Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

О техническом оснащении Костромской области. Задачи, вопросы, пути решения

О техническом оснащении Костромской области. Задачи, вопросы, пути решения

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

О техническом оснащении Костромской областиЗадачи, вопросы, пути решения

Современный уровень и состояние безопасности многих городов страны указывают на необходимость использования новых методов ее обеспечения на основе аппаратно-программных комплексов. Применение современных систем безопасности и средств мониторинга, механизмов анализа накопленных данных и оперативного реагирования – это меры, способные принести значительный результат в организации безопасной среды для жизнедеятельности граждан. На решение подобных задач и направлено создание и развитие комплексов "Безопасный город", в том числе и в Костромской области
Алексей Смирнов
Заместитель начальника полиции по охране общественного порядка
УМВД России по Костромской области, полковник полиции

Основной целью создания АПК "Безопасный город" в Костромской области являлось повышение:

  • оперативности взаимодействия правоохранительных органов с органами государственной власти и населением;
  • мер безопасности в местах массового скопления людей;
  • эффективности оперативно-служебной деятельности подразделений охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;
  • раскрываемости преступлений, совершенных в местах массового скопления людей.

Начальный этап

АПК "Безопасный город" вступил в эксплуатацию в Костромской области в 2008 г. На его создание из областного бюджета было выделено 8064,6 тыс. руб.

В 2009 г. в целях развития системы видеонаблюдения была построена новая волоконно-оптическая линия связи (4,3 км) и установлено каналообразующее оборудование. Общая сумма затрат составила 1275 тыс. руб., что позволило установить видеокамеры с обзором охвата территорий по ул. Ленина, ул. Князева, пр-ту Мира, ул. Маршала Новикова и охватить территорию мемориала памяти погибших в Великой Отечественной войне.

Распоряжением Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области от 28.12.2011 г. имущество АПК, находящееся в управлении УМВД России по Костромской области, было закреплено и передано на баланс областному государственному бюджетному учреждению (ОГБУ) "Центр обеспечения мероприятий гражданской обороны, защиты в чрезвычайных ситуациях и обработки вызовов 112".

Вопросы финансирования

Запланированный объем финансовых затрат на реализацию мероприятий по развитию АПК, в соответствии с программой "Профилактика правонарушений в Костромской области на 2011–2014 гг.", составил 40 млн руб. Финансирование мероприятий по данному направлению из средств областного бюджета в 2011 г. составило 351 тыс. руб., в 2012 г. не осуществлялось, в 2013 г. составило 20 тыс. руб. В связи с этим в течение 2012 и 2013 гг. оборудование АПК постепенно вышло из строя, большинство видеокамер морально и технически устарели.

В адрес Администрации Костромской области, а также Управления по защите населения от чрезвычайных ситуаций в Костромской области неоднократно направлялись письма и предложения по вопросам использования, внедрения, развития, обслуживания и ремонта вышедшего из строя оборудования АПК.

По инициативе руководства УМВД России по Костромской области были внесены предложения о привлечении дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников. Управлению по защите населения от чрезвычайных ситуаций в Костромской области указано на необходимость рассмотрения вопроса по ремонту и замене неисправного оборудования АПК, выделения денежных средств на закупку дополнительного оборудования и интеграции всех видеокамер и оборудования в единую сеть.

5 июня 2013 г. в адрес Костромской областной думы был направлен ряд предложений по дальнейшему внедрению и развитию комплекса, с расчетом финансовых затрат в количестве 21,84 млн руб. От департамента финансов Костромской области поступила информация, что главному распорядителю средств областного бюджета – Управлению по защите населения от чрезвычайных ситуаций на территории Костромской области – на 2013 г. предусмотрены ассигнования на текущее обслуживание имеющегося оборудования АПК в сумме 351 тыс. руб. А с 2014 г. прекратилось действие целевых региональных программ, в рамках которых могут производиться расходы на ремонт, замену неисправного и покупку дополнительного оборудования для АПК "Безопасный город".

По итогам проверки технического состояния оборудования АПК, проведенной 5 июля 2013 г. , было установлено, что система, используемая в видеосегменте АПК, морально и технически устарела.

Технические средства АПК

По решению заседания межведомственной рабочей группы по стратегическому планированию и развитию АПК "Безопасный город" УМВД России по Костромской области подготовлены и направлены в Управление по защите населения от чрезвычайных ситуаций на территории Костромской области предложения по расстановке 50 видеокамер АПК.

Сегмент АПК "Безопасный город" состоит из:

  • 38 видеокамер, информация с которых поступает на мониторы, расположенные в УМВД России по городу Костроме;
  • 219 видеокамер, расположенных на учреждениях, организациях и объединениях;
  • 69 единиц служебного автотранспорта, оснащенного навигационным оборудованием ГЛОНАСС;
  • 57 единиц служебного транспорта, оборудованного устройствами удаленного доступа к информационным банкам данных АПК "Барс";
  • 41 передвижного комплекса "Арена-Крис";
  • 2 стационарных комплексов;
  • 2 комплексов "Паркон".

Вся обрабатываемая видеокамерами информация с опорных точек поступает к специально развернутым пунктам видеомониторинга с автоматизированными рабочими местами, располагающимися в дежурных частях.

Оборудование видеофиксации

По распоряжению губернатора Костромской области от 1 ноября 2013 г. создана рабочая группа для разработки государственной программы "Обеспечение безопасности населения и территорий". На период разработки данной программы в целях сохранения многоуровневой системы профилактики правонарушений введен в действие Комплексный план мероприятий по профилактике правонарушений в Костромской области на 2014 г.

Согласно п. 117 плана, на 2014 г. было запланировано финансирование на приобретение и осуществление монтажа, ремонт и обслуживание средств видеорегистрации АПК. В 2014 г. было запланировано выделение 9,95 млн руб. С помощью технических устройств, входящих в АПК:

  • в 2011 г. раскрыто 8 преступлений, выявлено 7964 административных правонарушения;
  • в 2012 г. раскрыто 35 преступлений, выявлено 63 006 административных правонарушений;
  • в 2013 г. раскрыто 18 преступлений, выявлено 68 400 административных правонарушений;
  • в 2014 г. преступлений не раскрыто, выявлено 52 778 административных правонарушений.

Новые проектные решения

На современном этапе совершенствования и развития системы АПК "Безопасный город" встает одна из важнейших актуальных проблем – низкий объем денежных средств, выделяемых на развитие и поддержание в рабочем состоянии существующего оборудования.

В адрес Администрации Костромской области за 12 месяцев 2014 г. внесены 5 предложений в целях устойчивого развития, обслуживания и ремонта оборудования АПК. УМВД России по Костромской области приняло участие в разработке технического задания по развитию АПК "Безопасный город". Направлены предложения в Управление по защите населения и территорий Костромской области на разработку технического проекта.

19 августа 2014 г. Администрацией Костромской области совместно с Администрацией города Костромы организованы мероприятия по установке 9 видеокамер.

17 сентября 2014 г. на заседании межведомственной рабочей группы рассмотрен вопрос o прокладке кабеля и выведении видеосигнала в режиме реального времени в ДЧ УМВД России по городу Костроме, а также об удаленном доступе сотрудников дежурной части УМВД к сохраненным архивам видеозаписи.

В настоящее время организованы мероприятия по разработке технического проекта, проектной документации АПК "Безопасный регион" в рамках государственного контракта от 25 сентября 2014 г., заключенного с ОАО "Ростелеком". Разрабатываемый технический проект предполагает в том числе и создание подсистемы экстренной связи "гражданин–полиция".

Проектные решения, касающиеся 55 комплексов фотовидеофиксации, расположенных в местах массового пребывания граждан, соответствуют ранее направленным предложениям от УМВД России по Костромской области. По линии ГИБДД в рамках проекта согласована установка оборудования для фиксации проходящего транспорта, выявления нарушений правил проезда перекрестков на 7 наиболее аварийных перекрестках областного центра.

"Безопасный город" в перспективе

Внедрение современных информационных технологий в оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел является одной из самых эффективных мер по увеличению общей безопасности города.

На состояние безопасности населения современных городов существенное влияние оказывают следующие факторы:

  • отсутствие системного централизованного механизма обеспечения безопасности населения;
  • существующие угрозы распространения терроризма и экстремизма;
  • возрастающая мобильность населения;
  • отсутствие единого информационного пространства для экстренного обмена информацией между силами, участвующими в обеспечении безопасности;
  • недостаточный уровень использования интеллектуальных технологий в сфере обеспечения безопасности;
  • отсутствие единого межведомственного информационного центра, аккумулирующего данные и осуществляющего мониторинг всех систем, задействованных в обеспечении безопасности (информационные реестры, видеонаблюдение, мониторинг ЖКХ и др.).

Задачи, решаемые комплексом "Безопасный город":

  • обеспечение общественной и личной безопасности граждан;
  • профилактика явлений криминального характера и террористической деятельности;
  • получение объективной оценки оперативной обстановки при реагировании и проведении массовых мероприятий;
  • обеспечение безопасности дорожного движения;
  • обеспечение безопасности объектов транспорта и транспортной инфраструктуры;
  • обеспечение безопасности жилых объектов, природных и технологических объектов, связанных с повышенным риском;
  • обеспечение безопасности объектов городского хозяйства (включая объекты ЖКХ);
  • эффективное управление силами и средствами;
  • мониторинг экологической обстановки и чрезвычайных ситуаций;
  • мониторинг эффективности деятельности служб общественной безопасности.

Примеры успешной реализации

В трех городах страны – Челябинск, Ханты-Мансийск, Екатеринбург – реализованы на современном технологическом уровне масштабные комплексы "Безопасный город", которые уже приносят результаты, на их примере будет рассмотрена структура и функционал систем такого рода.

В типовой комплекс входят следующие системы:

  • городская система интеллектуального видеонаблюдения, охватывающая места массового скопления людей, оживленные перекрестки, участки междугородних трасс, школы и больницы города, а также включающая коммерческие системы видеонаблюдения (торгово-развлекательные комплексы, автозаправочные станции и др.);
  • геоинформационная система мониторинга подвижных объектов (электронная карта города);
  • подсистема экстренной связи "гражданин–полиция";
  • подсистема видеофиксации нарушений правил дорожного движения "Административная практика";
  • подсистема обнаружения автомобилей, находящихся в розыске;
  • объединенные базы данных с интеллектуальными механизмами поиска и анализа информации;
  • центры управления нарядами, объединяющие преимущества остальных систем.

Архитектурной особенностью комплексов, реализованных компанией "Астра СТ", является организация высокоскоростной мультисервисной сети, а также централизация обработки и хранения. Это означает, что информация от всех систем города передается через единые каналы связи и аккумулируется в архиве общего центра обработки данных.

Центры мониторинга и управления
Для доступа пользователей к системам комплекса разворачиваются специализированные центры мониторинга и управления, которые посредством мультисервисной сети обмениваются информацией с общим центром обработки.

Среди таких центров могут быть развернуты:

  • центр управления нарядами и патрулями при УВД города с электронной картой города, доступом к системе городского видеонаблюдения, системам охранно-пожарной сигнализации и системам экстренной связи "гражданин–полиция";
  • центр мониторинга обстановки на дорогах города и междугородних трассах при ГИБДД;
  • центр управления силами и средствами служб экстренного реагирования;
  • центры мониторинга чрезвычайных ситуаций и экологической обстановки при МЧС;
  • медицинский информационный центр при Министерстве здравоохранения для доступа к единой медицинской базе данных по жителям региона;
  • информационно-аналитический центр дорожно-транспортных происшествий при ГИБДД – "бюро страховых историй автоводителей" для доступа представителей страховых компаний.

Проработанная структура проекта позволяет развернуть в краткие сроки центр обработки данных и подключить самые разнообразные автоматизированные подсистемы обеспечения безопасности в единое информационное пространство.

К возможностям применяемых информационных систем относятся:

  • использование цифровых мегапиксельных камер видеонаблюдения с цифровым выходом для подключения в единую сеть;
  • обеспечение бесперебойной работы оборудования на постах видеонаблюдения и в центре обработки данных;
  • установка специализированных видеостен для отображения оперативной обстановки на автоматизированных рабочих местах в центре управления нарядами и центре управления силами и средствами;
  • применение автономных комплексов обработки видеоинформации на участках трасс (блок-контейнеров с оборудованием);
  • отображение текущей обстановки и подвижных объектов на электронной ситуационной карте города, при этом отображается состояние каждого объекта: скорость движения патрульного экипажа, его текущее задание и др.;
  • запись переговоров в центре управления нарядами с ведением единой базы данных обращений и ситуаций;
  • подключение к мультисервисной сети дополнительных служб: датчиков систем охранно-пожарной сигнализации, датчиков оценки экологического состояния атмосферного воздуха и др.;
  • использование объединенных баз данных с интеллектуальными механизмами поиска и анализа информации для ведения следственной работы, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, мониторинга эффективности деятельности.

"Безопасный город" Челябинск
На первом этапе создания комплексов специалисты "Астра СТ" получили от ГУВД Челябинской области техническое задание, в котором были указаны требования к элементам "Безопасного города" и описаны уже развернутые системы комплекса для возможности интеграции.

Собственные разработки "Астра СТ" были интегрированы с зарекомендовавшими себя системами, например ПО "Интеллект" от компании ITV | AxxonSoft с модулем "Административная практика", благодаря этому модулю уже сейчас идут отчисления в бюджет за счет выписки постановлений об административных правонарушениях на участках трассы и на дорогах города.

В Челябинске развернуты городская сеть видеонаблюдения, подсистема экстренной связи "гражданин–полиция", система мониторинга местонахождения экипажей патрульно-постовой службы, подсистема видеофиксации нарушений правил дорожного движения, подсистема обнаружения угнанных автомобилей. В городе создана мультисервисная сеть передачи данных, построен единый центр обработки данных и 2 центра видеомониторинга (по линии МОБ и по линии ГИБДД).

Сетью видеонаблюдения покрыты центральные площади и парки, оживленные перекрестки, вокзал, торговые и развлекательные комплексы, участки федеральной трассы М5.

В городе установлено 230 цифровых мегапиксельных видеокамер, которые распределены между 21 постом видеонаблюдения по линии МОБ, 7 постами по линии ГИБДД и 15 школами города. Установлен единый центр обработки данных с видеоархивом, способный сохранять весь объем видеоинформации системы городского видеонаблюдения в течение 7 дней, на 30 дней сохраняются видеоданные с частотой 1 кадр/с.

Для наблюдения за обстановкой и работы с видеоархивом созданы 3 Центра видеомониторинга (ЦВМ). Первый (по линии МОБ) оборудован 8 рабочими местами, из которых 4 используется в круглосуточном режиме. Второй (по линии ГИБДД) и третий (по линии обл. ГИБДД) имеют автоматизированные рабочие места, которые позволяют инспекторам обрабатывать накопленные постановления о наложении штрафов за нарушения, зафиксированные системой видеофиксации, а также дают возможность проводить анализ произошедших ДТП – на дорогах города или на участках трассы.

"Безопасный город" Екатеринбург
В Екатеринбурге развернут один из самых технологичных в стране комплексов городского видеонаблюдения. Для системы применяются цифровые камеры с разрешением 3 и 5 Мпкс, а также поворотные камеры с оптическим увеличением.

Сетью видеонаблюдения покрыты оживленные перекрестки, участки городских транспортных артерий, административный центр города, ведется контроль за общей обстановкой в городе за счет установки камер под крышами зданий. Для передачи данных построена единая специализированная высокоскоростная мультисервисная сеть с цифровыми линиями связи, что позволяет передавать информацию между всеми участниками информационного обмена без потери качества сигнала и увеличивать количество точек доступа. Пропускная способность сети на каждом участке составляет от 1 до 10 Гбайт/с.

Архив центра обработки данных подключен к мультисервисной сети каналом с пропускной способностью 10 Гбайт/с. Хранилище позволяет сохранять весь объем видеоинформации системы городского видеонаблюдения в течение 14 дней, на 30 дней сохраняются видеоданные с частотой 1 кадр/с.

Центр видеомониторинга расположен в УВД города. На его базе установлены специализированные рабочие места (видеостены). Управление камерами осуществляется из центра управления нарядами на основе электронной карты города, одним из слоев которой являются посты видеонаблюдения. В Челябинске и Екатеринбурге развернута информационная система "Административная практика", которая выполняет задачи видеофиксации нарушений ПДД. Данная система фиксирует нарушения и формирует постановления о наложении административных штрафов, прикладывая к ним фотоматериалы нарушения. Информация по выданным постановлениям заносится в ведомственную базу данных и ставится на контроль.

"Безопасный город" Ханты-Мансийск
АПК "Безопасный город" в Ханты-Мансийске основан на базе системы городского видеонаблюдения, которая охватывает 27 точек на центральных перекрестках города и в местах массового скопления людей.

Для видеонаблюдения используются поворотные камеры с оптическим увеличением для высокой детализации. Камеры объединены гибридной сетью передачи данных, которая включает в себя оптоволоконные линии связи и каналы беспроводного широкополосного доступа (на основе 6 базовых станций).

Система имеет единый центр видеомониторинга, который подключен к сети передачи данных по высокоскоростным каналам. Хранилище видеоинформации позволяет сохранять весь объем видеоданных в течение 2 дней, на 2 недели сохраняются записи с частотой 1 кадр/с.

Пути развития

Данный уровень развития проекта "Безопасный город" – только первый этап создания более масштабного комплекса, но уже сегодня можно оценивать актуальные направления развития комплекса. К ним относятся:

  • охват системой мониторинга и экстренной связи всех школ и лечебных учреждений городов;
  • включение систем видеонаблюдения крупных офисно-торговых и развлекательных центров в единую сеть городского видеонаблюдения;
  • повышение катастрофоустойчивости системы путем создания резервного центра обработки данных;
  • применение беспилотных летающих механизмов для оперативного наблюдения через центры управления нарядами;
  • развитие единого информационного ресурса "Электронная база событий" для решения задач оперативно-разыскной работы, мониторинга, анализа, предотвращения и профилактики преступлений.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2015
Посещений: 4967


  Автор
Алексей Смирнов

Алексей Смирнов

Заместитель начальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по Костромской области, полковник полиции

Всего статей:  1

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций