Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Безопасная Олимпиада-80

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Безопасная Олимпиада-80

34 года назад, 19 июля 1980 г. в Москве открылись XXII Летние Олимпийские игры, впервые в истории олимпийского движения проходившие на территории социалистического государства. Олимпийские игры 2014 в Сочи стали второй домашней Олимпиадой в истории России и практически эталоном в области безопасности столь масштабных спортивных событий. Владимир Лепешкин, который в 1980 г. был заместителем начальника специального отдела ГУВО МВД СССР, рассказывает, как проходила подготовка к безопасной Олимпиаде-80
Владимир Лепешкин
Полковник милиции в отставке,
в 1980 г. заместитель начальника
специального отдела ГУВО МВД СССР

На Олимпийских играх в Монреале (Канада), предшествующих Олимпиаде-80, делегация Советского Союза была ознакомлена с системой безопасности спортсменов и гостей – так называемой Олимпийской семьи, – которой придавалось особое значение после захвата Олимпийской деревни арабскими террористами в Мюнхене в 1972 г.

Запуск проекта

В Оргкомитете "Олимпиада-80" была создана Комиссия по безопасности и общественному порядку, которая разработала и начала реализовывать основные мероприятия по безопасности предстоящих Олимпийских игр в Москве.

Как вспоминает полковник милиции в отставке Иосиф Голубев, в конце 1970-х гг. занимавший должность заместителя начальника отдела технических средств охраны УВО МВД СССР, о том, что вневедомственной охране придется заниматься Олимпиадой, он впервые узнал в феврале 1979 г. Его пригласил к себе начальник управления генерал-лейтенант милиции Андрей Волков и дал задание принять участие в совещании в оперативно-техническом управлении МВД СССР, которому были поручены выбор и закупка аппаратуры, предназначавшейся для защиты олимпийских объектов. На совещании он узнал, что для организации службы досмотра на олимпийских объектах уже выбраны и готовятся к закупке три вида аппаратуры: американская рентгеновская установка "Микродоза-130Е", американский стационарный металлоискатель "Фрискем-512Ф" и английский газовый анализатор для обнаружения взрывчатых веществ ПД-3.

Буквально на следующий день Иосиф Голубев узнал, что руководство МВД приняло решение возложить задачу обеспечения пропускного режима, специального контроля и досмотра на контрольно-пропускных пунктах основных олимпийских объектов на вневедомственную охрану.

Почему была выбрана вневедомственная охрана?

  1. Вневедомственная охрана создала и отладила сугубо хозрасчетный механизм наращивания милицейского компонента в своей структуре.
  2. Финансовое положение охраны, основанное на самоокупаемости охранной деятельности, было стабильным и могло безболезненно выдержать краткосрочные и среднесрочные перегрузки.
  3. Только в охране была создана и динамично развивалась инженерно-техническая служба, которая могла выделить в своей среде необходимых специалистов, подготовить и переподготовить их, а в дальнейшем найти им достойное применение.
  4. И наконец, именно во вневедомственной охране был авторитетный руководитель, умеющий находить и реализовывать, как сейчас модно говорить, амбициозные проекты, – генерал-лейтенант милиции Андрей Волков.

Постановка задачи

Уже в марте Комиссией по безопасности и общественному порядку Оргкомитета "Олимпиада-80" было принято решение о создании специальной службы для осуществления пропускного режима и специального контроля на следующих объектах: в Москве – в Олимпийской деревне, ее филиале в Битцевском лесопарке, Олимпийском телерадиокомплексе, главном пресс-центре, гостиницах "Россия", "Космос", "Спорт" (в дальнейшем этот список пополнился гостиницей "Москва", двумя блоками гостиницы "Россия", Техническим телевизионным центром и залами для конгрессов в Московском государственном университете); в Московской области – в Международном молодежном лагере; в Таллине – в Олимпийской деревне и гостинице "Виру"; в Минске – в спорткомплексе "Стайки" и гостинице "Минск"; в Киеве – в гостиницах "Русь" и "Днепр", в Ленинграде – в гостиницах "Астория" и "Спортивная".


Была поставлена задача – "обеспечение безопасности членов олимпийской команды, гостей и некоторых других категорий лиц путем предупреждения и пресечения попыток проноса/провоза на территорию олимпийских объектов оружия, взрывчатых веществ и других предметов, которые могли быть использованы для совершения террористических и других экстремистских акций или для дезорганизации работы Олимпиады-80".

На каждом олимпийском объекте требовалось создать два типа контрольно-пропускных пунктов (КПП):

  • для лиц, имеющих официальный олимпийский статус;
  • для журналистов и посетителей спортивных делегаций.

Всего в Москве, Московской области, Ленинграде, Минске, Таллине и Киеве на 19 олимпийских объектах (из них 10 олимпийских объектов в Москве) требовалось создать 73 КПП.

Создание команды

Времени на раскачку не было. Первым делом генерал-лейтенант милиции Андрей Волков подобрал ключевую фигуру, способную, по его мнению, создать новую службу, – Иосифа Голубева, который работал заместителем начальника отдела технических средств охраны управления, и назначил его своим заместителем. Иосифу Алексеевичу были даны соответствующие полномочия и штаты специального отдела численностью 20 человек с должностями: начальник отдела, два заместителя и два начальника отделений. Иосиф Голубев набрал себе команду единомышленников из числа сотрудников управления, главным среди которых стал Михаил Булатов – начальник отдела, его заместители – Сергей Полукариков и Владимир Лепешкин; начальники отделений – Юрий Николаев и Петр Коротких. 19 марта 1979 г. был издан соответствующий приказ МВД СССР, и работа началась. Новая команда одновременно с комплектованием отдела сразу приступила к работе по следующим основным направлениям:

  • отработка организационной структуры службы, определение источников ее комплектования и организация этой работы;
  • разработка технологии досмотра на контрольно-пропускных пунктах олимпийских объектов;
  • выход на министерства и ведомства СССР, решавшие аналогичные вопросы;
  • подготовка необходимых нормативных документов, методических, учебных и других материалов, регламентирующих работу службы;
  • получение досмотровой аппаратуры, организация ее технического обслуживания и ремонта;
  • обучение личного состава службы досмотра;
  • надзор за проектированием и строительством контрольно-пропускных пунктов, созданием на них необходимых условий для работы службы досмотра.

В первую очередь для руководства специальными службами были подобраны на должности заместителей начальников управлений вневедомственной охраны высококлассные технические специалисты: в Ленинграде – Виталий Николаевич Строчков, в Эстонии – Яан Йоханессович Минн, в Белоруссии – Михаил Иосифович Живолковский, в Киеве – Степан Степанович Белоусенко, в Московской области – Станислав Григорьевич Белов. Только в Москве службу возглавил командир моторизованного полка милиции вневедомственной охраны Александр Семенович Еселевич. На них возлагалась дальнейшая задача по укомплектованию соответствующих аппаратов.


На основе изучения официального отчета МОК о работе сил безопасности на предыдущих Олимпийских играх была разработана схема организации службы досмотра на КПП и определен строгий порядок осуществления пропускного режима и специального контроля на КПП олимпийских объектов.

В соответствии с этим порядком осуществления контрольно-пропускного режима были сформированы и направлены на места примерная инструкция по реализации пропускного режима, специального контроля и досмотра на объектах XXII Олимпиады и функциональные обязанности личного состава службы досмотра.

Закупка оборудования

К маю 1979 г. Минвнешторгом были заключены контракты на поставку 47 рентгеновских установок "Микродоза-130Е", 47 металлоискателей "Фрискем-512Ф", 43 газоанализатора "ПД-3" на общую сумму 1 млн 150 тыс. руб. Учитывая трудности поставки аппаратуры из США, контракты были заключены через посреднические фирмы, а именно: фирма "Виделком СА" (Швейцария) обеспечила поставку установок "Микродоза-130Е", фирма "Калифорния интернейшнл трейд" (США) – установок "Фрискем-512Ф". Однако, несмотря на это, сроки поставок неоднократно срывались по вине фирм-изготовителей. УВО МВД СССР совместно с Минвнешторгом проделали значительную работу по обеспечению поставок, в результате чего к началу 1980 г. вся аппаратура была получена и распределена по олимпийским городам.

Необходимо сказать теплое слово в адрес специалистов ОТУ, которые выбирали рентгеновские установки и металлоискатели – это было хорошее приобретение.

Рентгеновская установка для проверки багажа
Рентгеновская установка для проверки багажа типа "Микродоза", модель I30E фирмы "АСиЕ" (США) позволяла контролировать содержимое предметов багажа высотой до 79 см, шириной до 47 см, неограниченной длины с максимальной пропускной способностью до 1500 предметов в час. Установка была способна "просветить" алюминиевую пластину толщиной до 5 см и обнаружить медную проволоку диаметром 0,4 мм.


Использование узкого сканирующего рентгеновского луча и высокочувствительных детекторов обеспечивало снижение мощности излучения во всех зонах, доступных персоналу и проверяемым лицам, до уровня, соизмеримого с гамма-фоном Земли. Проверяемый багаж получал минимальную дозу облучения, позволяющую проверять кинофотоаппаратуру без засвечивания находящейся в ней фотопленки. Цифровая обработка с электронной памятью позволяла задерживать изображение сканируемых предметов на экране ТВ-монитора на время, необходимое для тщательного их осмотра. Благодаря автоматизации процессов разогрева и переключения режимов работы, для управления рентгеновской установкой не требовался высококвалифицированный обслуживающий персонал.

Металлоискатель проходного типа
Металлоискатель проходного типа "'Фрискем", модель 512Ф фирмы "Инфенетикс" (США) был специально разработан для выявления оружия. Его чувствительность к стали была в несколько раз выше, чем к цветным металлам. На драгоценные металлы прибор практически не реагировал. Металлоискатель имел фиксированную установку чувствительности, отличался стабильностью работы и высокой пропускной способностью. Наших специалистов-разработчиков из СКБ внутренних войск МВД СССР очень удивило, что металлоискатель с вроде бы устаревшим принципом обнаружения, основанным на постоянном электромагнитном поле, на минимальной чувствительности уверенно обнаруживал стволы даже небольших пистолетов.

Газоанализатор взрывчатых веществ
Для обнаружения взрывчатых веществ предназначался портативный газоанализатор – детектор ВВ типа ПД-3 фирмы "ИАЛ" (Великобритания). Проблема неконтактного выявления ВВ не решена до сих пор, поэтому все существующие обнаружители ВВ обладают теми или иными недостатками. При выборе газоанализатора ПД-3, вероятно, руководствовались простотой эксплуатации, а также необходимостью как-то обозначить процедуру поиска ВВ.

С целью определения технических возможностей газоанализатора ПД-3 были проведены широкие испытания прибора на различных типах ВВ. Крайне скромные результаты испытаний были использованы при разработке инструкции по применению газоанализаторов ПД-3. Кроме того, специалисты ГУBО МВД СССР приняли участие в испытаниях химических средств для экспресс-анализа ВВ и отечественного газоанализатора "Эдельвейс", разработанного накануне.

Интересной была реакция генерал-лейтенанта Волкова, когда ему доложили о неудовлетворительных результатах испытаний газоанализаторов. Он задумался и сказал, что в войну для поиска мин использовались собаки и следует изучить возможность привлечения собак при досмотре. Мы разыскали специалистов, которые подтвердили безусловное превосходство собачьих носов перед электроникой, была решена проблема обеспечения процесса обучения коллекцией взрывчатых веществ, в подразделениях охраны нашли деньги и на закупку собак. И в Нальчикской школе служебного собаководства процесс пошел.

Обучение эксплуатации оборудования

В целях обеспечения независимости от иностранных фирм при эксплуатации оборудования на олимпийских объектах в Москве были организованы учебные сборы технического персонала службы досмотра.

В июле – августе 1979 г. специалистами производителя "АСиЕ" проводилось обучение работе на рентгеновских установках "Микродоза-130Е". Программа обучения состояла из теоретической части и курса практических занятий по устранению возможных неисправностей. Нашим инспекторам-инженерам, успешно сдавшим зачеты, были выданы фирменные сертификаты на право монтажа и гарантийного обслуживания установок "Микродоза-130Е", включая ремонт отдельных функциональных частей. По отзывам специалистов фирмы, с таким глубоким изучением аппаратуры они столкнулись впервые.

Поскольку компания "Инфенетикс", изготовитель металлоискателей "Фрискем-512Ф", отказалась выделить своих специалистов для обучения технического персонала службы досмотра, а также не предоставила для этой же цели необходимой технической документации, обучение было проведено по сокращенной программе представителем фирмы "КИТ" – поставщика металлоискателей. Слушатели, прошедшие обучение, получили сертификаты на право гарантийного обслуживания металлоискателей "Фрискем-512Ф". Объем полученных знаний позволял производить гарантийный ремонт установок только путем замены функциональных узлов без права ремонта самих узлов.


По окончании обучения ГУВО МВД СССР организовало проведение эксплуатационных испытаний металлоискателей "Фрискем-512Ф" с целью уточнения пределов технических возможностей и диапазона рабочей чувствительности. По результатам проведенных испытаний, а также исходя из зарубежного опыта применения подобной аппаратуры был принят единый эталон для настройки прибора – эквивалент пистолета P-61, венгерского производства, массой около 500 г, с корпусом из алюминиевого сплава и дополнена инструкция по настройке и эксплуатации металлоискателей "Фрискем-512Ф".

Для проведения личного досмотра планировалось использовать ручные металлоискатели. ГУВО МВД СССР совместно с СКВ ВНИИБД МВД СССР и ГосНИИЭРАТ ГА провело сравнительные испытания серийных образцов металлоискателей отечественного и иностранного производства. В результате испытаний был принят для службы досмотра отечественный металлоискатель ВM-20H "Гамма" и разработана инструкция по его применению.

Описанная выше аппаратура была использована на КПП для лиц, имеющих официальный олимпийский статус. Каждый пост досмотра оснащался рентгеновской установкой "Микродоза-130Е", стационарным металлоискателем "Фрискем-512Ф", газоанализатором ПД-3, двумя ручными металлоискателями "Гамма", столами для досмотра багажа и ручной клади, а также кабиной личного досмотра.

И вроде бы все шло хорошо, но вдруг выяснилось, что при принятии решения о пропускном режиме и специальном контроле был упущен вопрос обслуживающего персонала из числа советских граждан. Срочно УВО МВД СССР совместно с СКБ ВВ МВД СССР в сжатые сроки организовало и провело испытания отечественного стационарного металлоискателя "Флокс". В результате испытаний заводу-изготовителю были даны рекомендации по доработке металлоискателей с целью улучшения внешнего вида и эксплуатационных характеристик. После доработки металлоискатель "Флокс" был принят для оснащения КПП для досмотра обслуживающего персонала из числа советских граждан.

Комплектование службы досмотра

В соответствии с разработанной технологией проведения досмотра на олимпийских объектах была определена необходимая численность личного состава службы досмотра и источники комплектования. В Москве для этих целей высвобождался моторизованный полк милиции ГУВД Мосгорисполкома, содержащийся за счет средств и численности вневедомственной охраны, с одновременной заменой его на маршрутах патрулирования вновь создаваемыми в районах взводами милиции вневедомственной охраны. В других городах формировались специальные подразделения милиции вневедомственной охраны:

  • в Таллине – дивизион милиции (72 человека);
  • в Киеве – дивизион милиции (64 человека);
  • в Минске – два моторизованных взвода милиции (53 человека);
  • в Ленинграде – моторизованный взвод милиции (36 человек);
  • в Московской области – моторизованный взвод милиции (27 человек).

В дальнейшем в связи с дополнительными задачами по организации пропускного режима и досмотра советского обслуживающего персонала и автотранспорта службе досмотра были приданы дополнительные силы:

  • в Москве – Рязанская высшая школа МВД СССР (980 человек) и Московская высшая школа милиции МВД СССР (300 человек);
  • в Химках Московской области – Воронежская специальная средняя школа милиции МВД СССР (130 человек);
  • в Ленинграде – Ленинградская специальная средняя школа милиции МВД СССР (80 человек);
  • в Минске – Минская специальная средняя школа милиции МВД СССР (120 человек);
  • в Таллине – Вильнюсская специальная средняя шкода переподготовки начальствующего состава МВД СССР (260 человек);
  • в Киеве – Киевская высшая школа МВД СССР (130 человек).

Всего в службе досмотра было задействовано около 4500 человек, в том числе 1200 работников вневедомственной охраны, 2300 слушателей и курсантов учебных заведений МВД СССР с учетом вспомогательного персонала, 360 сотрудников органов внутренних дел из числа женщин, 108 переводчиков, а также сотрудники органов госбезопасности, кинологи, электромонтеры и технические специалисты внутренних войск.

Для работы в службе досмотра отбирались наиболее подготовленные, культурные, грамотные, вежливые и преданные служебному долгу милиционеры, проработавшие в органах внутренних дел не менее 2–3 лет. МВД Белорусской, Украинской, Эстонской ССР, Главные управления внутренних дел Мосгорисполкома, Мособлисполкома и Леноблгорисполкомов в сжатые сроки осуществили комплектование этих подразделений, организовали медицинское обследование, внеочередную служебную переаттестацию и специальную проверку всего личного состава службы досмотра с целью допуска к работе с участниками Олимпийских игр и иностранными гостями.

Подготовка подразделений досмотра

Для обучения личного состава службы досмотра на местах были созданы учебные базы, оснащенные необходимыми средствами досмотровой техники и учебно-методическими пособиями.

Специальный отдел УВО МВД СССР (С. Полукариков, Ю. Николаев) в сжатые сроки разработал "Программу специальной подготовки личного состава строевых подразделений милиции службы досмотра вневедомственной охраны при органах внутренних дел" в объеме 588 учебных часов и "Программу специальной подготовки личного состава органов внутренних дел, слушателей, курсантов, начальствующего и рядового состава учебных заведений МВД СССР и работников милиции, привлекаемых к несению службы по осуществлению специального контроля и досмотра на КПП олимпийских объектов с применением поисковой техники по обнаружению оружия, взрывчатых веществ и средств взрывания" в объеме 210 учебных часов.


Для проведения занятий по специальной подготовке привлекались специалисты инженерных войск Министерства обороны, органов госбезопасности, таможенной службы, гражданской авиации, Управления аккредитации Оргкомитета "Олимпиада-80", ОТУ МВД СССР, ГУВВ МВД СССР, СКБ ОКТ ВНИБД МВД СССР. На занятиях, помимо лекционных материалов, широко использовались наглядные пособия, учебные кинофильмы, образцы оружия и взрывных устройств, образцы поддельных документов. Работники ГУВО МВД СССР даже выезжали на полигон инженерных войск в Нахабино, где им продемонстрировали наглядно образцы ВВ и средств взрывания, произвели показательные подрывы и предоставили каждому снарядить взрывателем и взорвать взрывное устройство. Автор этой статьи получил удовольствие снарядить и взорвать кумулятивный заряд для подрыва железнодорожных рельсов.

Особое внимание уделялось политико-воспитательной работе и обучению личного состава практическим навыкам работы с поисковой аппаратурой.

Организация службы досмотра, обучение личного состава находились под постоянным контролем спецотдела ГУВО МВД СССР. С целью оказания практической помощи сотрудники спецотдела неоднократно выезжали в учебные базы олимпийских городов, а также в высшие и средние специальные школы милиции МВД СССР, начальствующий состав, слушатели и курсанты которых привлекались к несению службы на олимпийских объектах. Кроме того, в ГУВО МВД СССР регулярно заслушивались отчеты начальников служб контрольно-пропускного режима олимпийских объектов и проводились инструктивные совещания с их участием.

Стажировка в аэропортах

Учитывая, что качество проведения специального контроля и досмотра во многом зависело от практического опыта операторов, которые невозможно приобрести в учебном классе, совместно с Министерством гражданской авиации был решен вопрос о стажировке работников службы досмотра вневедомственной охраны в аэропортах Москвы, Ленинграда, Киева, Таллина, Минска с использованием поисковой техники, предназначенной для олимпийских объектов. В этих целях было подготовлено и направлено на места совместное указание МВД и МГА СССР.

При проведении этой работы приятно удивило доброжелательное отношение к нашим проблемам руководителей службы безопасности МГА СССР. Заместитель министра Н. Ратников, начальник Управления безопасности Н. Толстыко, начальник технического отдела этого управления А. Сутугин и сотрудники ГосНИИЭРАТ Г.Н. Никулинский, В.С. Маштаков, во всем шли навстречу нашим просьбам. Они делились своим опытом организации досмотра, помогали в проведении испытаний аппаратуры, но, самое главное, нам были предоставлены аэропорты для практической работы в боевом режиме, что было бесценным подарком, во многом обеспечившим успешную работу на Олимпиаде.

Эта стажировка была начата уже в октябре 1979 г. и завершена к 20 мая 1980 г. Только в московском аэропорту Внуково и Центральном аэровокзале при досмотре авиапассажиров и их ручной клади за 7 месяцев было обнаружено и изъято около 300 единиц огнестрельного и более 2,5 тыс. единиц холодного оружия, 2,5 кг взрывчатых веществ, 1200 единиц патронов, более 1,5 тыс. л легко воспламеняющихся и ядовитых веществ, 8 икон, 20 коробок с золотыми перстнями и т.п.

Благодаря стажировке начальный этап Олимпиады прошел на редкость спокойно и даже буднично. Было несколько незначительных инцедентов, которые мы решали в рабочем порядке. Так, у спортсменов-стрелков делегации КНДР был изъят оптический прицел, который они не сдали на хранение вместе с оружием. После обращения руководителя делегации прицел был возвращен. В какой-то момент к нам, в кабинет оперативного руководства службой досмотра, буквально ворвался руководитель спортивной делегации Сирии и с порога заявил, что они будут вынуждены покинуть Олимпиаду. Выяснилось, что наши милиционеры при досмотре багажа спортсменов рентгеновскими установками обнаружили в мешочках с орехами женские часы и колготки и задали естественный вопрос: зачем часы и колготки лежат в орехах. Поскольку на нас не были возложены задачи выявления контрабанды, такие вопросы не должны были задаваться. Поэтому мы извинились перед руководителем делегации Сирии, а с милиционерами провели разъяснительную работу.
В самый критический момент – прибытие 5 тыс. спортсменов в Олимпийскую деревню после церемонии открытия Олимпиады 19 июля – служба сумела досмотреть и пропустить их на территорию деревни за 30 минут

Строительство и оснащение КПП

Для организации специального режима на 19 основных олимпийских объектах в Москве, Московской области, Ленинграде, Киеве, Минске и Таллине необходимо было в сжатые сроки спроектировать и построить более 70 контрольно-пропускных пунктов.

Поскольку вопросы строительства КПП и размещения на них поисковой техники решались впервые и проектные организации не имели специалистов для таких задач, спецотдел УВО МВД СССР (В. Лепешкин, П. Коротких) разработал и направил на места образец технического задания. Для уточнения технических заданий УВО МВД СССР и его аппараты на местах провели тщательное обследование всех олимпийских объектов, на которых предполагалось введение специального режима. В обследовании объектов принимали участие как инспектора службы, так и инженерно-технический состав, а также специалисты внутренних войск МВД СССР. По результатам обследований разрабатывались и направлялись в проектные организации конкретные технические задания на строительство КПП. В технических заданиях были представлены схемы размещения досмотровой аппаратуры на КПП, определены требования к силовым и слаботочным цепям и т.д.

Учитывая крайне ограниченные сроки строительства и временный характер контрольно-пропускных пунктов, техническими заданиями предполагалось, что большинство КПП олимпийских объектов должны размещаться во временных павильонах или в существующих зданиях с минимальными переделками помещений. В гостинице "Россия", например, для досмотра обслуживающего персонала предусматривалось строительство временного павильона, а для досмотра лиц, имеющих официальный олимпийский статус, в холлах гостиницы выгораживались декоративными щитами помещения для установки поисковой аппаратуры и размещения службы досмотра.


Для ускорения строительства КПП УBО МВД СССР и его подразделения на местах организовали техническое сопровождение проектно-строительных работ. За каждым объектом были закреплены инженерно-технические работники, которые оперативно решали совместно с проектами и строительными организациями все возникающие вопросы. Например, своевременное вмешательство в проектирование КПП Олимпийской деревни в Москве уже на стадии строительства позволило предусмотреть необходимые служебные помещения и остекление зала досмотра, правильно сконфигурировать линию досмотровой техники (что обеспечило максимальную пропускную способность КПП в часы пик), а также создать необходимые бытовые удобства для дежурного персонала.

Вместе с тем в связи с задержками в финансировании, неудовлетворительной работой строительных организаций на ряде объектов Москвы, Киева, Ленинграда сроки строительства КПП находились под угрозой срыва. Об указанных недостатках неоднократно информировались Оргкомитет "Олимпиада-80", партийные и советские органы, где принимались соответствующие меры.

С марта 1980 г. ход строительства взяли под контроль созданные на каждом олимпийском объекте штабы СБиООП. В конечном итоге создание КПП на всех основных олимпийских объектах со специальным режимом было закончено в установленные сроки – 10–20 июня 1980 г. В соответствии с утвержденным графиком с 25 мая 1980 г. начался вывоз досмотровой техники на олимпийские объекты Москвы. На всех объектах монтаж и настройка техники были завершены до введения специального режима.

Работа над ошибками

На заключительном этапе подготовки службы досмотра к предстоящей XXII Олимпиаде руководителей службы досмотра ряда олимпийских объектов Москвы заслушал заместитель министра внутренних дел СССР Б. Шумилин. В ходе заслушивания были вскрыты некоторые недостатки в организации службы, которые до введения на объектах специального режима были оперативно устранены.

С 15 июня 1980 г. на всех олимпийских объектах приступили к работе объединенные оперативные штабы безопасности и охраны общественного порядка. На олимпийских объектах со специальным контрольно-пропускным режимом в их состав вошла служба досмотра, имевшая свою структуру, утвержденную приказом МВД СССР.

Для решения вопросов, связанных с выявлением, опознанием и обезвреживанием взрывчатых веществ и взрывных механизмов, службе досмотра придавались кинологи со специально обученными служебно-розыскными собаками, саперные подразделения инженерных войск и лаборатории экспресс-анализа оперативно-технических служб МВД СССР, оснащенные отечественными газоанализаторами "Эдельвейс" и специальными химическими индикаторами. В олимпийских деревнях Москвы и Таллина на КПП для лиц, имеющих официальный олимпийский статус, были организованы таможенные пункты для выполнения таможенных формальностей в случае обнаружения у иностранцев предметов, запрещенных к ввозу в СССР.

Для обеспечения контрольно-пропускных пунктов образцами олимпийских пропусков и удостоверений пришлось провести титаническую работу с управлением аккредитации Оргкомитета "Олимпиада-80". Еще на этапе обучения личного состава службы досмотра выяснилось, что руководители этого управления даже не озаботились подготовкой образцов документов. Система специальных символов, разрешающих доступ в режимные зоны олимпийских объектов, не учитывала особенностей объектов. Только после вынесения этого вопроса на Комиссию по безопасности и общественному порядку Оргкомитета "Олимпиада-80" были подготовлены и переданы нам образцы олимпийских удостоверений и пропусков. А систему специальных символов мы, а потом и руководители оперативных штабов олимпийских объектов, доводили "до ума" вплоть до начала Игр. При этом специалисты КГБ СССР, занимавшиеся удостоверениями и пропусками, разработали для них мощную систему защиты от подделок, состоящую из многих степеней защиты. И как было у них принято, тщательно ее засекретили. На наши просьбы передать хотя бы часть защиты для обучения контролеров службы досмотра мы получали категорический отказ. В результате эта система так и не сработала.

Техническое обслуживание техники

В целях качественного технического обслуживания и ремонта досмотровой техники в Москве были оборудованы две подвижные ремонтные группы на базе микроавтобусов РАФ-2203, оснащенные необходимыми запасными частями, материалами и измерительной аппаратурой.

Для выполнения более сложных работ, связанных с ремонтом отдельных узлов и элементов досмотровой аппаратуры, на базе моторизованного полка милиции УВО при ГУВД Мосгорисполкома была оборудована стационарная мастерская. Одновременно мастерская являлась центральным складом запасных частей, которыми снабжались подвижные ремонтные группы в Москве, а также технические группы службы досмотра в остальных олимпийских городах. В мастерской было организовано круглосуточное дежурство двух специалистов, производящих ремонт неисправных элементов досмотровой аппаратуры.

В остальных городах обслуживание досмотровой аппаратуры осуществлялось сотрудниками специальных отделов, закрепленными за каждым объектом.

Текущий ремонт и эксплуатационное обслуживание стационарных металлоискателей "Флокс" на КПП для советского обслуживающего персонала проводилось специалистами внутренних войск МВД СССР.

За время эксплуатации с 15 июня по 5 августа 1980 г. вся досмотровая техника работала нормально. Возникавшие неисправности устранялись быстро и квалифицированно. Среднее время, затраченное на поиск и устранение неисправности, составляло 20 мин.

Практические результаты

За период осуществления специального контрольно-пропускного режима на КПП олимпийских объектов с 16 июня по 4 августа 1980 г. сотрудниками службы досмотра было обследовано 1 млн 103 тыс. мест багажа и ручной клади лиц, имеющих официальный олимпийский статус, 28 тыс. единиц автотранспорта. Обнаружено и изъято 250 единиц холодного и 4 единицы огнестрельного оружия, а также 42 детали к нему, 4658 патронов.

Кроме того – 885 неправильно оформленных олимпийских пропусков у обслуживающего и иного персонала из числа советских граждан. За весь период осуществления специального режима не было допущено случаев проноса/провоза на территорию олимпийских объектов огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств и других предметов, которые могли быть использованы для совершения террористических и других экстремистских акций или для дезорганизации Олимпиады-80, а также не было допущено незаконного проникновения на территорию олимпийских объектов лиц, имеющих подобные намерения. Кроме того, удалось избежать случаев нарушения социалистической законности и чрезвычайных происшествий среди личного состава службы досмотра.

Руководством МВД СССР, КГБ СССР была дана высокая оценка работы службы досмотра на XXII Олимпийских играх. Приказом министра внутренних дел СССР было поощрено около 400 работников службы досмотра. Наиболее отличившиеся были представлены к правительственным наградам.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2014
Посещений: 9555

  Автор

Владимир Лепешкин

Владимир Лепешкин

Полковник милиции в отставке,
в 1980 г. заместитель начальника
специального отдела ГУВО МВД СССР

Всего статей:  2

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций