Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Современная нормативная база и проблемы рынка пожарных автомобилей

В рубрику "Пожарные, аварийно-спасательные автомобили и другая техника" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Современная нормативная база и проблемы рынка пожарных автомобилей

Рынок пожарных автомобилей в нашей стране, помимо прочих факторов, во многом определяется действующей нормативной базой. Основу этой базы до недавнего времени составляли Нормы пожарной безопасности (НПБ), в соответствии с которыми формулировались общие технические требования к основным и специальным пожарным автомобилям (ПА) и методам их испытаний. Вступивший в силу с 1 мая 2009 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" внес определенные изменения в процессы создания, производства и реализации ПА в стране
Ю.Ф. Яковенко
Ведущий научный сотрудник
ФГУ ВНИИПО МЧС России, академик НАНПБ

Техническое регулирование и стандартизация

Технический регламент - принципиально новый документ, раздел V которого устанавливает требования к пожарной технике, в том числе к пожарным автомобилям.

В начале работы над регламентом, которая началась в 2004 г., существовало мнение, что все требования пожарной безопасности, включая общие требования к пожарной технике и ПА, будут установлены в Техническом регламенте, поэтому нормативные документы по данной проблеме в перспективе могут быть отменены.

Последующий ход работ показал, что без национальных стандартов и других нормативных документов невозможно реализовать реформу технического регулирования и обеспечить нормальный выпуск и поставку пожарной техники. К нормативным документам по пожарной безопасности регламент (ст. 4) относит национальные стандарты (ГОСТ Р) и своды правил (СП).

Сочетание положений Технического регламента и существующего массива нормативных документов, их взаимосвязь призваны показать, как они должны работать и на этапе задания требований к по-жарно-технической продукции, и на этапе подтверждения (декларирования) требований, и на этапе госконтроля (надзора) за соблюдением этих требований.

Это одна из основных проблем реализации требований Технического регламента и инструмента стандартизации применительно к пожарной технике вообще и к ПА в частности.

Классификация мобильных средств пожаротушения

Технический регламент устанавливает общие требования к пожарно-технической продукции, не конкретизируя, каким образом можно добиться выполнения этих требований. Такая конкретизация содержится в национальных стандартах, разрабатываемых в рамках реализации регламента.

В регламенте законодательно определена общая классификация пожарно-технической продукции, в соответствии с которой вся пожарная техника подразделяется на ряд типов, включая: первичные средства пожаротушения; мобильные средства пожаротушения; установки пожаротушения и средства пожарной автоматики; пожарное оборудование и инструмент; средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре и т.д.

К мобильным средствам пожаротушения регламент относит транспортные или транспортируемые пожарные машины и аппараты, предназначенные для использования личным составом подразделений пожарной охраны при тушении пожаров.

Все типы мобильных средств пожаротушения имеют в своем составе совокупность технических элементов, огнетушащих веществ и оборудования, обеспечивающих локализацию или ликвидацию пожара и проведение сопутствующих оперативных действий.

Наиболее представительным типом мобильных средств тушения являются пожарные автомобили (ПА), которые Технический регламент классифицирует на основные (автомобили тушения) и специальные (автомобили для аварийно-спасательных и других сопутствующих работ, связанных с тушением пожара).

За рубежом с принятием евронорм EN 1846 "Транспортные средства пожарной охраны" классификация, характеризующая целевую адаптивность ПА, закреплена на законодательном уровне: в нормах все ПА европейских стран - членов ЕС классифицированы по функциональным признакам и области применения на оперативные ПА общего назначения и ПА специального назначения. При этом в состав специальных включены такие транспортные средства, как спасательные ПА для аварийных ситуаций, ПА для сбора и транспортировки с места пожара опасных веществ и материалов (экологические ПА), санитарные ПА, а также ПА для обеспечения специальных операций (в аэропортах, в тоннелях, на рельсах, в лесах и т.д.).

Стандартизация типов ПА

Классификация ПА на две функциональные группы (основные и специальные) достаточно условна и носит общий характер, поскольку фактическая номенклатура ПА, входящих в обе эти группы, чрезвычайно обширна. К тому же в последнее время появились ПА, совмещающие функции как автомобилей тушения, так и специальных автомобилей - это так называемые многофункциональные ПА (пожарно-спасательные, высотно-спасательные ПА, автомобили первой помощи и др.).

Образец многофункционального автомобиля комбинированного тушения приведен на рис. 1.

С 1 января 2010 г. введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р 53247-2009 "Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения". В нем впервые на нормативном уровне представлены все типы ПА, которые необходимы пожарно-спасательной службе для ее эффективной оперативной деятельности.

Всего в стандарт включено 16 типов основных ПА (ОПА), которые в зависимости от преимущественного применения и направлений оперативной деятельности подразделены на 2 подгруппы: ОПА общего применения (8 типов) и ОПА целевого применения (также 8 типов).

Список специальных ПА (СПА) включает 20 типов автомобилей, которые используются в зависимости от вида аварийно-спасательных и технических работ на месте пожара.

Общий перечень стандартизованных типов ПА достаточно представителен (36 наименований пожарных машин различного целевого назначения), к тому же в типаже (который не является нормативным документом) они могут быть представлены в виде модельных рядов.

Это еще более расширяет список поставляемых на рынок ПА и ставит большие проблемы перед технической службой пожарной охраны, от деятельности которой зависит надежность парка пожарных машин.

Большое многообразие востребованных пожарной охраной типов ПА потребовало создания серии национальных стандартов, определяющих общие требования к этой технике.

Функциональные требования к пожарным автомобилям

Общие требования к пожарной технике определяет статья 101 Технического регламента. Заключаются они в следующем:

  • пожарная техника должна обеспечивать выполнение возложенных на нее функций в условиях пожара;
  • конструктивное исполнение и используемые материалы пожарной техники должны обеспечивать ее безопасность при транспортировке, хранении, эксплуатации и утилизации;
  • маркировка пожарной техники должна позволять проводить идентификацию изделия;
  • техническая документация на пожарную технику должна содержать информацию для обучения персонала правилам ее эффективного применения;
  • пожарная техника должна подвергаться испытаниям на соответствие ее параметров требованиям пожарной безопасности согласно методам, установленным нормативными документами.

Все приведенные общие требования в полной мере распространяются и на мобильные средства пожаротушения, в том числе на пожарные автомобили. В то же время определены специфические требования к различным группам ПА. Согласно ст. 108 Технического регламента, основные и специальные ПА должны обеспечивать выполнение следующих функций:

  • доставку к месту пожара личного состава пожарной охраны, огнетушащих веществ, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты и самоспасания пожарных, пожарного инструмента, средств спасения людей;
  • подачу в очаг пожара огнетушащих веществ (ОТВ);
  • проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара;
  • обеспечение безопасности выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.

Техническим регламентом определено, что требования к конструкции, техническим характеристикам и иным параметрам ПА устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами серии "Общие технические требования. Методы испытаний (ОТТ. МИ)".

В порядке реализации требований регламента разработаны и вступили в силу национальные стандарты на основные пожарные автомобили (ГОСТ Р 53328-2009), пожарные автолестницы (ГОСТ Р 52284-2004, разработан ранее), автоподъемники пожарные (ГОСТ Р 53329-2009), автопеноподъемники пожарные (ГОСТ Р 53330-2009).


Принятые стандарты определяют параметрический облик ПА, который должны иметь выпускаемые модели в зависимости от величины главного параметра. Под главным параметром, по определению ГОСТа, понимается один из основных (базовых) параметров, определяющих функциональное назначение ПА и его место в типаже. Этот параметр отличается стабильностью при технических усовершенствованиях и служит для определения числовых значений других основных параметров.

Взаимосвязь главного и основных параметров различных групп основных пожарных автомобилей приведены в табл. 1.

Нормативная база создания специальных пожарных автомобилей

Специальные ПА включают в себя комплекс высотно-спасательных автомобилей (автолестницы, автоподъемники и их комбинации с другими автомобилями), а также группы автомобилей для проведения технических, аварийно-спасательных, управленческих работ на месте пожара.

Наиболее сложным видом СПА являются высотно-спасательные автомобили, стандартизованные параметры которых приведены в табл. 2.


Приведенные в табл. 2 исполнения автолестниц (АЛ) определяют их технические особенности, а именно:

  • исполнение 1 - АЛ, не оборудованная съемной люлькой и лифтом;
  • исполнение 2 - АЛ, оборудованная съемной люлькой на вершине лестницы;
  • исполнение 3 - АЛ, оборудованная лифтом, движущимся по лестнице;
  • исполнение 4 - АЛ, оборудованная съемной люлькой на вершине и лифтом, движущимся по стреле.

Все представленные в стандартах на ВСА технические требования направлены на обеспечение надежности и безопасности этих автомобилей и не затрагивают существенно их конструкцию.

Между тем концепция многофункциональности распространилась и на высотно-спа-сательные автомобили: в последние годы появились гибридные ВСА, совмещающие функции автомобилей тушения с функцией спасания с высоты. К ним относятся автоцистерны со стрелой лестницы или подъемника, с боевым расчетом (3 или 6 человек), с расширенной комплектацией пожарным и аварийно-спасательным оборудованием.

Сюда же можно отнести ВСА с комбинированной стрелой, состоящей из стрелы телескопического подъемника и проложенной параллельно ей стрелы лестничного типа (рис. 2). Такой автомобиль может производить одновременно как тушение пожара на этажах, так и эвакуацию пострадавших с высоты.


Пока нормативная база на такие ПА не создана и изготавливаются они с учетом требований стандартов на основные ПА (ПА тушения) и стандартов на соответствующие ВСА. На остальные типы специальных ПА (аварийно-спасательные, штабные, связи и освещения, газодымоза-щитной службы) национальные стандарты также пока не разработаны. Все эти автомобили объединяет один общий элемент – наличие электросиловой установки, используемой для обеспечения работы светотехнического комплекса, специального электроинструмента, средств связи и др. Поэтому при создании таких автомобилей учитываются требования безопасности к их электросиловой установке и электрооборудованию, представленные в ГОСТ Р 12.2.144.2005 "Техника пожарная. Автомобили пожарные. Требования безопасности. Методы испытаний".

Основываясь на требованиях ранее действовавших НПБ, можно представить взаимосвязь между параметрами и показателями этих машин в виде, приведенном в табл. 3.


Требования к остальным специальным ПА, а также к вновь создаваемым (по инновационным проектам) ПА, выпадающим из стандартизованного модельного ряда, определяются техническими условиями, согласованными в установленном порядке, на конкретную модель. В качестве примера можно назвать многофункциональный автомобиль дымоудаления (рис. 3), который, помимо основной функции - удаления дыма или проветривания помещений, - может подавать пену высокой кратности, обеспечивать работу светотехнического комплекса и специального электроинструмента.

Требования к пожарному оборудованию и насосным установкам

Общие функциональные требования к пожарному оборудованию, входящему в комплектацию ПА, определяет глава 29 Технического регламента. При этом к пожарному оборудованию отнесены: пожарные гидранты, колонки и гидрант-колонки; напорные и всасывающие рукава; стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки; рукавные соединительные головки и разветвления; ручные пожарные лестницы.

Согласно регламенту, все это оборудование должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения, а также способствовать проникновению личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий, сооружений и строений, в том числе с использованием пожарного инструмента, требования к которому изложены в ст. 124 Технического регламента. Количество комплектующего оборудования на конкретном типе ПА устанавливается в соответствии с Нормами табельной положенности, утверждаемыми приказом МЧС России.

Внимательное прочтение Технического регламента показывает, что в нем практически отсутствуют требования к пожарным насосным установкам, которые являются одним из основных агрегатов, определяющих функциональные возможности ПА тушения. Объяснить это можно тем, что пожарный насос является встроенным элементом - компонентом пожарного автомобиля.

В настоящее время требования к пожарным насосам устанавливаются национальным стандартом ГОСТ Р 52283-2004 "Насосы пожарные центробежные. Общие технические требования. Методы испытаний", который вступил в силу в 2005 г. Этим стандартом все используемые на ПА пожарные насосы в зависимости от их конструктивных особенностей и основных параметров классифицированы на насосы нормального давления, высокого давления и комбинированные.

Стандартизованные значения основных параметров насосов нормального и высокого давления, а также комбинированных насосов приведены в ГОСТ Р 52283-2004.

К комбинированным насосам, согласно указанному стандарту, относятся насосы, состоящие из последовательно соединенных насосов нормального и высокого давления, имеющих общий привод. Их модельный ряд и технические параметры также представлены в ГОСТ Р 52283.

Нормативы оперативного реагирования

Решающим фактором оперативного реагирования, определяющим успех тушения, является время свободного развития пожара (с момента его обнаружения до начала тушения). Это время зависит от нескольких составляющих, в том числе: времени с момента возникновения пожара до момента его обнаружения; времени от момента обнаружения пожара до момента сообщения о нем в пожарную часть; времени от момента сообщения о пожаре до прибытия первого пожарного подразделения, включая время выезда из депо (не более 50 с).

Суммарное время первых двух составляющих является случайной величиной, которая, согласно статистике, колеблется в пределах 8-12 мин. Что касается времени движения на пожар, то оно прямо зависит от радиуса выезда ПА (дислокации пожарной части).

До последнего времени в нашей стране действовал норматив, согласно которому радиус выезда (радиус обслуживания пожарного депо) должен составлять 3 км. Этот параметр последовательно включался в различные нормативные документы, последним из которых стал СНИП 2.07.01-89.

На практике выполнение этого норматива не всегда обеспечивалось, поскольку география выездов ПА, как правило, имеет сложную конфигурацию и во многих случаях радиус выезда может составлять 5-7 км и более.

Вместе с тем анализ показывает, что существующие в ряде стран мира нормативы организации пожарной охраны связаны чаще всего с временем прибытия оперативных подразделений к месту пожара: в большинстве стран это время в городах не должно превышать 10 мин., а в сельской местности - 20 мин.

Именно эти временные нормативы использованы в Техническом регламенте, ст. 76 которого гласит: "Дислокация подразделений пожарной охраны на территории поселений и городских округов определяется из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 мин., а в сельских поселениях – 20 мин.".

Статистика показывает, что в последние годы время следования меньше нормативных 10 мин. (в городе) обеспечивается только в 76,5% случаев, в 95% случаев подразделения прибывают к месту пожара за время до 17 мин.

Для снижения верхней границы (95%) временного интервала до 10 мин. в городских поселениях необходимо либо увеличивать скорость движения ПА, либо уменьшать радиус их выезда до места предполагаемого пожара, либо делать и то и другое. Все эти варианты труднодостижимы.

Например, в Московской области в городских поселениях распределение скорости следования ПА к месту вызова имеет математическое ожидание 28,2 км/ч. Чтобы пожарные подразделения прибывали к месту пожара быстрее 10 мин., следует увеличить среднюю скорость следования до 50 км/ч, то есть повысить ее в 1,74 раза. При существующей плотности транспортного потока и организации дорожного движения решить эту задачу сложно, даже невозможно.

Отсюда следует, что для ПА существенно важно иметь не столько высокое значение максимальной скорости, сколько соответствующие ситуации разгонные характеристики (обеспечиваемые за счет высокой удельной мощности), высокую тормозную динамику, компактные габариты, повышенную маневренность за счет применения полноповоротных шасси – такие ПА все чаще применяются за рубежом (рис. 4).

Подобные параметры ПА Техническим регламентом не регламентированы, однако они прямо вытекают из необходимости обеспечения нормативных значений временных параметров оперативного реагирования, рассмотренных выше.

Технический регламент и проблемы рынка

Одной из важных задач введения Технического регламента является создание условий для поставки пожарной охране по-жарно-технической продукции, соответствующей требованиям нормативных документов. Как было показано выше, часть таких документов (национальных стандартов) на пожарные автомобили была разработана и введена в 2009 г., другая часть ранее разработанных стандартов прошла процедуру перерегистрации в Ростехрегулировании.

Согласно ст. 145 Технического регламента, пожарная техника относится к продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям нормативных документов. При этом подтверждение соответствия осуществляется в форме декларирования с выдачей декларации соответствия, срок действия которой не превышает 5 лет.

Подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности проводится по схемам обязательного подтверждения, каждая из которых представляет собой полный набор операций и условий их выполнения, разработанных как для серийно выпускаемой, так и для ограниченной партии продукции.

Для серийно выпускаемых мобильных средств пожаротушения, включая ПА, Технический регламент предписывает использовать схему 3д, в соответствии с которой декларация соответствия выдается изготовителю (продавцу) "на основе собственных доказательств и испытаний типового образца мобильного средства в аккредитованной испытательной лаборатории, а также сертификации системы качества применительно к производству данного вида продукции".

Для ограниченной партии продукции аналогичным испытаниям подвергается выбранный образец из этой партии (схема 5д).

Приведенные положения Технического регламента призваны повысить качественный уровень ПА, представленных на российском рынке. Здесь имеется немало нерешенных проблем. Одной из них является тот факт, что в подразделения пожарной охраны, по данным МЧС, в последнее время нередко поставляются опытные образцы (иногда - опытные партии) ПА, разработанные в инициативном порядке и не прошедшие государственных приемочных испытаний. Это прямое нарушение приказа МЧС России (2006 г.) "О мерах по усилению контроля за качеством принимаемой продукции", в соответствии с которым запрещена постановка на боевое дежурство ПА, не прошедших государственные приемочные испытания. Данное обстоятельство является одним из факторов, объясняющих недостаточно высокий качественный уровень поступающих в подразделения ГПС пожарных автомобилей, которые их изготовители позиционируют как "ПА нового поколения", однако которые таковыми не являются.

Другой проблемой является многовариантность представленных на рынке моделей ПА. Достаточно сказать, что только в Типаже ПА на 2006-2010 гг. представлено 196 моделей транспортных средств (автомобилей, прицепов, гусеничных машин, контейнеров). При этом одних автоцистерн (основного транспортного средства пожарной охраны) в типаже значится около 40 моделей, в том числе базовые модели и их модификации на шасси различных типов и классов.

Предприятия адекватно отреагировали на эту "особенность" типажа, поставляя на рынок большое количество моделей АЦ, имеющих совершенно идентичные параметры (подачу насоса, вместимость цистерны), но существенно отличающихся компоновкой, конструктивным и производственным исполнением, уровнем унификации элементов.

Сложившаяся ситуация создает большие проблемы для технической службы пожарной охраны – ее ремонтно-восстановитель-ная база с трудом справляется с задачей поддержания боевой готовности столь разномодельного парка ПА, почти не унифицированных между собой.

Последние годы показали: "пожарный бум" начала нового века (когда потребитель приобретал все, что ему предлагал рынок) заканчивается. Приходит понимание, что в наступившем веке закрепиться на рынке, а тем более расширить географию продаж имеют шанс лишь те предприятия, которые смогут предъявить потребителю более качественную, надежную и востребованную продукцию. И главное – по приемлемой цене. Хотя инновационный уровень этой продукции не всегда соответствует уровню современных требований.

Дело в том, что создание инновационной продукции требует определенных финансовых затрат, зачастую значительных. Это неизбежно ведет к удорожанию конечного продукта. В условиях жесткой ценовой конкуренции, характерной для российского рынка ПА, а также при отсутствии гарантированного рынка сбыта, предприятия, предлагающие более качественные (с признаками инновации), но и более дорогие модели ПА, обречены на проигрыш в конкурентной борьбе. В итоге сам потребитель, отдавая предпочтение менее совершенным, но более дешевым моделям ПА, невольно становится препятствием на пути внедрения новых технических решений.

Можно надеяться, что принятый технический регламент будет способствовать решению назревших проблем рынка пожарных автомобилей.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2011
Посещений: 17761

  Автор

Яковенко Ю. Ф.

Яковенко Ю. Ф.

Ведущий научный сотрудник ФГУ ВНИИПО МЧС России, академик НАНПБ

Всего статей:  6

В рубрику "Пожарные, аварийно-спасательные автомобили и другая техника" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций