Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Олимпиада как импульс развития города

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Олимпиада как импульс развития города

Нынешний Сочи – это современная инфраструктура, дороги, транспортная система, безналичная оплата проезда, автоматизированные парковки. О развитии "умного города" на юге России в преддверии Олимпийских игр 2014 рассказывает Александр Сергеевич Иванов, начальник Управления проектов городского развития администрации города Сочи
Александр Иванов
Начальник Управления проектов городского
развития администрации города Сочи

– В чем состояла уникальность подготовки города Сочи к зимней Олимпиаде 2014 с точки зрения развития инвестиционных проектов и строительства?
– Подготовка к проведению Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи дало импульс развитию города, Краснодарского края и России в целом. Олимпиада 2014 – это мегапроект, открывший блестящие перспективы не только для города-курорта Сочи, но и для всех настоящих и будущих деловых партнеров и инвесторов.

На протяжении предолимпийского периода отрасль строительства являлась доминирующей в экономике города, что вполне понятно. На эту сферу приходилась почти половина всего оборота товаров, работ и услуг. Объем строительных работ в 2013 г. превысил уровень 2012 г. на 15% и составил 173 млрд рублей.

Основной объем инвестиций финансировался в рамках реализации мероприятий Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 991.

В ходе подготовки к Играм город Сочи получил современные автомобильные и железные дороги, новые транспортные узлы, модернизированную инженерную инфраструктуру, современные отели, благоустроенную береговую линию, увеличение энергетических мощностей, сотни километров газопроводов, новые очистные сооружения, а также телекоммуникации, цифровое телевидение и оптоволоконную связь. Основная цель глобальной предолимпийской стройки состояла в том, чтобы превратить Сочи в современный высокоэффективный санаторно-курортный, деловой, спортивный и туристический центр мирового уровня, а также создать условия для устойчивого развития территории и повышения качества жизни населения, благоприятной среды проживания и комплексного решения экологических проблем.

Подготовка к первой в истории России белой Олимпиаде оказала колоссальный эффект на регион проведения Игр. Сочи из летнего курорта, популярного среди россиян, превратился в круглогодичный курорт мирового уровня – за последние годы число иностранных туристов здесь возросло более чем в 2,5 раза.


В рекреационном комплексе Сочи реализован ряд масштабных инвестиционных проектов. Немалая часть этих проектов была осуществлена в рамках соглашений о намерениях, заключенных на Международном инвестиционном форуме "Сочи", который проводится в нашем городе ежегодно с 2002 г. и в работе которого принимают участие ведущие представители мирового бизнеса и науки, политики, общественные деятели, представители крупнейших мировых СМИ.

В 2013 г., в преддверии Олимпиады 2014, XII Международный инвестиционный форум "Сочи-2013" впервые прошел на территории ледового дворца "Большой", расположенного в Олимпийском парке, и привлек еще больше внимания со стороны потенциальных инвесторов и бизнес-партнеров. У участников форума появилась уникальная возможность увидеть Олимпийский парк на финише его подготовки к зимним Играм, а также побывать на спортивных объектах и стать зрителями спортивного шоу "Формула Сочи-2013", которое прошло на трассе предстоящих гонок "Формулы-1" в Олимпийском парке.

На сегодня Международный инвестиционный форум "Сочи" – это самая крупная в России экспозиция инвестиционных проектов, площадка для открытого диалога инвесторов и представителей власти, ведущих политиков и бизнесменов. Администрация города-курорта приглашает потенциальных инвесторов к совместной работе и готова обсудить перспективы сотрудничества на XIII Международном инвестиционном форуме "Сочи-2014", который пройдет на территории Олимпийского парка в период с 18 по 21 сентября 2014 г.

– Какое развитие получила транспортная система Сочи?
– Одна из главных составляющих жизнедеятельности города-курорта Сочи – развитие транспортной системы. С увеличением интенсивности дорожного движения возникла необходимость оптимизации существующей маршрутной сети с целью сокращения дублирующих маршрутов и снижения загрузки улично-дорожной сети.

Олимпийская транспортная сеть Сочи на период проведения Игр состояла из 109 городских и пригородных маршрутов регулярного сообщения. Ежедневно на линию выходило 786 автобусов. Для этих целей городом было приобретено 463 автобуса большой и средней вместимости, отвечающих требованиям доступности для перевозки маломобильных граждан, а также оснащенных системой "Говорящий город" и электронными информационными табло.

Новая схема движения заработала уже в ноябре 2013 г. , что положительным образом отразилось на разгрузке центра города от автотранспорта. Открытие регулярного пассажирского сообщения электропоездами повышенной комфортности "Ласточка" от Сочи до Красной Поляны и Олимпийского парка с 7 января 2014 г. обеспечило 50% перевозок от олимпийского графика движения электропоездов и тем самым позволило сократить перемещения пассажиров общественным транспортом более чем на 30%. Во время проведения Игр в центре Сочи вполном объеме осуществляли движение так называемые кольцевые маршруты движения общественного транспорта. Автобусы с периодичностью в 10–15 минут курсировали по основным улицам центральной части города, а также по магистральным маршрутам, соединив транспортно-пересадочные узлы, в том числе такие крупные и общественно важные, как железнодорожные вокзалы "Сочи" и "Адлер", аэропорт и др. Это позволило максимально сократить время в пути пассажиров и снизить нагрузку на улично-дорожную сеть курорта от автомобильных заторов.


Вместе с тем благодаря Программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта город получил новые качественные автомобильные дороги с высокой пропускной способностью.

В 2012 г. введены в эксплуатацию 4 транспортные развязки на важнейших транспортных артериях города. Это "Адлерское кольцо", "Стадион", двухуровневая транспортная развязка на пересечении улиц Гагарина и Донской, двухуровневая транспортная развязка на пересечении улиц Донской и Виноградной, транспортная развязка "Краснодарское кольцо" с мостом через реку Сочи. Построены автомобильная дорога по улице 20-й Горнострелковой дивизии и малая объездная автомобильная дорога от нее до моста через реку Сочи в районе Краснодарского кольца.

В июле 2013 г. введена в эксплуатацию транспортная развязка "Аэропорт" в двух уровнях. Новая транспортная развязка, расположенная на федеральной автомобильной дороге А149 "Адлер – Красная Поляна", призвана обеспечить комфортное сообщение между аэровокзальным комплексом, поселком Красная Поляна и Адлером.

В конце 2013 г. завершено строительство главного инфраструктурного объекта сочинской Олимпиады – совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер – горноклиматический курорт "Альпика-сервис". Новая дорога стала основной транспортной артерией Олимпиады.

– Как учитывались интересы людей с ограниченными возможностями здоровья?
– Модернизации подверглась и железнодорожная инфраструктура города. В 2012 г. построены вторые сплошные пути на участках Сочи – Адлер и Туапсе – Адлер. Завершено строительство железнодорожной развязки на двух участках в Адлерском районе. Окончена реконструкция железнодорожных станций "Дагомыс", "Мацеста" и "Хоста". На железнодорожных вокзалах установлено оборудование для беспрепятственного доступа для людей с ограниченными возможностями здоровья. На станции "Адлер" возведен новый железнодорожный вокзал. Строительство этого объекта вместе с расширением железнодорожных путей привело к значительному увеличению пассажирских перевозок пригородными поездами и существенно разрядит сложную ситуацию на автодорогах Большого Сочи.


В сочинском аэропорту установили телетрапы – специальные рукава, по которым пассажиры буду заходить в самолет. Такие телетрапы уже стоят почти во всех крупных городах Европы, а также в Москве, Новосибирске и в некоторых других городах России. На юге страны это первые подобные коридоры. Данное решение не только в разы увеличило пропускную способность аэровокзала, но и сделало его более доступным для людей с ограниченными физическими возможностями.

– Какого уровня достигал трафик перевозок общественным транспортом в дни Олимпиады?
– За период с 7 по 23 февраля 2014 г. на городских и пригородных маршрутах выполнено 173 400 рейсов. Автобусами по городским и пригородным маршрутам регулярного сообщения города Сочи было перевезено 2467 тыс. пассажиров, в том числе:

  • в период Олимпийских игр – 1529 тыс. пассажиров;
  • в период Паралимпийских игр – 938 тыс. пассажиров.

В соответствии с Объединенным операционным транспортным мастер-планом и Объединенным автобусным операционным планом режим работы автобусов в ходе Олимпиады на маршрутах был организован с 5.00 утра до 2.00 ночи. Фактически в дни пиковых нагрузок транспорт по основным маршрутам ввиду позднего окончания соревнований в горном кластере выполнял перевозки до 3.00 часов ночи. Во время проведения Игр движение автобусов по основным городским маршрутам и магистральным пригородным маршрутам осуществлялось с периодичностью в 10–15 минут. За период Паралимпийских игр с 7 по 16 марта на городских и пригородных маршрутах выполнено 92 тыс. рейсов. Ежедневный выход на линию подвижного состава на маршруты соответствовал утвержденному. С 7 по 16 марта 2014 г. действовало паралимпийское расписание – движение общественного транспорта осуществлялось с 5.00 до 0.00.

– В мире концепция безопасных городов дополняется концепцией "умного города". Какие элементы "умного города" были реализованы в рамках подготовки к Олимпиаде 2014?
– Хотелось бы отметить такое важное инновационное изменение, которое благоприятно отразится на имидже города Сочи, как внедрение безналичной системы оплаты проезда в общественном транспорте. Уже создана рабочая группа по внедрению безналичной системы оплаты проезда в автобусах Сочи с помощью банковских карт Visa payWave протоколом № 1 от 14.03.2014 г.

Прибордюрные парковочные места организованы:

  • в Центральном районе
    • ул. Конституции СССР – 192 парковочных места;
    • ул. Роз – 170 парковочных мест;
    • ул. Островского – 205 парковочных мест;
    • ул. Войкова, ул. Кооперативная – 101 парковочное место;
  • в Адлерском районе:
    • ул. Кирова – 121 парковочное место;
    • ул. Демократическая – 121 парковочное место;
    • ул. Ленина – 56 парковочных мест

Во исполнение федеральных законов от 10 декабря 1995 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации", от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", администрации города Сочи от 18 января 2012 г. № 31 "О межведомственной комиссии по парковочной деятельности в городе Сочи и о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Сочи", протоколом городской межведомственной комиссии по парковочной деятельности в городе Сочи от 1 марта 2012 г. № 1 в целях организации работы парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Сочи, МКУ города Сочи "Управление автомобильных дорог" были доведены бюджеты на приобретение оборудования для автоматизированных парковок в сумме 42,3 млн рублей.

4 декабря 2013 г. заключен контракт на выполнение работ по установке автоматизированной системы паркоматов на улично-дорожной сети города Сочи. 25 декабря 2013 г. завершены работы в полном объеме по установке 30 паркоматов в установленные контрактом сроки.

Постановлением от 9 января 2014 г. № 26 установлен в единой тарифной зоне предельный максимальный размер платы за пользование парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Сочи, за час использования одного парковочного места в размере 50 рублей, за сутки – 500 рублей, а также утверждена схема размещения парковок на платной основе по улицам Кооперативной, Войкова, Островского, Роз, Конституции в Центральном внутригородском районе города Сочи и по улицам Кирова, Демократической, Ленина Адлерского внутригородского района города Сочи.

На сегодня паркоматы введены в эксплуатацию и работают в тестовом режиме.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2014
Посещений: 7070

  Автор

Александр Иванов

Александр Иванов

Начальник Управления проектов городского
развития администрации города Сочи

Всего статей:  1

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций