Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Международный аэропорт Сочи: передовая интегрированная система безопасности

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Международный аэропорт Сочи: передовая интегрированная система безопасности

Образованный в 1945 г., Международный аэропорт Сочи входит в группу аэропортов Управляющей компании "Базэл Аэро" и находится в десятке лидирующих аэропортов России по пассажиропотоку на внутренних авиалиниях. В 2013 г. аэропорт был признан лучшим региональным аэропортом России, а в 2014-м стал главными воздушными воротами Олимпийских игр. О накопленном опыте по обеспечению безопасности аэропорта в преддверии зимней Олимпиады 2014 рассказывает Виктор Викторович Шестернин, заместитель директора департамента защиты активов по авиационной и транспортной безопасности ООО "Базэл Аэро"
Виктор Шестернин
Заместитель директора департамента
защиты активов по авиационной и
транспортной безопасности ООО "Базэл Аэро"

Во время подготовки и проведения Олимпийских игр Международный аэропорт Сочи находился под пристальным вниманием общественности, поскольку главная воздушная гавань Сочи обслуживала рекордное количество пассажиров, авиарейсов, грузов и багажа. Все системы и процессы обслуживания самолетов и пассажиров во время подготовки к Олимпиаде были доведены до автоматизма. Одним из самых важных этапов подготовки стало внедрение новой системы безопасности.

Проект по созданию системы безопасности Международного аэропорта Сочи охватил все объекты и территории аэропорта. Проект был реализован в течение 2 лет (2011–2013 гг.) в несколько этапов – аудит защищенности аэропорта (оценка уязвимости, формирование модели угроз), разработка модели защиты и концепции системы, проектирование, внедрение интегрированной системы безопасности и диспетчерского центра

Реализованная система безопасности

Перед Международным аэропортом Сочи стояла задача: обновить систему безопасности так, чтобы она была эффективна не только в дни регулярной нагрузки, но и в дни пиковой загрузки аэропорта во время Олимпийских игр. Работа над созданием интегрированной системы безопасности началась в 2011 г. Два года спустя, в 2013 г., система была установлена. ООО "Базэл Аэро" реализовало в аэропорту Сочи подход, аналогичный тому, что используется в международном аэропорту Бен-Гурион в Израиле. В ходе реализации проекта аэропорт Сочи сотрудничал с ООО "ПСЦ "Электроника" (Ярославль) и до сих пор продолжает работу с московским учебным центром "АэроМАШ-АБ", а также другими ведущими поставщиками услуг по авиационной безопасности в России.


На уровне программного обеспечения интегрированная система безопасности управляется платформой, которая связывает и управляет всеми элементами системы, включая видеонаблюдение и видеоаналитику, периметральную безопасность, системы комплексного управления доступом (СКУД), охранно-пожарную сигнализацию, тревожные кнопки и дополнительные инженерные решения.

Главная особенность программного комплекса в том, что он сводит к минимуму человеческий фактор в принятии решений (но не в обнаружении признаков подготовки актов незаконного вмешательства), поскольку все возможные алгоритмы управления нештатными ситуациями уже заложены в систему.

Оценка уязвимости и модель защиты

Задолго до внедрения интегрированной системы безопасности компания "Базэл Аэро" провела оценку уязвимости своих аэропортов в Сочи, Анапе, Краснодаре и Геленджике, в ходе которой была сформулирована модель угроз, включающая в себя критические объекты аэропорта, которые должны усиленно охраняться, а также типологию нарушителей, их тактики и потенциальные сценарии действий, равно как и оценку возможного ущерба от реализации этих угроз. Основываясь на модели угроз, мы разработали модель защиты, представленную тремя элементами: обнаружение, отражение и ликвидация.

1. Обнаружение
Уже на подходе к объекту противник обнаруживается средствами периметральной сигнализации. Тревожный сигнал оперативно передается в диспетчерский центр безопасности аэропорта, где происходит его автоматизированная обработка.

2. Отражение
После того как нарушителя заметили, система проводит оценку достоверности сигнала (с помощью средств видеоанализа и показаний сигнализации) и выводит на экраны место тревоги и ближайшие критические элементы объекта. Далее система показывает на плане объекта местонахождение ближайших к месту происшествия мобильных групп охраны; оператору предлагается провести сеанс связи с мобильной группой и поставить задачи по перехвату и ликвидации угрозы в соответствии с действующей инструкцией. В обязательном порядке сигнал доставляется руководителю САБ на специальный тревожный монитор.


3. Ликвидация
Дальнейшие действия направлены на ликвидацию угрозы:

  • мониторинг и "ведение" противника с помощью технических средств;
  • координация действий сил физической охраны объекта;
  • выполнение мероприятий, усиливающих защищенность критических элементов, расположенных по ходу следования противника;
  • информирование ответственных лиц о состоянии инцидента.

Когда силы безопасности осуществляют наблюдение за нарушителем, программный комплекс управляет всей деятельностью преследования, связанной в том числе с усилением защиты критических элементов, расположенных вдоль пути злоумышленника. После успешной ликвидации угрозы система закрывает инцидент и сохраняет всю информацию (включая аудиозаписи телефонных переговоров) в архив для последующего анализа.

Четыре принципа системы безопасности

Система безопасности Международного аэропорта Сочи основывается на четырех принципах.

1. Зонирование и эшелонирование
Четкое зонирование объекта, определение единых правил пропускного и внутриобъектового режима, создание эшелонированной защиты критических элементов. Кольцо защиты. Этот метод помогает отделить критические элементы и обеспечить всестороннюю защиту для каждой зоны. Благодаря зонированию и автоматизированному управлению уровнями безопасности система может автоматически регулировать соответствующие сообщения об угрозах. Например, на уровне средней угрозы доступ к важнейшим элементам может быть разрешен только уполномоченным сотрудникам в соответствии с контрольным центром.

2. Равнопрочность границ
Надежность всей системы определяется надежностью наиболее слабого участка. Выделены реальные критические элементы, от которых зависит работоспособность всего аэропорта. Они включают в себя, среди прочего, не только объекты, принадлежащие компании "Базэл Аэро", но и другие в рамках защищенного периметра аэропорта.


3. Надежность и выживаемость системы
Система разработана таким образом, что нарушение конкретных элементов не влияет на долговечность всей комплексной системы безопасности. Этот принцип применим ко всем элементам системы.

4. Минимизация человеческого фактора
Эффективность системы безопасности не зависит от конкретного человека. Система сама управляет своими компонентами, таким образом исключая риск ошибок и халатности. Половина элементов комплексной системы безопасности представлена российскими брендами, в том числе системы видеонаблюдения, контроля доступа и охраны периметра.

Дальнейшее применение и улучшение системы

Перед началом Олимпийских игр количество оборудования и сотрудников службы авиационной безопасности Международного аэропорта Сочи было увеличено вдвое. К работе в аэропорту были привлечены курсанты Ульяновского училища всех четырех курсов факультета авиационной безопасности, опытные специалисты специализированной компании "Аэро-МАШ-АБ", других аэропортов, управляемых компанией "Базэл Аэро", а также других аэропортов страны.

Средства безопасности, реализованные в аэропорту Сочи, сформируют огромное наследие, которое в дальнейшем будет широко применяться во время проведения крупных политических и спортивных мероприятий в Сочи: обслуживание участников и гостей "Формулы 1", Международного инвестиционного форума, Всемирной олимпиады роботов WRO 2014, Чемпионата мира по футболу 2018 и других мероприятий.

Компания "Базэл Аэро" ожидает, что пассажиропоток аэропорта увеличится до 4 млн человек к 2019 г., в то время как грузооборот вырастет на 50%. Это также означает, что технологии безопасности будут обновляться и улучшаться. Среди долгосрочных планов аэропорта – последовательное совершенствование системы поведенческой аналитики (профайлинга), обучение этому персонала, создание специализированного подразделения по обучению и тренингам сотрудников.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2014
Посещений: 9317

  Автор

Виктор Шестернин

Виктор Шестернин

Заместитель директора департамента
защиты активов по авиационной и
транспортной безопасности ООО "Базэл Аэро"

Всего статей:  1

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций