Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Ведомственная пожарная охрана: эффективность деятельности и модернизация программ

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Ведомственная пожарная охрана: эффективность деятельности и модернизация программ

Работа ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта по своему результату превышает объемы аналогичной работы других противопожарных и спасательных служб транспортного комплекса, вместе взятых. Комплексное применение сил ведомственной пожарной охраны обеспечивает противопожарную защиту объектов ОАО "РЖД" и выполнение уставной задачи компании по проведению работ в сфере предупреждения и тушения пожаров
В.П. АКСЮТИН
Заместитель генерального директора
ФГП по пожарному надзору
на железнодорожном транспорте

В соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации на железнодорожном транспорте создана и функционирует ведомственная охрана, в задачи которой входит тушение пожаров. С августа 2003 г. она работает как самостоятельная организация в составе Федерального государственного предприятия, а с мая 2005 г. переименована в ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ФГП ВО ЖДТ России). Предприятие находится в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор).

Приказом Росжелдора от 7 февраля 2008 г. утверждено положение о ведомственной пожарной охране железнодорожного транспорта, которая создана на базе пожарных подразделений ФГП ВО ЖДТ России. Указанное положение 27 февраля 2008 г. зарегистрировано в Минюсте России за № 11237.

Легитимность деятельности ФГП ВО ЖДТ России по тушению пожаров подтверждена лицензией МЧС России № 1/15346, предоставленной на основании приказа МЧС России от 24 сентября 2008 г. (№ 566).

Оптимизация дислокации и технического оснащения пожарных поездов

В соответствии с требованиями законодательства РФ в области пожарной безопасности пожарные поезда входят в состав сил и средств гарнизонов охраны и по единому замыслу привлекаются к тушению крупных пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики страны.

Организационное построение ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта органично вписано в технологию работы предприятий и организаций железнодорожной отрасли. Для осуществления возложенных задач созданы органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны, расположенные по всей сети железных дорог. Линейное построение ведомственной пожарной охраны позволяет гибко реагировать на структурные изменения, происходящие в ОАО "РЖД", и обеспечить надежное прикрытие стационарных объектов и подвижного состава (объектов защиты) в противопожарном отношении.


В 2010 г. на сети железных дорог функционировали в режиме постоянной готовности 304 пожарных поезда.

В рамках новой дислокации с 2010 г. произошло перераспределение численности производственного штата, все пожарные поезда приведены к единым нормам укомплектованности работниками, что значительно укрепило отдельные подразделения.

Каждый пожарный поезд обеспечен современными насосными установками, средствами защиты пожарных, дыхательными аппаратами, пожарно-техническим оборудованием и аварийно-спасательными инструментами. Пожарные поезда многофункциональны, они аттестованы в установленном порядке на право ведения аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и способны функционировать в автономном режиме в течение трех суток. В ходе аттестации 6 тыс. работникам пожарных поездов присвоен статус спасателя. Нормативная база функционирования пожарных поездов по согласованию с полномочными федеральными органами исполнительной власти полностью обновлена и соответствует реалиям времени.

Результаты работы пожарных поездов

В 2010 г. отмечается значительное повышение эффективности применения пожарных подразделений. Так, только в I квартале пожарными спасены 47 человек и материальные ценности на сумму 288 млн рублей, что значительно превышает годовые показатели за период с 2005 г.


Силами пожарных поездов ликвидированы 96 пожаров на стационарных объектах железнодорожного транспорта, 98 - в железнодорожном подвижном составе, а также 329 загораний в полосе отвода железных дорог, распространение которых могло привести к сбоям в организованном движении поездов или к полному уничтожению огнем объектов отрасли.

Всего за период с 2005 г. в ходе тушения почти 9 тыс. пожаров спасены 310 человек, а также 123 локомотива, 350 вагонов и цистерн, 353 единицы автотракторной техники, почти 1200 строений и материальных ценностей на сумму около 600 млн рублей.

Эффективность действий пожарных поездов, их тактико-технические возможности возрастают из года в год. Сегодня пожарные поезда самостоятельно способны выполнять широкий спектр работ по ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций. Так, например, 21 апреля 2009 г. в 16.53 в северной горловине станции Лумбушозеро однопутного электрифицированного участка Медвежья Гора – Беломорск Октябрьской железной дороги на стрелочном переводе № 9 в поезде № 2810 допущен сход семи вагонов, начиная с 6-го с головы поезда. Состав был сформирован из 65 цистерн с бензином, общий вес – 5110 тонн. В результате схода 6-я цистерна с головы состава сошла с рельсов (находилась на боку), 10-я цистерна оставалась на рельсах, но была наклонена (на автосцепках), цистерны с 13-й по 17-ю находились в сходе на колесах. Произошел разлив бензина и его возгорание.


На тушение пожара и для ликвидации последствий аварийной ситуации были направлены пожарные поезда станций Медвежья Гора, Петрозаводск и Беломорск. Первый из них прибыл к месту аварии в 17.55. К этому времени обстановка на пожаре была крайне сложная. Происходило интенсивное горение 4 цистерн, а также разлившегося бензина.

В 19.35 ликвидировали горение 2 цистерн, а в 20.20 – всех цистерн и разлившегося нефтепродукта на территории станции. Продолжались работы по тушению разлива бензина в полосе отвода на расстоянии 50–100 м от железнодорожных путей. Восстановительный поезд станции Медвежья Гора приступил к ликвидации последствий схода.


После того как вода в цистернах-водохранилищах пожарного поезда станции Медвежья Гора закончилась, он был заменен пожарным поездом станции Петрозаводск. На время замены пожарных поездов силами работников пожарного и восстановительного поездов станции Медвежья Гора были приняты меры по ликвидации отдельных очагов разлива бензина в полосе отвода с использованием подручных средств.

Аварийно-восстановительные работы проводились до 22 апреля 2009 г. В ходе тушения пожара и обеспечения пожарной безопасности при проведении аварийно-восстановительных работ было израсходовано всего 120 тонн воды и 4 тонны пенообразователя.

В целом за мужество, проявленное при тушении ряда крупных и сложных пожаров, более 50 пожарных поощрены правами президента ОАО "РЖД" и начальников железных дорог, а также награждены ведомственными наградами МЧС России.


Пожарные поезда приказом Минтранса России № 12 от 21.01.2009 отнесены к силам и средствам функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и лик-

видации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В рамках своего функционального предназначения пожарные поезда ведомственной охраны железнодорожного транспорта в 2009 г. привлекались к ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы 3–4-го классов, 307 раз, из них с аварийно-опасными химическими веществами – 156 раз, с взрывчатыми веществами – 5 раз и к ликвидации прочих аварийных ситуаций – 146 раз.


В ходе ликвидации последствий аварийных ситуаций работники пожарных поездов 35 раз изолировали опасные грузы от воздействия кислорода воздуха и источников зажигания, 30 раз производили их нейтрализацию, 14 раз осаждали пары опасных грузов, 75 раз осуществляли их перекачку, 240 раз обеспечивали пожарную безопасность при ликвидации аварийных ситуаций и сопровождали опасные грузы.

Характерный случай применения пожарных поездов при ликвидации последствий аварийных ситуаций произошел 24 августа 2009 г. на станции им. Максима Горького Приволжской железной дороги. В результате схода железнодорожной цистерны, заполненной бензином Аи-92 (аварийная карточка № 305) произошло ее опрокидывание. Из-под крышки заливной горловины стал истекать бензин. Возникла угроза воспламенения паров нефтепродукта и взрыва цистерны. Масса груза составляла 60,7 тонны.


Для ликвидации аварийной ситуации были направлены пожарный и восстановительный поезда, дислоцирующиеся на указанной станции, а также стрелки ведомственной охраны железнодорожного транспорта, которые оцепили место аварии. По прибытии работники пожарного поезда изолировали зеркало разлившегося бензина воздушно-механической пеной, поданной через ручную переносную установку комбинированного тушения пожара УКТП "Пурга-5".

20 октября 2009 г. на этой же станции из-под цистерны в составе поезда была обнаружена струйная течь автомобильного бензина (аварийная карточка № 301). К месту аварийной ситуации был направлен пожарный поезд станции им. Максима Горького. По прибытии работники пожарного поезда накрыли место разлива нефтепродукта воздушно-механической пеной, поданной через ручную установку УКТП «Пурга-5». После этого расчет пожарного поезда с использованием мобильного перекачивающего комплекса МОДН "Заря" произвел перекачку бензина в исправную цистерну.

Модернизация профессиональной подготовки кадров

Модернизация системы профессиональной подготовки руководящих кадров сыграла положительную роль в повышении готовности пожарных подразделений к действиям по тушению пожаров и ликвидации ЧС. На базе Куйбышевской железной дороги ежегодно проводится повышение квалификации начальников пожарных поездов. Всего в течение трех лет по специальным программам было обучено более 200 руководителей пожарных подразделений. Практика проведения указанных сборов будет продолжена и расширена.


Процесс подготовки в подразделениях приближен к реальным потребностям отрасли. Переработаны и согласованы с МЧС России программы подготовки специалистов ФГП ВО ЖДТ России. Большое внимание уделяется практической направленности профессиональной подготовки в подразделениях.

В составе пожарных поездов эксплуатируется более 1,2 тыс. единиц железнодорожного подвижного состава, в том числе 374 вагон-насосные станции, 724 цистерны-водохранилища.

Обновление подвижного состава пожарных поездов

Совместно с ОАО "РЖД" проводится работа по обновлению подвижного состава пожарных поездов, состояние которого на сегодня вызывает озабоченность. В настоящее время с превышением нормативных сроков эксплуатируется до 78,3% ВНС и ЦВ. Работа по продлению сроков эксплуатации подвижного состава позволила частично решить данную проблему и несколько снизить напряженность.


Принято решение в рамках НИОКР выполнить проектирование и строительство опытного образца новой вагон-насосной станции и цистерны-водохранилища. В условиях развития высокоскоростного движения будут изменены требования к пожарным поездам и порядку их использования на этих участках, большое внимание уделено обеспечению скорости прибытия к месту происшествия и расширению возможностей по спасению людей и проведению аварийно-спасательных работ. В перспективе планируется создать принципиально новый пожарный поезд, ориентированный на выполнение конкретных задач применительно к особенностям зон обслуживания. На проектирование и изготовление опытного образца в 2010 г. решением ОАО "РЖД" выделено 17 млн рублей.

Информационный обменмежду МЧС и Минтрансом России

Для осуществления информационного обмена в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также террористических актов в области транспортного комплекса между МЧС и Минтрансом России заключено соглашение от 16.11.2009 № 2-4-38-23/09-38-10. Информационный обмен осуществляется на федеральном уровне РСЧС в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Соглашением установлены структуры МЧС России и Минтранса России, ответственные за его реализацию, а также определены их обязанности.


ФГП ВО ЖДТ России продолжает развитие программного комплекса поддержки принятия управленческих решений в период несения пожарной службы подразделениями ФГП ВО ЖДТ России. Внедрение новых неоинформационных технологий позволяет своевременно и квалифицированно принимать решения на выполнение работ по тушению пожаров и ликвидации последствий аварийных ситуаций на объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта.


Следует отметить, что в 2009 г. ФГП ВО ЖДТ России в установленном порядке прошло добровольную аккредитацию на право осуществления деятельности по проведению независимой оценки рисков в области обеспечения пожарной безопасности. В целях проведения работ по оценке соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (пожарного аудита) обучено и аттестовано в установленном порядке более 100 специалистов предприятия.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2011
Посещений: 16660


  Автор
Аксютин В. П.

Аксютин В. П.

Заместитель генерального директора ФГП по пожарному надзору на железнодорожном транспорте

Всего статей:  4

В рубрику "Официальный раздел" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций