

Безопасности вообще или самой по себе нет - это не отвлеченное понятие. Когда мы говорим о безопасности, имеем в виду безопасность кого-то или чего-то: человека, какой-то организации или объекта. Для того чтобы обеспечить безопасность человека, организации или объекта, требуется принять комплекс определенных мер. Они могут быть разные - технические, административные, организационные. Так, например, в числе главных мер применительно к объекту - соблюдение при его строительстве или эксплуатации установленных технических требований, регламентов. Во многом безопасность обеспечивается также грамотным администрированием, решением вопросов организации деятельности.

Очевидно, что все эти мероприятия осуществляются в различных сферах жизнедеятельности. Для этого требуется привлечение множества различных частных структур и государственных институтов. С учетом важных ожидаемых результатов этой деятельности, связанной со снижением рисков, уменьшением потерь населения и материального ущерба в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, повышением качества жизни, а также связи со всеми национальными проектами, создание сервиса безопасности может рассматриваться как полноценный национальный проект.

Страховые механизмы обеспечения безопасности

Возникновение новых рисков требует все больше усилий по обеспечению безопасности. В настоящее время данные усилия ложатся, в основном, на "плечи" государства. Это является причиной значительного увеличения масштабов государственных структур, отвечающих за безопасность, отвлечения существенных материальных и людских средств, финансовых ресурсов для решения этих задач. В связи с этим другие важные направления государственной политики обеспечиваются в более ограниченном масштабе, что сказывается, в свою очередь, на снижении их безопасности, увеличении рисков при их реализации.

Возможным выходом из такого замкнутого круга может являться привлечение рыночных, в первую очередь страховых, механизмов обеспечения безопасности. В этом случае размеры страховых выплат будут стимулом для обеспечения безопасной деятельности в любых сферах. Например, для прохождения горно-туристического маршрута возможно обязать соответствующие туристические компании выделять для сопровождения групп штатных инструкторов и специалистов по безопасности с необходимым спасательным оборудованием и снаряжением. В этом случае размер страховки членов туристической группы может быть небольшим. При отсутствии таких специалистов размер страховки значительно повышается. И в этом случае руководство туристической компании должно выбирать, что выгоднее: иметь штатную группу специалистов-спасателей или каждый раз выплачивать значительные денежные средства.

Именно эти механизмы и позволят, на наш взгляд, переложить груз ответственности с государства, граждан-налогоплательщиков, на рынок. Но при этом важнейшей задачей, которую предстоит решить, будет разделение ответственности и прав, роли и места государства и различных структур в сервисе безопасности. Очевидно, что ролью страховых компаний будет установление размеров страховых выплат, страховое обеспечение потенциально опасной деятельности. Консалтинговые организации должны будут оценивать риски деятельности, оказывать консультационные услуги по обеспечению безопасности. Организации, входящие в структуру сервиса безопасности, будут предоставлять услуги по обеспечению безопасности населения, объектов и территорий.

Роль государства в сервисе безопасности

Роль государства должна, по нашему мнению, заключаться в правовом обеспечении сервиса безопасности, выдаче лицензий на право ведения потенциально опасной деятельности, аттестации организаций и специалистов, государственном надзоре, обеспечении условий для здоровой конкуренции страховых и консалтинговых компаний, организаций, предоставляющих услуги по обеспечению безопасности.

Следует отметить, что формирование такого сервиса безопасности производится не с нуля. Его предтечей, "экспериментальной площадкой", можно считать аудит безопасности.

Сегодня контроль над выполнением комплекса всех защитных мер осуществляет, в основном, государство через свою контрольно-надзорную функцию. Оно утверждает технические регламенты, инспекторы проверяют их соблюдение, привлекают нарушителей к судебной ответственности и т.д. При реализации аудита безопасности выполнение мер, обеспечивающих безопасность человека, организации или объекта, становится всецело предметом их собственной заботы. Для этого необходим ряд условий. Прежде всего, это перераспределение ответственности за нанесение вреда или причинение ущерба между государством и той организацией, которая непосредственно может нанести ущерб или наносит его гражданам - их здоровью, имуществу - в результате техногенных чрезвычайных ситуаций. Сегодня есть практически один способ компенсации такого ущерба - это государственная помощь из резервного фонда правительства или из других источников. Когда что-то произошло, пострадавшие рассчитывают лишь на поддержку государства. В рамках аудита безопасности именно данное предприятие или организация принимает на себя соответствующую ответственность. Реализация этого возможна лишь через совершенствование системы страхования рисков в Российской Федерации.

Кроме того, при аудите безопасности исключается непосредственное участие инспекторов государственных контрольных органов в проверках большинства предприятий и организаций, а также их влияние на принятие решений о прекращении или разрешении деятельности последних. Система надзора и контроля работает по другой схеме.

В связи со сказанным основной целью аудита безопасности является создание условий, при которых владелец предприятия страховал бы его риски в страховой компании, а она устанавливала бы тарифы страховки, зависящие от степени опасности того или иного предприятия. При таком механизме роль инспекторов будет заключаться уже не в проверках предприятия, а в оценке безопасности и консультировании по вопросам ее повышения.

При этом роль государства будет сводиться не к тому, чтобы проверять, в каком состоянии у предприятия находится та или иная техническая система, а в осуществлении контроля за тем, застраховало ли предприятие свою ответственность или нет. При таком подходе обеспечивать высокую надежность используемого оборудования станет само предприятие, ибо содержать его в ненадлежащем состоянии будет экономически невыгодно. Ведь если предприятие хочет работать, то будет страховать свои риски и вносить страховой взнос. А размер взноса, в зависимости от степени безопасности определенного оборудования (например, аммиачной станции, хранилища хлора и пр.), составит, скажем, два миллиона или двадцать миллионов. Естественно, предприятие заинтересовано платить два миллиона, а не двадцать. Значит, оно без напоминаний приведет все свое оборудование в полное соответствие с техническими требованиями.

Допустим, на предприятии три собственных трансформаторных подстанции. Одна запитывает какой-либо поселок. Срок службы подстанций по нормативам 20 лет, а та, что обслуживает поселок, работает уже 37 лет. Значит, предприятию придется либо отказываться от устаревшего энергообъекта, либо страховать риск и платить большую страховку, потому что подстанция в любой момент может выйти из строя и нанести ущерб. Утех же подстанций, что работают в пределах разрешенных 20 лет, риск незначителен, поэтому и страховка будет небольшой.

При осуществлении аудита безопасности возможен следующий порядок действий. После того как промышленное предприятие оформило декларацию безопасности, становится известно, что и где у него представляет потенциальную опасность, что и как может угрожать третьим лицам. Предприятие приглашает страховую организацию и просит застраховать его ответственность. Страховая организация знакомится с декларацией безопасности и указывает на имеющиеся на предприятии риски. В этих целях можно воспользоваться одной из консалтинговых или аудиторских компаний. Они обязательно будут лицензированы государственным органом, а также они должны иметь подготовленных специалистов различного профиля, нормативную правовую базу, специальные системы, лаборатории и соответственно право на аудит безопасности. После оценки рисков определяется размер страховых сумм, который должно заплатить предприятие. При этом предприятие, в соответствии с рекомендациями консалтинговой компании, может осуществить ряд мероприятий по обеспечению безопасности предприятия, защите персонала и проживающего вблизи населения. В противном случае предприятию придется выплачивать значительную страховку.

Аналогичный подход может применяться и при организации и осуществлении сервиса безопасности. При этом его основными направлениями предоставления услуг в области безопасности могут являться:

  • обеспечение безопасности в условиях угрозы и реализации ЧС природного и техногенного характера;
  • обеспечение пожарной безопасности;
  • обеспечение промышленной безопасности;
  • обеспечение информационной безопасности;
  • обеспечение спортивной безопасности;
  • обеспечения безопасности туризма, отдыха и др.

Сервис безопасности в условиях угрозы и реализации чрезвычайных ситуаций связан, прежде всего, с оказанием комплекса услуг при проведении поисковоспасательных, горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных работ, а также аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, работ по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также с рядом услуг по спасению людей на водных объектах. При этом такие услуги будут оказываться не штатными подразделениями спасателей, войсками ГО, а нештатными, в том числе рыночными, структурами. Это могут быть коммерческие спасательные службы, спасательные службы ГО, нештатные аварийно-спасательные формирования и др. Последние могут создаваться не только на потенциально опасных, но и на других объектах, деятельность которых может сопровождаться возникновением потерь и ущерба.

Сервис пожарной безопасности может включать в себя предоставление услуг населению, физическим и юридическим лицам:

  • научно-техническое обеспечение пожарной безопасности и координация научных исследований в области пожарной безопасности;
  • создание нештатной пожарной охраны и организация ее деятельности на промышленных объектах;
  • содействие деятельности добровольных пожарных дружин, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
  • производство пожарно-технической продукции и др.

Сервис промышленной безопасности может включать в себя предоставление услуг по:

  • разработке декларации промышленной безопасности объекта;
  • разработке и реализации мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий, размера ущерба в случае аварии на опасном производственном объекте;
  • разработке паспортов безопасности объектов и территорий;
  • сопровождению промышленного альпинизма;
  • проведению работ в помещениях с ограниченным доступом воздуха и отсутствием вентиляции;
  • разборке сложных конструкций в стесненных городских условиях и т.п.

Сервис спортивной безопасности предоставляет потребителям комплекс услуг по безопасному проведению спортивных мероприятий на суше, воде и под водой. Так, например, при обеспечении парусного спорта сервис заключается в предоставлении услуг при транспортировке яхт и катеров,технической поддержке их спуска на воду, организации стоянки и заправки топливом. Одновременно сервис дает информацию об изменении погодных условий, оказывает помощь при штормовых ситуациях, обеспечивает связь со специальными службами и медицинскую поддержку, предоставляет клиенту картографический материал, обучает судовождению, обеспечивает организацию соревнований и праздников на воде, сопровождает мероприятия по надводным маршрутам на территории Российской Федерации.

Сервис безопасности туризма и отдыха предоставляет услуги по разработке маршрутов и порядка сопровождения на них, предоставлению средств связи и навигации, информировании о возникающих опасностях и оказанию помощи при подготовке и проведении специальных восхождений, спусков, сплавов, обеспечению безопасности спелеологических исследований, сопровождению туристов по специальным маршрутам, обеспечению обучения и тренинга по безопасному поведению туристов на сложных маршрутах, предоставлению страховых услуг и т.д.

Большое значение в реализации сервиса безопасности должно уделяться и научному обеспечению такой деятельности. В частности, должны быть научно обоснованы все направления оказания рассматриваемых услуг в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных объектах. Не менее важной научной задачей является разработка рекомендаций по порядку страхования потенциально опасной деятельности, привлечению коммерческих структур для обеспечения безопасности, созданию методического аппарата оценки риска, разработке комплекса мероприятий по его снижению и уменьшению последствий.

Таким образом, сервис безопасности, как социально ориентированный национальный проект, будет являться важнейшим рыночным механизмом оказания целого комплекса услуг по обеспечению безопасности отдельных граждан, трудовых и общественных коллективов, объектов и территорий. Это позволит значительно снизить масштабы участия государственных структур в процессе обеспечения безопасности, отвлечения существенных материальных и людских средств, финансовых ресурсов для решения этих задач и, как следствие, позволит увеличить участие государства в других важных направлениях государственной политики, повысить действенность реализации национальных проектов в России.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2009
Посещений: 9158


  Автор
Акимов В. А.

Акимов В. А.

Начальник Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России, заведующий кафедрой "Природная и техногенная безопасность и управление риском", д.т.н., профессор

Всего статей:  1


  Автор
Дурнев Р. А.

Дурнев Р. А.

Начальник направления Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России

Всего статей:  1

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций