Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Личный осмотр: вопросы и решения

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Личный осмотр: вопросы и решения

Статья посвящена отдельным проблемам, возникающим при работе сотрудников полиции, иных служб и организаций в зонах проведения личного осмотра граждан и находящихся при них вещей при проходе на массовые мероприятия спортивного и культурного характера, а также перспективным направлениям их решения
Станислав
Горелов
Врио начальника кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России, к.п.н.
Александр
Жайлов
Преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России

За последние пять лет в России стал особенно заметен рост количества крупных международных спортивных мероприятий, включая Олимпийские зимние игры – 2014 в Сочи, Кубок конфедераций – 2017, предстоящий чемпионат мира по футболу – 2018. Кроме того, ежегодно проводятся различные культурные мероприятия, в том числе концерты, выставки, празднование Нового года, "Алых парусов" и др. Эти события привлекают огромное число зрителей, многие из них приходят со своими семьями, родственниками, друзьями, знакомыми. Численность граждан на мероприятиях может быть от нескольких десятков до сотен тысяч и более, что зависит от многих факторов.

Сотрудники органов внутренних дел и Росгвардии накопили большой опыт успешного несения службы в данных условиях. Вместе с тем при проходе граждан на массовые мероприятия возникает ряд вопросов. Рассмотрим самые актуальные из них.

Проблема № 1. Отсутствие единого и четкого алгоритма

В России отсутствует нормативный документ, в котором указаны условия и порядок проведения личного осмотра граждан и находящихся при них вещей при проходе на массовые мероприятия1. В связи с этим у контролеров-распорядителей2 и представителей правоохранительных органов в процессе личного осмотра часто возникают конфликтные ситуации с гражданами на официальных спортивных соревнованиях и при проведении массовых культурных мероприятий. Однозначно сказать, в чем заключается превышение полномочий указанными сотрудниками, а где неправ гражданин, сразу никто не может. В данных случаях возникают сложности с обжалованием действий лиц, осуществляющих личный осмотр. Необходима разработка и принятие в установленном порядке правового механизма его проведения.

Проблема № 2. Невозможность привлечения Росгвардии

В отечественном законодательстве не прописана норма, по которой сотрудники и военнослужащие Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации3 (ФСВНГ) могут проводить личный осмотр граждан и находящихся при них вещей во время массовых мероприятий.

Наряду с полицейскими представители Росгвардии также участвуют в охране общественного порядка, в том числе на массовых мероприятиях. При большом потоке посетителей и в иных ситуациях качественно проводить осмотровые мероприятия граждан весьма затруднительно. Этот факт характерен прежде всего для мегаполисов, при проведении футбольных матчей, в дни гуляния выпускников школ, празднования Нового года и др. Еще до образования ФСВНГ сотрудники ОМОНа и вневедомственной охраны, будучи представителями полиции, органов внутренних дел, успешно помогали своим коллегам из других подразделений территориальных органов МВД России в проведении осмотровых мероприятий на объектах спорта и при проведении массовых культурных мероприятий. Сегодня таким правом они не обладают. Для этого необходимо внесение изменений в правовую основу деятельности данных представителей власти.

Проблема № 3. Слабое техническое оснащение

При проведении официальных спортивных соревнований на стадионах места проведения личного осмотра имеют технические средства, необходимые для своевременного обнаружения запрещенных к проносу предметов и веществ, включая взрывчатые вещества и взрывные устройства. Данные средства имеются на стадионах, где будут проводиться игры команд чемпионата мира – 2018. На других площадках, особенно при проведении массовых культурных мероприятий, положение дел весьма плачевно. В целом на культурных мероприятиях сотрудники полиции могут работать лишь со стационарными (рамками) и ручными металлодетекторами для обнаружения оружия и иных металлических предметов, запрещенных к проносу. Другие средства обнаружения изъятых из гражданского оборота вещей и предметов, в том числе наркотических средств, радиоактивных и ядовитых веществ и иных запрещенных к проносу предметов и веществ, практически не используются, поскольку их вообще нет или они отсутствуют в количестве, необходимом для работы правоохранительных органов и иных лиц, обеспечивающих безопасность граждан.

Такое положение дел весьма характерно для многих регионов. Оно возникает и потому, что порой трудно решить, кто конкретно и на каких условиях будет обеспечивать соответствующей техникой и средствами (в особенности антитеррористической направленности) данные мероприятия. Будут ли этим заниматься правоохранительные органы или это забота администрации объекта, организаторов данного действия или иных лиц и организаций – вот в чем заключается сложность ситуации. С учетом анализа законодательства по вопросам технического оснащения стадионов в России и практической их эксплуатации на примере "Санкт-Петербург Арена" выясняется, что и здесь присутствуют слабые стороны в техническом обеспечении зон осуществления личного осмотра граждан. При проведении практических занятий с сотрудниками органов внутренних дел, а также во время футбольных матчей разного уровня на этом объекте спорта выявлен целый ряд особенностей, серьезно влияющих на обеспечение безопасности как на данном стадионе, так и на спортивных объектах в других регионах Российской Федерации.

В ряде случаев, в основном при проведении культурных мероприятий, существуют трудности во временном хранении предметов и веществ, пронос которых запрещен, но наличие их у граждан не является основанием для привлечения физических лиц к уголовной или административной ответственности. Зритель может прийти на культурное мероприятие, а при себе у него может быть огнестрельное оружие ограниченного поражения "Оса" с необходимыми документами на право его ношения или средство самообороны "Шок". Куда гражданин должен девать перечисленные предметы – непонятно, поскольку если они будут обнаружены при личном осмотре, то на данное мероприятие его не пустят, так как закон "Об оружии"4 запрещает ношение любого оружия при проведении массовых публичных мероприятий. Камеры хранения вещей и предметов зачастую отсутствуют либо не рассчитаны на большой поток зрителей, либо они расположены в таких местах, что зрителю нужно потратить значительное время, чтобы дойти до них и вернуться в зону проведения осмотровых мероприятий. В местах проведения личного осмотра данное обстоятельство приводит к конфликтам как с сотрудниками полиции, так и с другими гражданами, которые хотят побыстрее попасть на проводимые мероприятия. Такая ситуация постоянно возникает при проведении футбольных матчей и иных мероприятий во многих субъектах нашей страны. На сегодняшний день это серьезная проблема, требующая комплексного подхода к ее решению, в том числе на самом высоком уровне.

Проблема № 4. Отсутствие законодательных норм поведения зрителей

В федеральном законодательстве нет нормативных документов, определяющих правила поведения зрителей при проходе на официальные культурные мероприятия и ответственность за их нарушение.

Сотрудники полиции, осуществляющие личный осмотр граждан и находящихся при них вещей, руководствуются действующими нормативными актами, которые определяют предметы и вещества, запрещенные к проносу на такие мероприятия. Однако имеются серьезные пробелы в законодательстве. Любой гражданин в ночь на 1 января может пронести пиротехническую продукцию, а также всевозможные спиртные напитки, канистру с бензином, емкость с растворителем, кухонный нож на Дворцовую площадь в Санкт-Петербурге, где в этот момент происходит празднование Нового года и проводятся осмотровые мероприятия полицейскими. Не пускать граждан с указанными предметами, если отсутствуют основания для их задержания, полиции не может. За пронос этих вещей никакой ответственности для граждан не предусмотрено. Хотя при проведении официальных спортивных соревнованиях данный запрет действует на основании постановления Правительства Российской Федерации5. Если стражи правопорядка не будут допускать людей с перечисленными предметами, то привлекать к ответственности следует их самих, а не граждан. Подобных фактов при несении службы возникает много. Схожие трудности возникают при праздновании дня "Алых парусов", когда в общественных местах скапливается огромное число граждан, в основном молодежи. Любые конфликты могут перерасти в групповые нарушения общественного порядка, в том числе с применением как бутылок, так и иных предметов, находящихся у граждан. Исключение в данном случае составляют лишь запреты в отношении предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота, а также установленные нормативными актами субъектов нашей страны, местным законодательством, правилами поведения на объекте, где проводятся перечисленные выше мероприятия, в том числе в спортивно-концертных залах, выставочных центрах и др. Перечень запрещенных к проносу предметов и веществ на данные объекты и места сравнительно небольшой. К сожалению, если культурно-массовое мероприятие проводится на улице, то запретить проносить спиртные напитки и другие предметы и вещества практически невозможно, поскольку официально на это нет запретов, кроме установленных некоторыми нормативными документами федерального и местного уровня. Аналогичные ситуации возникают по всей стране и оказывают серьезное влияние на работу сотрудников, обеспечивающих правопорядок в данных местах.

Наличие соответствующих правил поведения граждан на массовых культурных мероприятиях, несомненно, позволит снизить вероятность совершения правонарушений, что скажется на качестве обеспечения правопорядка в целом.

Проблема № 5. Недостаток полномочий контролеров-распорядителей

При личном осмотре граждан контролерами-распорядителями или сотрудниками частных охранных объединений во время проведения официальных спортивных соревнований сотрудники полиции осуществляют в основном контроль за их работой, и только в определенных случаях они проводят осмотровые мероприятия. Если совершается административное правонарушение или преступление, а рядом нет полицейского, то грамотно их пресечь и задержать правонарушителя контролер-распорядитель не может, поскольку такого права официально у него нет. Пока он обратится к сотруднику правоохранительного органа, пройдет определенное время, а ситуация может измениться в худшую сторону. Схожие обстоятельства могут возникнуть у частного охранника, который в силу закона6 хоть и наделен правом на применение физической силы и специальных средств, но в очень ограниченном формате. Кроме того, на культурных мероприятиях проводить личный осмотр не имеет право никто, кроме полицейских. Если такое полномочие имеют контролеры-распорядители на объектах спорта, то можно им наделить и иных лиц, скажем частных охранников, у которых одной из услуг как раз является обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий. Данное нововведение позволит более эффективно использовать имеющиеся силы, участвующие в охране общественного порядка. Программы подготовки частных охранников в данном случае значительно изменять не нужно, поскольку часть действий при осуществлении пропускного и внутриобъектового режимов частными охранниками входит в тактику проведения личного осмотра сотрудниками полиции.

Необходимо подчеркнуть, что проведение личного осмотра контролерами-распорядителями почти ничем не отличается от личного осмотра граждан полицией в местах их прохода на массовые мероприятия культурного характера. В этой связи напрашивается вопрос о возможности работы данных сотрудников не только при проведении официальных спортивных соревнований, но и на мероприятиях культурного характера и наделении их правом пресечения преступлений и административных правонарушений в местах проведения личного осмотра. При реализации такого подхода следует учитывать также правовую составляющую и материальное обеспечение. Возможно, это направление получит свое развитие в будущем.

Список продолжается…

Подводя итог рассмотрению затронутых проблем, связанных с обеспечением правопорядка в зонах допуска граждан на спортивные и культурные мероприятия, отметим, что в статье были рассмотрены лишь некоторые из них, но достаточно острые, по которым необходимо работать заинтересованным ведомствам. Их решение, с учетом перечисленных выше предложений, позволит повысить уровень безопасности граждан и уменьшить вероятность наступления негативных последствий в результате совершения противоправных действий.

___________________________________________
1 Федеральный закон № 3-ФЗ "О полиции" от 07.02.2011 г., ст. 13, ч. 1, п. 18. Правовой ресурс: http://www.consultant.ru. Данные от 15.05.2018 г.
2 Федеральный закон № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 г., ст. 20.2, п. 3. Правовой ресурс: http://www.consultant.ru. Данные от 15.05.2018 г.
3 Федеральный закон № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" от 03.07.2016 г. Правовой ресурс: http://www.consultant.ru. Данные от 15.05.2018 г.
4 Федеральный закон № 150-ФЗ "Об оружии" от 13.12.1996 г., ст. 6, п. 5. Правовой ресурс: http://www.consultant.ru. Данные от 15.05.2018 г.
5 Постановление Правительства РФ № 1156 "Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований" от 16.12.2013 г. Правовой ресурс: http://www.consultant.ru. Данные от 15.05.2018 г.
6 Федеральный закон № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11.03.1992 г. Правовой ресурс: http://www.consultant.ru. Данные от 15.05.2018 г.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2018
Посещений: 4268

  Автор

Станислав Горелов

Станислав Горелов

Старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России

Всего статей:  2

  Автор

Александр Жайлов

Александр Жайлов

Преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России

Всего статей:  2

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций