Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

От безопасных городов к умным

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

От безопасных городов к умным

МЧС России, являющееся координатором программы "Безопасный город", получило задание от заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Рогозина дополнить концепцию элементами умного города. Современная концепция "Безопасный город" уже содержит в себе большую часть того, что называют умным городом с точки зрения автоматизации управления городским хозяйством. Теперь речь идет о том, чтобы развить концепцию в направлении предоставления услуг на базе созданной и создаваемой инфраструктуры для населения

Александр Чуприян
Заместитель министра Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий

Как неоднократно говорил Дмитрий Олегович Рогозин, построив безопасный город, то есть выполнив первичную задачу по обеспечению безопасности населения, мы можем перейти к строительству умного города. Самый главный шаг на данном этапе – прийти к единому пониманию, что есть умный город.

Что такое умный город

Очевидно, что в общем и целом понятие "умный город" подразумевает под собой использование информационно-коммуникационных технологий для увеличения производительности и повышения качества работы городских служб, снижения расходов и потребления ресурсов. Целью построения умного города является повышение качества и эффективности работы городских служб, уменьшения затрат бюджета и потребления ресурсов, а также более активное и продуктивное взаимодействие служб и ведомств с гражданами на основе комплексной информатизации процессов муниципального управления.

Практическая задача безопасного города – сделать так, чтобы в случае возникновения той или иной необходимости житель не звонил в десятки разных служб, а использовал единый номер. Жителю должно быть неважно, каким образом организовано реагирование на любое происшествие: от ЖКХ до крупных ЧС

Условия функционирования

АПК "Безопасный город" включает в себя сегменты, непосредственно обеспечивающие общественную безопасность, правопорядок и безопасность среды обитания. Вместе с тем АПК "Безопасный город" также должен взаимодействовать с различными сегментами умного города, из которых в АПК "Безопасный город" будет поступать информация об объектах защиты (промышленных, транспортных, социальных и др.), формируемая в этих сегментах для обеспечения повседневного управления городским хозяйством, и об угрозах их безопасности.

Учитывая необходимость обеспечения функционирования АПК "Безопасный город" в условиях негативного воздействия этих угроз, к АПК "Безопасный город" предъявляются более жесткие требования по оперативности, непрерывности, надежности и устойчивости его работы в сравнении с умным городом. Таким образом, информационно-коммуникационная инфраструктура АПК "Безопасный город" при ее масштабировании способна обеспечить и функционирование умного города.

В 2016 г. спланированы и будут завершены научно-исследовательские работы по разработке единого стека открытых протоколов для обеспечения сопряжения подсистем АПК "Безопасный город" и по разработке типовой проектной документации в рамках создания и развития АПК "Безопасный город", а также работы по созданию стенда, позволяющего тестировать соответствующие решения производителей
Если раньше акцент в АПК "Безопасный город" делался на фотовидео-фиксации и видеонаблюдении, то в составе комплекса умного города это одна из множества систем. Записи с камер наблюдения – лишь один из источников получения информации наряду с другими датчиками. Например, c помощью меток на школьных ранцах можно отслеживать местонахождение детей. Это инфраструктура безопасного города, а услуга – умного города

11 шагов к умному городу

Дальнейшее развитие концепции построения и развития АПК "Безопасный город" в части умного города должно включать в себя 11 основных шагов.

  1. Использование мобильных сервисов и приложений в целях вовлечения населения в предупреждение и профилактику правонарушений и обеспечение безопасности среды обитания.
  2. Стимулирование развития частных разработок мобильных сервисов и приложений, интеграция результатов в единую информационную среду.
  3. Развитие систем управления и оптимизации логистики общественного и частного транспорта (умные машины).
  4. Развитие на базе АПК "Безопасный город" функциональных возможностей по предоставлению социальных услуг населению.
  5. Наращивание применения энергосберегающих технологий в решениях по обеспечению безопасности коммунальной инфраструктуры.
  6. Создание единого информационного пространства для всех входящих в городскую среду объектов (интеграция умных домов, умных остановок, умной инфраструктуры).
  7. Использование результатов построения и развития АПК "Безопасный город" (создаваемой телекоммуникационной и вычислительной инфраструктуры) в качестве платформы для построения умного города.
  8. Развитие систем поддержки принятия решения в области социально-экономического развития и перспективного планирования городского пространства.
  9. Развитие систем мониторинга безопасности в направлении обеспечения технико-экономической эффективности объектов городской инфраструктуры.
  10. Интеграция решений по информатизации здравоохранения и образования в единое городское информационное пространство.
  11. Комплексное развитие территорий муниципальных образований с учетом аспектов безопасности населения и территорий.
МЧС России во многом самостоятельно в инициативном порядке, всячески подталкивая коллег из органов исполнительной власти различных уровней, ведет колоссальную работу по разработке всей нормативной и правовой базы, решению задач по финансированию АПК "Безопасный город", оказанию методической помощи субъектам Российской Федерации

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2016
Посещений: 5569

  Автор

Александр Чуприян

Александр Чуприян

Заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Всего статей:  2

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций