В рубрику "Практика и перспективы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
А. Г. Зайцев
Заместитель начальника ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России, полковник милиции
Во-первых, общий рост преступности, в особенности хищений оружия, взрывчатых, наркотических и других опасных для здоровья и жизни граждан веществ и предметов, привел к повышению криминализации общества в целом.
Во-вторых, повысилась активность диверсионно-террористических формирований в отношении объектов государственной власти и управления, повышенной опасности и жизнеобеспечения, жилого сектора и мест массового скопления людей.
В-третьих, ослаблен государственный контроль за развитием предпринимательской деятельности, что сделало возможным акционирование стратегически важных для национальной безопасности объектов, а это привело к разрушению существовавшей ранее единой системы государственной охраны таких объектов и, как следствие, к снижению уровня безопасности государства и общества в целом.
Деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и собственников в части обеспечения безопасности характеризуется разобщенностью и бессистемностью, нечеткими, зачастую дублируемыми полномочиями, размытой ответственностью. Действующим законодательством отношения между ними практически не отрегулированы, что приводит к свободному трактованию каждым субъектом меры своей ответственности и обязанностей, а также возникновению судебных тяжб. Функции регулирования, методологии организации защиты имущества, обеспечения комплексной безопасности, подготовки кадров, механизмы лицензирования, надзора и контроля со стороны государства ослаблены, а правила и нормы - малоэффективны либо вовсе отсутствуют. Система нормативно-правовых актов не структурирована и не связана единой концепцией. Документы носят разноуровневый характер и зачастую противоречат друг другу, а некоторые содержат ссылки на десятки других нормативных актов. Работа в данном направлении ведется на ведомственном уровне без должной координации и единого руководства, а бюджетные средства для решения этих задач распылены по ведомствам, многочисленным программам федерального, регионального и местного уровней. До государственного уровня не поднят вопрос применения технических средств охраны (ТСО).
Все это наносит огромный ущерб государству - ведь по каждому случаю кражи или хищения имущества задействуются государственные службы: розыск, следствие, суды и т.д. Практически невозможно оказывать эффективное противодействие даже "традиционным" в общем понимании преступным посягательствам, не говоря уже о профессионально подготовленных диверсионно-террористических акциях, которые с каждым годом становятся все чудовищнее и могут в обозримом будущем привести к возникновению федеральных или трансграничных ЧС.
В таких условиях первоочередная задача Департамента государственной защиты имущества одна - выработка и законодательное закрепление на федеральном уровне государственной политики в области защиты имущества, суть которой состоит в определении полномочий, форм, задач и содержания деятельности государства (то есть департамента) в обеспечении защиты имущества независимо от форм его собственности.
Поскольку защита имущества сегодня невозможна без привлечения современных технических средств, государственная политика должна включать в себя две составляющие: законодательную и техническую.
Представляет собой нормативно-правовую базу, регулирующую отношения между субъектами, которые осуществляют свою деятельность в области государственной защиты имущества (включая негосударственные охранные структуры), и определяющую концептуальные основы системы государственной защиты имущества.
Во-первых, необходимо активизировать работы по сопровождению процедуры рассмотрения в Правительстве РФ и палатах Федерального Собрания РФ разработанного МВД России проекта Федерального закона "Технический регламент "О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества". Указанным регламентом предполагается установить требования к технической составляющей систем антитеррористической и противокриминальной защиты объектов и имущества независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, что позволило бы решить целый ряд проблемных вопросов, среди которых:
Кроме того, нужно продолжить работу по внесению изменений в действующие, а также по разработке новых национальных стандартов в области технических средств противокриминальной защиты, которые в дальнейшем могут служить инструментом подтверждения соответствия технических систем и средств требованиям технического регламента, а учитывая необходимость гармонизации создаваемых нормативных документов по безопасности с нормами международной стандартизации, - обеспечить обязательное участие наших специалистов в работе Международного комитета по стандартизации в области безопасности (МЭК-79).
Во-вторых, с учетом утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1629 от 2 ноября 2009 г. перечня объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, необходимо разработать и утвердить на ведомственном уровне (приказом МВД) типовые требования к организации антитеррористической и противокриминальной защиты, которые должны включать в себя как организационные, так и технические мероприятия. В них должны быть отражены вопросы:
Отсутствие единых норм построения систем антитеррористической и противокриминальной защиты не позволяет обеспечить требуемые уровни безопасности для объектов различных категорий, приводит к недооценке или, наоборот, переоценке опасности предполагаемых угроз. В результате - неподконтрольность расходования бюджетных ассигнований, нерациональная расстановка сил и средств защиты и, как следствие, непредсказуемость последствий террористических и противоправных посягательств.
В-третьих, крайне важно максимально консолидировать усилия МВД, МЧС, ФСБ и других охранных структур в выработке единых подходов к обеспечению безопасности критически важных объектов. Общими усилиями должны решаться следующие задачи:
1. Разработка Концепции безопасности критически важных объектов (КВО) и системы ее корректировки и адаптирования к изменяющимся условиям. Документ должен предусматривать:
2. Проведение комплексной оценки уровня защищенности КВО и разработка мероприятий по повышению их технической укрепленности и устойчивости к криминальным и террористическим угрозам.
Для этого необходимо разработать:
3. Разработка и утверждение на федеральном уровне требования к выбору ТСО, с помощью которых может быть обеспечен необходимый уровень безопасности объектов (в частности, ТСО должны проходить процедуру обязательной сертификации соответствия); поставка (приобретение) ТСО должна производиться в соответствии с нормами российского законодательства на основе открытых конкурсов, организуемых МВД России.
Отсутствие государственного регулирования в области применения технических средств охраны не позволяет организовать эффективную антитеррористическую и противокриминальную защиту объектов из-за того, что значительный сектор российского рынка охранной техники представлен малонадежной и морально устаревшей либо дорогостоящей аппаратурой (в основном импортного производства). Значительное расширение номенклатуры применяемых технических средств неизбежно поднимает проблему обеспечения их бесперебойного функционирования и, как следствие, необходимости необоснованного дополнительного финансирования мероприятий по защите объектов.
4. Взаимодействие с Центробанком, Сбербанком, Минкультуры России и др. по вопросам создания и обеспечения соответствующей ведомственной нормативной базы по защите подведомственных объектов.
Разработка вышеуказанных документов позволит создать правовую основу для более качественного выполнения надзорных функций, закрепленных за соответствующими федеральными органами исполнительной власти, включая МВД России.
Eдиная техническая политика (ЕТП) направлена на повышение роли и эффективности применения ТСО, систематизацию всего их "жизненного" цикла: от проведения поисковых НИР до внедрения, эксплуатации и списания.
Необходимо сформировать основные направления развития единой государственной технической политики МВД и ДГЗИ. Основные принципы ее формирования и реализации уже выработаны. Вопросы, которые предстоит решить в ближайшей перспективе:
1. Обеспечение дальнейшего проведения единой государственной технической политики, направленной на защиту объектов и граждан путем создания современных технических средств и систем, защиту потребителей от недоброкачественной техники; поддержку отечественного производителя, отбор и обновление номенклатуры приборов на принципах разумной достаточности, конкурентоспособности, оптимизации экономических и функциональных показателей.
2. Организация на постоянной основе анализа технико-экономической стороны рынка охранных услуг с целью выработки стратегических направлений совершенствования ЕТП, четкого определения задач на ближайшую и среднесрочную перспективу, в том числе в области создания новых перспективных ТСО или проведения конкурсного или экспертного отбора таких средств из числа представленных на рынке.
3. Активизация работы по созданию и внедрению новых ТСО на основе последних достижений науки с применением современных технологий. С этой целью следует:
Реализация вышеуказанных мероприятий позволит значительно усилить роль государства в регулировании вопросов, связанных с обеспечением безопасности своих граждан, являющейся приоритетной задачей любого государства.
ный сектор российского рынка охранной техники представлен малонадежной и морально устаревшей либо дорогостоящей аппаратурой (в основном импортного производства). Значительное расширение номенклатуры применяемых технических средств неизбежно поднимает проблему обеспечения их бесперебойного функционирования и, как следствие, необходимости необоснованного дополнительного финансирования мероприятий по защите объектов.
4. Взаимодействие с Центробанком, Сбербанком, Минкультуры России и др. по вопросам создания и обеспечения соответствующей ведомственной нормативной базы по защите подведомственных объектов.
Разработка вышеуказанных документов позволит создать правовую основу для более качественного выполнения надзорных функций, закрепленных за соответствующими федеральными органами исполнительной власти, включая МВД России.
Eдиная техническая политика (ЕТП) направлена на повышение роли и эффективности применения ТСО, систематизацию всего их "жизненного" цикла: от проведения поисковых НИР до внедрения, эксплуатации и списания.
Необходимо сформировать основные направления развития единой государственной технической политики МВД и ДГЗИ. Основные принципы ее формирования и реализации уже выработаны. Вопросы, которые предстоит решить в ближайшей перспективе:
1. Обеспечение дальнейшего проведения единой государственной технической политики, направленной на защиту объектов и граждан путем создания современных технических средств и систем, защиту потребителей от недоброкачественной техники; поддержку отечественного производителя, отбор и обновление номенклатуры приборов на принципах разумной достаточности, конкурентоспособности, оптимизации экономических и функциональных показателей.
2. Организация на постоянной основе анализа технико-экономической стороны рынка охранных услуг с целью выработки стратегических направлений совершенствования ЕТП, четкого определения задач на ближайшую и среднесрочную перспективу, в том числе в области создания новых перспективных ТСО или проведения конкурсного или экспертного отбора таких средств из числа представленных на рынке.
3. Активизация работы по созданию и внедрению новых ТСО на основе последних достижений науки с применением современных технологий. С этой целью следует:
Реализация вышеуказанных мероприятий позволит значительно усилить роль государства в регулировании вопросов, связанных с обеспечением безопасности своих граждан, являющейся приоритетной задачей любого государства.
Опубликовано: Каталог "ОПС. Охранная и охранно-пожарная сигнализация. Периметральные системы"-2010
Посещений: 14719
В рубрику "Практика и перспективы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций