Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Об ИТ-технологиях, работе с подрядчиками, чиповании и роли шофера в транспортной безопасности

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Об ИТ-технологиях, работе с подрядчиками, чиповании и роли шофера в транспортной безопасности

Департамент безопасности транспорта компании X5 Retail Group был образован в 2013 г. в структуре Дирекции по транспорту (в то время Управление). Его основная цель – создание и поддержание на должном уровне системы безопасности компании, обеспечивающей безопасное функционирование автотранспортных предприятий и хеджирующее риски потерь как при доставке товара, так и в деятельности самой Дирекции по транспорту
Константин Коноваленко
Директор департамента безопасности транспорта
Дирекции по транспорту компании X5 Retail Group


Департамент безопасности транспорта состоит из подразделений безопасности региональной (городской) доставки, подразделения безопасности федеральных и межфилиальных перевозок и претензионного отдела.

Приоритетные бизнес-задачи


Основными задачами департамента являются:

  • обеспечение и поддержка работы транспортных подразделений компании по направлению "безопасность" (закупки, списания, хищения ГСМ, кадровая безопасность, операционная поддержка подразделений АТП, логистических площадок, взаимодействие с правоохранительными органами);
  • минимизация потерь при доставке ТМЦ как собственным, так и наемным транспортом (все бизнес-процессы, касающиеся нарушений правил перевозки и сохранности перевозимых грузов);
  • выявление рисков необоснованных затрат.

Кроме того, сотрудники активно участвуют в проектной деятельности и внедрении новых процессов и ИТ-систем в работу департамента.

Транспортный парк компании

Автопарк компании состоит из более 3000 грузовиков, распределенных по 18 АТП. Основу парка составляют автомобили городской доставки марки Isuzu, Iveco, Hino, MAN грузоподъемностью 5–20 т и 700 грузовиков КАМАЗ, Mercedes, которые обеспечивают межфилиальные перевозки. Все собственные транспортные средства оборудованы устройствами защиты от проникновения и системами контроля, установленными на производстве, а тестируются и активизируются по прибытии транспортного средства в АТП. Кроме того, мы регулярно опробуем на своих автомобилях вновь появляющиеся системы безопасности. Так, в настоящее время заканчиваем тестирование обновленной системы контроля открытия дверей КУНГа. В старом решении использовались простые датчики (гирконы), что не способствовало устойчивой работе системы в связи с их ненадежностью. Обновленная система работает на NFC-технологии, когда между двумя небольшими устройствами происходит обмен информацией на очень коротком расстоянии. К сожалению, все комплектующие производятся за рубежом, а хотелось бы получить рабочую модель на отечественных изделиях.

ИТ-решения для управления транспортными перевозками

В наше время без ИТ-систем нельзя решить ни одной полновесной задачи, поэтому и наша компания активно применяет предлагаемые решения. Главная цель как подразделения безопасности, так и бизнес-подразделений одна: свежие овощи и фрукты и другая продукция должны поступить в магазины Х5 вовремя и хорошего качества. Бизнес-подразделения отвечают за доставку, а мы – за сохранность. Синергия целей и подходов позволяет нам всем выполнять главную задачу и при этом минимизировать риски. Для управления и контроля этого многообразия перевозок мы используем как стандартные общеприменяемые решения типа TMS (Transportation Management System) и Yard Management, так и разработанные специально для нас.


Одним из них является система оперативного мониторинга (СОМ), которая создана под бизнес-требования нашей компании и позволяет в режиме онлайн контролировать основные параметры доставки по каждой машине (включая работающие с нами по контракту) по всем АТП и распределительным центрам, а также логистическим площадкам. Несмотря на то что это операционная система, предназначенная для контроля и управления транспортом, в нее вшиты функции контроля систем безопасности, установленных на транспортных средствах и необходимых для выявления нарушений.

С точки зрения безопасности мы обладаем ИТ-системой с широкими аналитическими возможностями и простым интерфейсом, что позволяет получать в онлайн-режиме данные о нарушениях и быстро принимать по ним решения. Предоставляемая системой информация ложится в основу служебных проверок и претензий к перевозчикам. Система очень простая и дает возможность в кратчайшее время научить работать в ней новых сотрудников.

Мы понимаем, что собственный автопарк – это мощный, хотя и не дешевый рычаг помощи в цепочках поставок для наших торговых сетей, однако и без наших партнеров и коллег – транспортных компаний – нам не обойтись.


В настоящее время мы активно работаем как с региональными, так и крупными федеральными компаниями. В принципе, мы готовы к сотрудничеству со всеми перевозчиками, даже с ИП, владеющими 1–2 машинами, которые работают, как и мы, по принципам "открытость – эффективность – ответственность".

Помимо проверенных решений по заключению договоров с крупными компаниями, у нас в Х5 активно внедряется сервис GoCargo, он наиболее привлекателен для средних и малых транспортных фирм, работает через мобильное приложение и схож по принципам работы с приложением Uber.

Взаимодействие с подрядными организациями

Так как компания работает не только с собственным транспортом, но и с привлекаемым, то мы включены и в решение спорных вопросов с контрагентами. В 2015 г. после прихода новой команды мы изучили ситуацию с доставкой продуктов привлеченным транспортом. Уровень сервиса был недостаточным, а с условием того, что доставляли продукты питания, так и вовсе плохим, особенно в части соблюдения температурного режима. Требования СанПиН соблюдались не всеми.

Для изменения ситуации в 2016 г. мы реализовали проект "Паспортизация", в рамках которого сотрудниками безопасности в регионах работы были обследованы более 2000 транспортных средств, по итогам работы допущено к перевозкам около 1600 автомобилей. Все это позволило повысить уровень соблюдения температурного режима до 93–95%. Стало меньше претензий по доставке товара, уменьшились потери. Вот так решение, казалось бы не относящееся к функции безопасности, но придуманное и внедренное нами, положительно сказалось на выполнении целевых задач департамента.

С 2017 г. мы помогаем коллегам и проверяем автотранспорт, работающий через мобильное приложение GoCargo. Обычно это не занимает более 15 минут, достаточно подать транспорт к ближайшему РЦ, где есть сотрудник безопасности, и он проверит автомобиль на готовность к работе.

Нововведения в транспортной логистике

В ближайшие несколько лет транспортная логистика будет развиваться в трех направлениях. Нас ждет рост собственного парка сетевых компаний и их активный переход на транспорт, использующий смешанные виды топлива (газ – дизель, электричество – дизель, бензин – газ и т.д.). Это реально снижает издержки транспорта, ведь основные затраты транспортные компании несут на топливе, около 40–45% в тарифах. Применение смешанной системы питания двигателя существенно снизит затраты предприятий. У нас сейчас 100 автомобилей, оборудованных для работы на газомоторном топливе. Их эксплуатация несущественно отличается от эксплуатации машин с дизельными двигателями. Будут развиваться проекты по перевозке продуктов железнодорожным транспортом, особенно в удаленные регионы. И неминуем рост доли наемного транспорта в регионах с привлечением ИТ-технологий.

Роботизированный склад – наше будущее

Перспективным сейчас выглядит внедрение системы чипования в цепочку поставки "поставщик – склад – транспорт – магазин". Для этого государству необходимо только разработать "правила игры" и договориться с производителями. Основные элементы системы уже повсеместно применяются в повседневной жизни: чипы в билетах, в обуви, в шубах; считыватели – на границе и таможенных постах. Роботизированные склады эксплуатируются уже много лет. Внедряется электронный документооборот.

Крепче за баранку держись, шофер! Как ни странно, главная проблема сейчас – люди. В настоящее время в государстве отсутствует как таковая система подготовки высококачественных профессионалов-водителей. Многие из них ушли в собственный бизнес, другие по возрасту уже на пенсии, и на рынке образовался большой дефицит водителей категории Е, да и с водителями категории С достаточно много проблем.
Сейчас приходит водитель с категорией В–С по документам, получает новую машину, в течение 2–3 месяцев ее разбивает/ломает и уходит…
Я всегда вспоминаю своих дедов. Оба прошли всю войну. Оба – шоферы (слово "водитель" воспринимали как ругательное). Я помню, как они меня водили в АТП, куда приходили молодые ребята и получали не новую машину, учились, сдавали на классность, после чего им давали ключи от более современных автомобилей, и т.д.
Сейчас многие скажут, что это устаревающая профессия. Ничего подобного. При размерах нашего государства профессия водителя будет востребована еще как минимум 20–30 лет

Представьте: выезжает от поставщика грузовик с товаром, на выезде с предприятия товар сканируется (проезд сквозь рамку) и автоматически списывается с остатков, по системе EDI (электронный документооборот) направляется на склад приемки. Там операция сканирования повторяется, товар ставится на приход, а так как каждая упаковка имеет метку, то роботизированный склад распределяет товар, формирует грузоместа согласно заявке, направляет товар на загрузку. По приезде в магазин – та же рамка, товар сразу ставится на остатки. При такой схеме существенно оптимизируются расходы склада, становится прозрачной как для регулятора, так и для владельцев работа поставщиков, складов, магазинов. Видны остатки, понятно планирование, а списания и потери локализируются и стремятся к нулю.

В заключении хочется сказать, что еще 7–10 лет – и всю нашу деятельность, в том числе безопасность, окутают ИТ-технологии, без которых мы уже сейчас не можем обходиться.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2018
Посещений: 3771

  Автор

Константин Коноваленко

Константин Коноваленко

Директор департамента безопасности транспорта Дирекции по транспорту компании X5 Retail Group

Всего статей:  1

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций