В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В рамках статьи рассмотрим потери, которые сотрудники приносят бизнесу умышленно, комплекс мероприятий по обеспечению безопасности посетителей и персонала, а также методы снижения потерь в крупных торговых сетях с большими собственными складами (зонами) хранения и развитой логистической сетью.
Необходимо разделять основные объекты обеспечения безопасности (посетители и персонал) и товарно-материальные ценности (недвижимое имущество и оборудование торговых точек или складов хранения и реализуемые товары). По опыту работы в ритейле могу сказать, что основной процент хищений дают не посетители торговых точек, а именно персонал – 50–70% от всего объема. Хищения начинаются еще на стадии покупки площадей или аренды земли, строительства или реконструкции торговых объектов, затем идет процесс заключения договоров на монтаж оборудования и ввод объекта в эксплуатацию, обслуживание и поставку товаров. Все эти этапы невозможно отследить с использованием технических средств защиты, это должна делать собственная служба безопасности совместно с заинтересованными структурными подразделениями (внутренний аудит). Потери на данных этапах могут составлять от 10 до 30% от выделенных средств, становясь прямыми потерями для бизнеса в целом.
При закупке товара отпускные цены одного и того же оптового поставщика при сравнительно одинаковых объемах поставки в разные торговые сети могут отличаться на 5–120%. Разве это не потери? Сравнительный анализ объемов закупок и объемов списания конкретных определенных товарных позиций тоже может свидетельствовать о неблагополучии дел в подразделениях, отвечающих за закупки.
Качество приемки и хранения товаров – еще одна из множества причин сверхнормативных потерь. Например, в свое время в одной из крупных торговых сетей путем анализа был выявлен факт систематической поставки мясомолочной продукции завышенной влажности. Потери по всей торговой сети составляли до 15% за неделю только по этой позиции, а их сотни и тысячи.
Все приведенные выше примеры говорят о необходимости плотной работы службы безопасности с подразделениями внутреннего аудита. Причем на данном этапе нет необходимости применять технические средства, но потери уже можно снизить примерно на 10–15%.
Основную роль в снижении потерь в ритейле играет качественная система видеонаблюдения, разделенная на подзоны:
Зона хранения и торговый зал могут быть интересны не только сотрудникам службы безопасности, но и лицам, отвечающим за выкладку и реализацию товаров.
На камерах у касс обязательно должно быть установлено программное обеспечение кассового контроля. При проведении тендеров в одной из торговых сетей в Москве (с тестовыми испытаниями оборудования и ПО на месте) из магазина за месяц уволились три смены кассиров в полном составе, тем самым подтвердив эффективность такой системы.
Внедрение противокражного оборудования целесообразно только для некоторых типов и групп товаров, начиная с определенного ценового сегмента. Это обязательно нужно учитывать при принятии решения о его установке.
В административно-служебной зоне необходимо использование качественной СКУД, которая позволяет вести учет рабочего времени и контролировать передвижение персонала в рабочее время, одновременно отсекая посторонних лиц. Желательно, чтобы такая система была синхронизирована с системой видеонаблюдения. Отдельными зонами нужно закрывать серверную и финансовый блок.
На охранно-пожарной сигнализации в торговых центрах останавливаться не будем, так как они монтируются во всех торговых центрах и задачи у них схожие – обеспечение безопасности посетителей, персонала и сохранность торгово-материальных ценностей.
Все технические средства необходимо правильно эксплуатировать, а это требует организации целой программы обучения для сотрудников службы безопасности и подразделений охраны. Лучше всего иметь собственный учебный центр для структур безопасности. Привлечение для охраны магазинов и торговых центров сторонних ЧОО не всегда эффективно в связи с невозможностью организации качественного обучения и частой ротацией кадров. Гораздо эффективнее использовать собственные созданные для этих целей ЧОО и работать с ними на договорной основе, привлекая их сотрудников для проведения внутренних инвентаризаций и материально заинтересовать их в конечном результате. Успешные примеры уже имеются.
Один из ключевых принципов борьбы с потерями – мотивация самого персонала. Но она должна быть именно адресная, а ответственность – персонализированная, а не коллективная. Сам принцип коллективной материальной ответственности позволяет недобросовестным сотрудникам осуществлять хищения практически безнаказанно, так как удержание процента от их заработной платы с лихвой покрывается сворованным товаром или иным путем. Самое опасное в данной ситуации – образование организованных групп внутри компании, осуществляющих хищения. Это направление раскрывается только путем индивидуальной вдумчивой работы службы безопасности с персоналом и качественного анализа еще на стадии изучения кандидатов при найме.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #6, 2018
Посещений: 3053
Автор
| |||
В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций