Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Федеральная противопожарная служба. Деятельность. Оснащенность. Результаты

В рубрику "Проекты и решения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Федеральная противопожарная службаДеятельность. Оснащенность. Результаты

МЧС России совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и администрациями субъектов РФ проведена большая работа по улучшению обстановки с пожарами в России. Рассказывает директор департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны Максим Викторович Владимиров
М.В. Владимиров
Директор департамента пожарно-спасательных сил,
специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны
МЧС России, полковник внутренней службы

– Что сделано за последние годы в России в области организации тушения пожаров?
– Основным системным вопросом в части организации тушения пожаров явилось создание единой системы гарнизонов пожарной охраны – совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций (независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности), выполняющих функции по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

В настоящее время в соответствии с приказом МЧС России от 05.05.2008 № 240 "Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ" на территории страны созданы 83 территориальных и 1857 местных гарнизонов пожарной охраны. В их состав включены все подразделения, осуществляющие тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, а именно:

  • подразделения федеральной противопожарной службы (около 150 тыс. чел.);
  • подразделения противопожарной службы субъектов РФ (порядка 57 тыс. чел.);
  • подразделения муниципальной пожарнойохраны (13 тыс. чел.);
  • подразделения ведомственной пожарной охраны (36 тыс.чел.);
  • подразделения частной пожарной охраны (7248 чел.);
  • подразделения добровольной пожарной охраны (130 тыс. чел.);
  • аварийно-спасательные формирования (около 10 тыс. чел.).

Во всех субъектах РФ определены границы гарнизонов, назначены начальники территориальных и местных гарнизонов пожарной охраны, сформированы нештатные службы. Выстроена строгая вертикаль управления. Руководителями территориальных органов МЧС России разработаны: 1) планы привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ и 2) расписания выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Несмотря на незначительный срок существования единой системы управления подразделениями, уже сейчас можно сделать вывод об эффективности создания гарнизонов пожарной охраны. Среднее время прибытия подразделений пожарной охраны сократилось на 5,8% (с 10,34 до 9,77 мин.), среднее время тушения пожара – на 10% (с 25,84 до 23,5 мин.).

– Какие дополнительные функции выполняют подразделения федеральной противопожарной службы?
– Подразделения пожарной охраны на протяжении всей своей истории принимали участие в ликвидации практически всех чрезвычайных ситуаций. В последнее время подразделения ГПС все чаще выезжают на ликвидацию последствий ДТП. Так, в 2011 г. пожарно-спасательными подразделениями МЧС России осуществлено 155 633 (+21%) выезда на ДТП, 123 171 (+248,5%) пострадавшему была оказана помощь. По итогам года пожарно-спасательные подразделения реагируют на 2 из 3 ДТП.


Считаю данный показатель серьезным достижением нашей системы и постараюсь сделать все зависящее от возглавляемого мной департамента, чтобы реагирование на ДТП имело тенденцию к улучшению.

– Какие средства, оборудование и специальная техника повышают эффективность реагирования подразделений пожарной охраны в современных условиях?
– Повышению эффективности реагирования на пожары способствует внедрение современных, наукоемких, многофункциональных (гибридных) и высокомобильных образцов пожарной техники с применением передовых технологий и зарубежного опыта.

Яркими примерами такой техники являются пожарные автомобили первой помощи, пожарные автоцистерны с лестницей или коленчатым автоподъемником, пожарные автомобили с реверсивным движением, применяемые для тушения пожаров и ликвидации ЧС в тоннелях, а также роботизированные комплексы для тушения пожаров при ЧС, где задействование людей невозможно.

МЧС России ведет опытно-конструкторскую работу по созданию высокоманевренного пожарно-спасательного автомобиля для работы в условиях плотной застройки и сложного дорожного движения.

– Прокомментируйте итоги пожароопасного периода 2011 г.
– При подготовке к пожароопасному периоду 2011 г. МЧС России был учтен опыт "горячего" лета 2010 г.

Для планирования основных мероприятий, координации действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, вызванных угрозой природных пожаров, подготовлен Федеральный план по предупреждению и тушению природных пожаров, в соответствии с которым сформирована группировка сил и средств федеральных органов исполнительной власти и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе 929 тыс. человек и 192 тыс. единиц различной техники.

В рамках РСЧС проведено 409 учений и 1012 тренировок, в ходе которых отработано взаимодействие всех участников борьбы с природными пожарами, налажена работа с общественными организациями и волонтерами, привлекаемыми к патрулированию, несению дежурства и оказанию помощи при ликвидации природных пожаров. Для прикрытия населенных пунктов от угроз, связанных с природными пожарами, было создано около 8 тыс. общественных объединений пожарной охраны с численностью более 82 тыс. человек, а также объектовые подразделения добровольной пожарной охраны в 4127 организациях.

В соответствии с программой переоснащения подразделений МЧС России современными образцами техники на 2011–2012 гг. осуществлена закупка пожарного оборудования на сумму 8155 млн руб., в том числе двух самолетов Бе-200ЧС.


Проведены проверки подготовки к пожароопасному периоду и осуществлена паспортизация всех населенных пунктов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, имеющих общую границу с лесными участками. Выполнены в полном объеме работы по "опашке" указанных объектов и созданию минерализованных полос вокруг объектов экономики.

За время, прошедшее с ликвидации последствий природных пожаров 2010 г., проделана большая работа по разработке и принятию необходимых законодательных и иных нормативно-правовых актов в области защиты населения и территорий от природных пожаров.

Принятые меры обеспечили подготовку органов управления сил и средств РСЧС к пожароопасному периоду 2011 г.

В 2011 г. на территории России возникла сложная лесопожарная обстановка. Наблюдалось две волны угроз от лесных пожаров. В весенне-летний период это было связано с лесными пожарами в Архангельской области, а также в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. Вторая волна была вызвана аномально теплой осенью в СевероЗападном и Сибирском федеральных округах. Режим чрезвычайной ситуации вводился на территории 16 субъектов Российской Федерации с целью мобилизации сил и средств территориальных подсистем РСЧС на организацию мероприятий по оперативному тушению очагов лесных пожаров и ликвидации угроз для населенных пунктов от природных пожаров. Особый противопожарный режим действовал на территории 600 муниципальных районов в 26 субъектах Российской Федерации.

В пожароопасный период к тушению пожаров ежедневно привлекалось от 3,5 тыс. до 10 тыс. человек и от 752 до 2 тыс. единиц техники (в том числе от МЧС России до 6 тыс. человек и 1,5 тыс. единиц техники). Авиацией МЧС России было выполнено 1335 полетов. На очаги пожаров было сброшено более 43 тыс. т огнетушащей жидкости. Налет составил 1717 часов.

Вместе с тем по итогам пожароопасного периода 2011 г. отмечается, что мероприятия по ликвидации очагов природных пожаров, представлявших непосредственную угрозу населенным пунктам и объектам экономики, выполнены в полном объеме. Защищено от угрозы природных пожаров 5726 населенных пунктов. Ни один населенный пункт не пострадал от природных пожаров. Гибели граждан на пожарах не допущено.

Таким образом, комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами, а также выполненные мероприятия по организации взаимодействия сил и средств РСЧС для борьбы с природными пожарами, обеспечили защиту населенных пунктов, объектов экономики и населения от угрозы природных пожаров

– Что станет приоритетным направлением деятельности в области предупреждения возгораний и эффективного противодействия пожарам для департамента в 2012 г.?
– В 2012 г. в целях обеспечения пожарной безопасности сельских населенных пунктов и объектов экономики работа департамента будет направлена на реализацию Федерального закона от 6.05.2011 № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране".


Отечественный, а также и зарубежный опыт показывают, что наиболее рациональным методом организации противопожарной защиты сельских населенных пунктов с небольшой численностью населения является организация добровольной пожарной охраны. Актуальность воссоздания добровольной пожарной охраны в России, урегулирование ее деятельности на федеральном и субъектовом уровнях были обусловлены несколькими факторами:

  1. наличие 32 тыс. населенных пунктов с численностью населения более 35 млн человек, время прибытия первого подразделения пожарной охраны в которые превышает максимально допустимые значения, установленные Федеральным законом от 22.07.2002 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
  2. необходимость создания более 1600 подразделений пожарной охраны для их прикрытия и значительные затраты из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на содержание пожарной охраны;
  3. самосознание российских граждан сегодня готово к таким изменениям в подходах к обеспечению пожарной безопасности. В 2011 г. это наглядно было видно, когда тысячи граждан самоорганизовывались по месту жительства или работы для участия в тушении лесных пожаров.

Добровольцы внесли весомый вклад в борьбу с пожарами. Вместе с тем люди зачастую действовали хаотично, не имея навыков борьбы с огнем и каких-либо гарантий со стороны государства.

В настоящее время численность личного состава добровольной пожарной охраны в России составляет более 10 тыс. человек.

Всего на вооружении добровольных пожарных команд сейчас имеется 13 144 единицы техники, в том числе 5043 единицы пожарной техники, 4857 единиц приспособленной техники и 3244 пожарные мотопомпы.

Благодаря консолидированным усилиям МЧС России, администраций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию добровольной пожарной охраны ДПО начинает играть заметную роль в защите населения от пожаров.

С начала года подразделениями добровольной пожарной охраны самостоятельно потушено 1194 пожара и принято участие в тушении 7869 пожаров в качестве дополнительных сил, на пожарах спасены 386 человек.

Указанная работа будет продолжаться в 2012 г.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2012
Посещений: 10645

В рубрику "Проекты и решения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций