Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

СРО нисколько не умаляют роль государства в строительном комплексе

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

СРО нисколько не умаляют роль государства в строительном комплексе
Интервью публикуется в авторской редакции


С.И. Круглик

Заместитель министра регионального развития Российской Федерации

-  Как бы Вы оценили значение введения саморегулирования в строительном комплексе РФ и передачу контрольных функций профессиональному сообществу?

- Институт лицензирования - это форма государственного регулирования предпринимательства, выражающаяся в юридическом запрете заниматься той или иной деятельностью без получения специального разрешения. Это отношения власти - подчинения, где лицензирующий орган дает властные предписания субъектам предпринимательской деятельности, а те в свою очередь обязаны исполнять указанные предписания, а неисполнение влечет за собой привлечение к ответственности. При этом сам предприниматель берет на себя обязательства осуществлять лицензируемый вид деятельности, соблюдая специальные правила, а государство предоставляет ему право вести эту деятельность.

Понятие саморегулирования определяется в Федеральном законе от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

Саморегулирование - это самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

В соответствии с ФЗ "О саморегулируемых организациях" предусмотрено добровольное объединение в саморегулируемые организации, между тем членство в СРО, предусмотренных поправками в Градостроительный кодекс Российской Федерации, обязательное. То есть без членства в СРО строительные организации не смогут заниматься своей деятельностью, так как не будут иметь допуска к рынку.

Идея замены системы государственного лицензирования обязательным членством в саморегулируемых организациях, осуществляющих контроль за своими членами, это общий принцип и базовая идея административной реформы. В указе Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах" среди приоритетных направлений административной реформы было указано на ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования, и одновременно намечена альтернатива - развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики. экономики.

Принятие Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" стало продолжением все той же логики развития административной реформы.


С 1 января 2009 г. прекращено предоставление лицензий на осуществление деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий. Весь 2009 год был переходным периодом от государственного регулирования (лицензирования) к негосударственной форме регулирования (саморегулирования) в указанных областях деятельности. Полностью отмена лицензирования произошла с 1 января 2010 г.

- А сможет ли этот новый механизм не просто заменить систему лицензирования, но и улучшить качество выполняемых компаниями работ?

- Ни в коем случае нельзя оценивать лицензирование или саморегулирование как метод воздействия на организацию или индивидуального предпринимателя для улучшения качества выполняемых работ.

Согласно положениям Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование - это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, с возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

При этом лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности, а лицензионный   контроль проводится в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В случае установления в ходе проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, то к лицензиату применяются меры административной ответственности в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях (административный штраф от 30 000 до 40 000 рублей).

Саморегулирование - как система негосударственного регулирования вводится для реализации следующих задач:

1) установить механизм имущественной ответственности организаций, осуществляющих инженерные изыскания, проектировщиков, строителей за ущерб, причиненный гражданам и организациям в процессе выполнения работ, в том числе через систему страхования;
2)   исключить возможность предоставления права работы на рынке организациям, не отвечающим минимальным требованиям по квалификации персонала и материально-технической базе;
3)  усилить контроль за деятельностью организаций самим строительным сообществом;
4)  внедрить новые современные строительные стандарты силами самих саморегулируемых организаций;
5)  устранить коррупцию при предоставлении права входа на рынок.

Образование СРО - дело непростое. Статус СРО может приобрести некоммерческая организация, созданная в форме партнерства. Кроме организационной формы нужно соответствовать целому ряду требований, установленных статьями 552 и 554 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Участники строительства - инженерные, проектные и строительные организации (индивидуальные предприниматели) соответственно объединяются в СРО в форме некоммерческих организаций, сведения о которых вносятся в государственный реестр СРО.

Содержанием деятельности СРО является разработка и утверждение документов, содержащих требования к самим участникам строительной деятельности и работам, ими осуществляемым, а также контроль за соблюдением членами СРО требований этих документов. Перечень таких документов установлен в ст. 555 ГрК РФ.

Каждая СРО сама обязана вести реестр своих членов, причем не только в собственных архивах, но и в сети Интернет.

Достаточно серьезные требования предъявляются к кандидатам в члены СРО (ст. 556 ГрК РФ). Членом СРО может стать как юридическое лицо, в том числе иностранное, так и индивидуальный предприниматель, соответствующий требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Кандидат подает в выбранный им СРО пакет документов, установленных положениями ст. 556 ГрК РФ, который проверяется в течение двух месяцев. По результатам проверки принимается решение о приеме в члены СРО с выдачей свидетельства о допуске к определенному виду работ либо об отказе. Отказать в приеме могут в строго перечисленных в ст. 556 ГрК РФ случаях.

Основными целями саморегулируемых организаций в соответствии со статьей 551 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются, прежде всего, предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций, а также повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства,  реконструкции,  капитального ремонта объектов капитального строительства.

При вступлении в СРО организация, индивидуальный предприниматель обязанны внести вступительные взносы, членские взносы и взносы в компенсационный фонд СРО. Вопрос о размерах компенсационных фондов для саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, проектирования и строительства был предметом постоянных дискуссий.


Саморегулируемая организация выступает в качестве гаранта добросовестного поведения своих членов, поскольку в случае прекращения организацией членства в СРО вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд ей не возвращаются (ст. 557 ГрК РФ), а также в соответствии со статьями 5516, 60 ГрК РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, который наступил в результате недостатков работ. Эта ответственность ограничена размером средств компенсационного фонда (ст. 554 ГрК РФ). Для наступления субсидиарной ответственности СРО достаточно наличия у нарушителя на момент выполнения работ свидетельства о допуске к ним (ст. 60 ГрК РФ).

При этом следует отметить, что за каждого члена СРО ручаются все другие участники СРО. Как следует из пункта 5 статьи 5516 ГрК РФ, если СРО пришлось возместить вред, причиненный ее участником (даже бывшим), не только сам виновник, но и все другие члены СРО в течение двух месяцев со дня выплаты должны внести взносы в компенсационный фонд до предусмотренного законом или уставом СРО размера.

Кроме того, солидарно субсидиарную ответственность за причинение вреда, вызванного недостатками работ, несут (ст. 60 ГрК РФ):

  • Российская Федерация, субъект Российской Федерации или иная организация, проводившая экспертизу проектной документации, если вред причинен в результате несоответствия результатов инженерных изысканий или проектной документации требованиям технических регламентов и имеется положительное экспертное заключение;
  • Российская Федерация или субъект Российской Федерации, если вред причинен в результате несоответствия построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства и (или) строительных работ требованиям технических регламентов и (или) проектной документации и имеется положительное заключение органа государственного строительного надзора.

Если у причинителя вреда имеется договор страхования гражданской ответственности, то солидарная субсидиарная ответственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, организации, которая провела негосударственную экспертизу проектной документации, а также СРО, выдавшей свидетельство о допуске к таким работам, наступает при наличии следующих условий:

1) для возмещения указанного вреда недостаточно средств, полученных по договору страхования ответственности;
2)  причинитель вреда отказался удовлетворить требование о возмещении вреда либо заказчик или третье лицо не получили от него в разумный срок ответ на предъявленное требование о возмещении вреда.

Таким образом, СРО вправе требовать от своих членов самого строгого соблюдения внутренней дисциплины. За несоблюдение требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов СРО, правил саморегулирования к нарушителям применяются меры дисциплинарного воздействия (ст. 5515 ГрК), вплоть до исключения из членов СРО (п. 2 ст. 557 ГрК).

- Сейчас появились слухи о появлении "коммерческих" СРО, занимающихся продажей допусков. Насколько это может повредить делу развития саморегулирования?

-  На этот вопрос сложно ответить однозначно. Следует, прежде всего, учитывать, что статус СРО некоммерческая организация получает только при условии ее соответствия требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 554 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и внесения в государственный реестр, который ведет Ростехнадзор. На официальном сайте Ростехнадзора имеется возможность ознакомиться со всеми зарегистрированными в реестре СРО.

- Развитие саморегулирования в России отличается от того, как это происходит за рубежом. И одно из отличий в том, что в нашей стране допуски выдаются организациям, а не конкретным специалистам. Верно ли это?

- Следует, прежде всего, обратить внимание, что в настоящее время основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя. Кроме того, предусмотрена процедура проведения работодателем аттестации рабочих мест.

Как мною было отмечено, содержанием деятельности СРО является разработка и утверждение документов, содержащих требования к самим участникам строительной деятельности и работам, ими осуществляемым, а также контроль за соблюдением членами СРО требований этих документов. Саморегулируемая организация выступает в качестве гаранта добросовестного поведения своих членов (организаций, индивидуальных предпринимателей), выдавая им свидетельства о допуске к конкретным видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, так как эти работы осуществляют организации (или индивидуальные предприниматели), которые в свою очередь должны иметь определенных специалистов.

- Какая роль отводится государству в системе саморегулирования?

-  Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что контроль деятельности саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, который определен на сегодняшний день постановлением Правительства РФ № 864. Согласно данному постановлению Правительства Российской Федерации Министерством регионального развития (Минрегионразвития) утвержден перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (приказ от 09.12.2008 № 274), а Ростехнадзор осуществляет ведение реестра и контроль деятельности СРО.

- А какова может быть роль ФЛЦ в новой системе регулирования?

-  Федеральное государственное учреждение "Федеральный лицензионный центр при Росстрое" - подведомственное Минрегиону России учреждение, и какую деятельность оно будет осуществлять, зависит только от решения учредителя. Конечно, сегодня там работает очень много специалистов, хорошо знающих отрасль, и было бы жаль, если бы они совсем оказались не востребованы. Учитывая, что Минрегион России не имеет территориальных органов по России, это затрудняет работу с регионами. И реализовать сейчас контроль на местах можно именно через филиалы ФЛЦ.

-  С чем, на Ваш взгляд, связана такая слабая активность изыскателей в части регистрации СРО?

- На сегодняшний день зарегистрирована только одна СРО изыскателей - "АИИС". Другие некоммерческие партнерства процедуру регистрации в качестве саморегулируемой организации еще не прошли. Конечно, такая ситуация не может продолжаться долго, скоро, безусловно, будут зарегистрированы и другие изыскательские СРО.

-  Как Вы относитесь к идее создания комплексных СРО?

-  Вопрос о создании комплексных СРО неоднократно был темой обсуждения. В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что саморегулируемые организации делятся по видам деятельности. Поэтому на сегодняшний момент допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов:

1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

- Не скажется ли, на Ваш взгляд, экономический кризис на развитии саморегулирования?

-  Я думаю, что не скажется. При разработке перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, были учтены особенности работ, выполняемых гражданами для собственных нужд, а также работы, осуществляемые субъектами малого предпринимательства.

Так, приказом Минрегиона России предусмотрено, что граждане и организации, выполняющие работы по проектированию и строительству объектов, для которых не требуется получения разрешения на строительство, и объектов, проектная документации которых не подлежит государственной экспертизе, могут выполнять указанные работы, не вступая в СРО и не уплачивая вступительные, членские взносы, а также взносы в компенсационные фонды таких СРО. Перечень указанных объектов установлен частью 17 статьи 51 и частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, многие виды работ, на выполнение которых раньше требовалось получение лицензии, после издания приказа можно выполнять без лицензий и свидетельств о допусках.

Таким образом, большинство вопросов, которые ставятся в обращениях субъектов малого предпринимательства, в значительной степени решено. Кроме того, необходимо иметь в виду, что с изданием данного приказа не требуется получения допусков на функции заказчика. Другими словами, уменьшено административное давление на участников рынка, и в первую очередь на небольшие организации.

При этом принципиальной является позиция Минрегиона России о том, что граждане и организации, выполняющие инженерные изыскания, обязаны вступать в соответствующие СРО вне зависимости от того, для строительства каких объектов ими осуществляется подготовка материалов инженерных изысканий, поскольку все материалы подлежат включению в государственный фонд результатов инженерных изысканий и могут использоваться по различному назначению. Так, результаты инженерных изысканий, подготовленные для строительства объекта индивидуального жилищного строительства, могут быть использованы в дальнейшем при строительстве многоэтажного дома на соседнем земельном участке.

Кроме того, в приказе Минрегиона России в соответствии с частью 4 статьи 558 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что виды работ по подготовке проектной документации могут осуществляться индивидуальными предпринимателями самостоятельно (лично), а виды работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту - только с привлечением работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. Это связано с тем, что для выполнения инженерных изысканий и строительных работ необходимо наличие специального оборудования и специалистов соответствующей квалификации, а проектированием несложных объектов индивидуальный предприниматель вполне может заниматься самостоятельно.

Если учитывать предыдущий опыт лицензирования, когда соискатели лицензий (лицензиаты) в состоянии были платить колоссальные деньги за консультационные услуги по получению лицензий различным фирмам-посредникам, то не возникает сомнения, что эти организации смогут уплатить суммы в компенсационный фонд и взносы за вступление в СРО. Кроме того, много говорят про малый бизнес, который жалуется на кризис. Однако здесь тоже нет однозначной позиции. Как уже отмечалось, необходимо четко определить, какими видами деятельности занимается организация или индивидуальный предприниматель, и, внимательно пересмотрев свою деятельность, определиться, следует ли вступать в СРО или для осуществления деятельности не требуется ни лицензии, ни вступления в СРО.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2010
Посещений: 9224

  Автор

Круглик С. И.

Круглик С. И.

Заместитель министра регионального развития Российской Федерации

Всего статей:  1

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций