В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Департамент безопасности транспорта состоит из подразделений безопасности региональной (городской) доставки, подразделения безопасности федеральных и межфилиальных перевозок и претензионного отдела.
Основными задачами департамента являются:
Кроме того, сотрудники активно участвуют в проектной деятельности и внедрении новых процессов и ИТ-систем в работу департамента.
Автопарк компании состоит из более 3000 грузовиков, распределенных по 18 АТП. Основу парка составляют автомобили городской доставки марки Isuzu, Iveco, Hino, MAN грузоподъемностью 5–20 т и 700 грузовиков КАМАЗ, Mercedes, которые обеспечивают межфилиальные перевозки. Все собственные транспортные средства оборудованы устройствами защиты от проникновения и системами контроля, установленными на производстве, а тестируются и активизируются по прибытии транспортного средства в АТП. Кроме того, мы регулярно опробуем на своих автомобилях вновь появляющиеся системы безопасности. Так, в настоящее время заканчиваем тестирование обновленной системы контроля открытия дверей КУНГа. В старом решении использовались простые датчики (гирконы), что не способствовало устойчивой работе системы в связи с их ненадежностью. Обновленная система работает на NFC-технологии, когда между двумя небольшими устройствами происходит обмен информацией на очень коротком расстоянии. К сожалению, все комплектующие производятся за рубежом, а хотелось бы получить рабочую модель на отечественных изделиях.
В наше время без ИТ-систем нельзя решить ни одной полновесной задачи, поэтому и наша компания активно применяет предлагаемые решения. Главная цель как подразделения безопасности, так и бизнес-подразделений одна: свежие овощи и фрукты и другая продукция должны поступить в магазины Х5 вовремя и хорошего качества. Бизнес-подразделения отвечают за доставку, а мы – за сохранность. Синергия целей и подходов позволяет нам всем выполнять главную задачу и при этом минимизировать риски. Для управления и контроля этого многообразия перевозок мы используем как стандартные общеприменяемые решения типа TMS (Transportation Management System) и Yard Management, так и разработанные специально для нас.
Одним из них является система оперативного мониторинга (СОМ), которая создана под бизнес-требования нашей компании и позволяет в режиме онлайн контролировать основные параметры доставки по каждой машине (включая работающие с нами по контракту) по всем АТП и распределительным центрам, а также логистическим площадкам. Несмотря на то что это операционная система, предназначенная для контроля и управления транспортом, в нее вшиты функции контроля систем безопасности, установленных на транспортных средствах и необходимых для выявления нарушений.
С точки зрения безопасности мы обладаем ИТ-системой с широкими аналитическими возможностями и простым интерфейсом, что позволяет получать в онлайн-режиме данные о нарушениях и быстро принимать по ним решения. Предоставляемая системой информация ложится в основу служебных проверок и претензий к перевозчикам. Система очень простая и дает возможность в кратчайшее время научить работать в ней новых сотрудников.
Мы понимаем, что собственный автопарк – это мощный, хотя и не дешевый рычаг помощи в цепочках поставок для наших торговых сетей, однако и без наших партнеров и коллег – транспортных компаний – нам не обойтись.
В настоящее время мы активно работаем как с региональными, так и крупными федеральными компаниями. В принципе, мы готовы к сотрудничеству со всеми перевозчиками, даже с ИП, владеющими 1–2 машинами, которые работают, как и мы, по принципам "открытость – эффективность – ответственность".
Помимо проверенных решений по заключению договоров с крупными компаниями, у нас в Х5 активно внедряется сервис GoCargo, он наиболее привлекателен для средних и малых транспортных фирм, работает через мобильное приложение и схож по принципам работы с приложением Uber.
Так как компания работает не только с собственным транспортом, но и с привлекаемым, то мы включены и в решение спорных вопросов с контрагентами. В 2015 г. после прихода новой команды мы изучили ситуацию с доставкой продуктов привлеченным транспортом. Уровень сервиса был недостаточным, а с условием того, что доставляли продукты питания, так и вовсе плохим, особенно в части соблюдения температурного режима. Требования СанПиН соблюдались не всеми.
Для изменения ситуации в 2016 г. мы реализовали проект "Паспортизация", в рамках которого сотрудниками безопасности в регионах работы были обследованы более 2000 транспортных средств, по итогам работы допущено к перевозкам около 1600 автомобилей. Все это позволило повысить уровень соблюдения температурного режима до 93–95%. Стало меньше претензий по доставке товара, уменьшились потери. Вот так решение, казалось бы не относящееся к функции безопасности, но придуманное и внедренное нами, положительно сказалось на выполнении целевых задач департамента.
С 2017 г. мы помогаем коллегам и проверяем автотранспорт, работающий через мобильное приложение GoCargo. Обычно это не занимает более 15 минут, достаточно подать транспорт к ближайшему РЦ, где есть сотрудник безопасности, и он проверит автомобиль на готовность к работе.
В ближайшие несколько лет транспортная логистика будет развиваться в трех направлениях. Нас ждет рост собственного парка сетевых компаний и их активный переход на транспорт, использующий смешанные виды топлива (газ – дизель, электричество – дизель, бензин – газ и т.д.). Это реально снижает издержки транспорта, ведь основные затраты транспортные компании несут на топливе, около 40–45% в тарифах. Применение смешанной системы питания двигателя существенно снизит затраты предприятий. У нас сейчас 100 автомобилей, оборудованных для работы на газомоторном топливе. Их эксплуатация несущественно отличается от эксплуатации машин с дизельными двигателями. Будут развиваться проекты по перевозке продуктов железнодорожным транспортом, особенно в удаленные регионы. И неминуем рост доли наемного транспорта в регионах с привлечением ИТ-технологий.
Перспективным сейчас выглядит внедрение системы чипования в цепочку поставки "поставщик – склад – транспорт – магазин". Для этого государству необходимо только разработать "правила игры" и договориться с производителями. Основные элементы системы уже повсеместно применяются в повседневной жизни: чипы в билетах, в обуви, в шубах; считыватели – на границе и таможенных постах. Роботизированные склады эксплуатируются уже много лет. Внедряется электронный документооборот.
Представьте: выезжает от поставщика грузовик с товаром, на выезде с предприятия товар сканируется (проезд сквозь рамку) и автоматически списывается с остатков, по системе EDI (электронный документооборот) направляется на склад приемки. Там операция сканирования повторяется, товар ставится на приход, а так как каждая упаковка имеет метку, то роботизированный склад распределяет товар, формирует грузоместа согласно заявке, направляет товар на загрузку. По приезде в магазин – та же рамка, товар сразу ставится на остатки. При такой схеме существенно оптимизируются расходы склада, становится прозрачной как для регулятора, так и для владельцев работа поставщиков, складов, магазинов. Видны остатки, понятно планирование, а списания и потери локализируются и стремятся к нулю.
В заключении хочется сказать, что еще 7–10 лет – и всю нашу деятельность, в том числе безопасность, окутают ИТ-технологии, без которых мы уже сейчас не можем обходиться.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2018
Посещений: 3771
Автор
| |||
В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций