Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Практические аспекты реализации АПК "Безопасный город" в Архангельской области

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Практические аспекты реализации АПК "Безопасный город" в Архангельской области

За пять лет комплекс "Безопасный город" в Архангельской области трансформировался из нескольких локальных сегментов видеонаблюдения в комплексную информационную систему безопасности, с централизованным управлением всеми подсистемами из Единого центра обработки данных (ЕДДС)
Николай
Родичев
Министр связи и информационных технологий Правительства Архангельской области
Наталья
Стойка
Начальник отдела управления проектами ГАУ АО "Управление ИКТ АО"

Ключевыми моментами в реализации АПК "Безопасный город" стали несколько событий.

История развития

В первую очередь это появление общероссийской Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в декабре 2014 г. , которая создала новый формат "Безопасного города" как комплексной системы безопасности.

До появления Концепции в состав комплекса входили только локализованные в городах системы видеонаблюдения, обеспечивающие решение задач охраны правопорядка.


Вторым событием стало создание межведомственной рабочей группы в мае 2015 г. Ее активная деятельность привела к включению Архангельской области в список пилотных регионов в августе 2015 г.

И, наконец, построение комплекса в рамках контракта с ПАО "Ростелеком" в четырех пилотных муниципальных образованиях (города Архангельск, Северодвинск, Котлас и Приморский район) завершилось его вводом в промышленную эксплуатацию в сентябре 2017 г.

Нельзя сказать, что внедрение комплекса проходило абсолютно гладко. Как и в любом проекте по созданию новой системы, в процессе работы появились трудности с интеграцией существующих систем, несовместимостью решений, несогласованностью регламентов информационного взаимодействия. Вопросы удавалось решать оперативно только благодаря тому, что каждую неделю участники проекта встречались, совместно вырабатывали пути решения, формировали протокол с задачами и руководители организаций-участников контролировали их исполнение. 89 совещаний за полтора года, которые позволили сформировать и выполнить более тысячи решений, могут со стороны показаться рутинной работой. Но именно такой формат позволил успешно реализовать сложный масштабный проект с участием множества организаций.


Совместная работа продолжилась и на этапе опытной реализации, когда в ЕДДС муниципальных образований была организована круглосуточная эксплуатация автоматизированных рабочих мест АПК "Безопасный город". Все выявленные в процессе эксплуатации замечания заносились в журналы опытной эксплуатации и направлялись подрядчику для оперативного устранения. Операторы служб прошли обучение работе с системой и тестировали ее на соответствие своим задачам достаточно интенсивно, потому замечаний было немало. Межведомственная комиссия четыре раза проводила приемочные испытания. Три проверки закончились мотивированными отказами, и только на четвертый раз, через девять месяцев опытной эксплуатации вместо запланированных трех, комплекс был введен в промышленную эксплуатацию распоряжением губернатора Архангельской области № 747-р от 21 сентября 2017 г.

Технические средства

На сегодняшний день в составе комплекса функционирует серверное и сетевое оборудование в четырех центрах обработки данных (единый ЦОД для г. Архангельска и Приморского района, ЦОДы в городах Северодвинск и Котлас, в поселке Соловецкий). Передача данных от 312 видеокамер с высоким разрешением и трех терминалов экстренной видеосвязи "Гражданин – полиция" на 27 автоматизированных рабочих мест оперативных и диспетчерских служб производится по волоконно-оптическим линиям связи, а также посредством радиорелейной линии между Соловецким островом и материком.

46 видеокамер оснащены функциями интеллектуальной видеоаналитики, позволяющими фиксировать государственные регистрационные знаки автомобилей, скопление людей, пересечение охранной зоны, оставленные предметы. Шесть постов видеонаблюдения дополнительно оснащены акустическими датчиками, выдающими оператору тревожное сообщение при возникновении громкого звука.


Подсистема видеонаблюдения (так называемый правоохранительный сегмент АПК "Безопасный город") была первой из реализованных подсистем и до настоящего времени остается самой востребованной, поскольку файлы видеоархива постоянно используются органами внутренних дел для выяснения обстоятельств происшествий. При переходе к новому формату АПК БГ в 2015 г. была поставлена задача оценить ключевые риски территории. Оказалось, что по каждому из ключевых для Архангельской области рисков (наводнения, лесные и техногенные пожары, дорожные аварии, повышенные уровни радиации на предприятиях атомного судостроения) уже существуют отдельные информационные системы, которые необходимо объединить на общей интеграционной платформе. В рамках контракта с ПАО "Ростелеком" удалось интегрировать в АПК "Безопасный город" подсистему пожарной безопасности "Стрелец-Мониторинг", навигационную спутниковую систему регионального навигационно-информационного центра (РНИЦ) Архангельской области, систему автоматизированного контроля радиационной и химической обстановки (АСКРО), интерактивную карту автодорог агентства "Архангельскавтодор".

В системе обеспечены прием сообщений от ЭРА-ГЛОНАСС и передача данных по уровням воды в реках от Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Эксплуатация

В настоящее время для снижения операционных затрат техническую поддержку комплекса осуществляет подведомственное учреждение министерства связи и информационных технологий Архангельской области ГАУ АО "Управление ИКТ АО". Проводится полный комплекс планово-регламентных и аварийно-восстановительных работ. Обеспечено электроснабжение комплекса, аренда каналов у операторов связи и продление лицензий программного обеспечения. Для передачи данных в АПК "Безопасный город" максимально использованы многофункциональные оптоволоконные сети Правительства Архангельской области (в общей сложности 57 км), что позволяет сохранять контроль над системой и снижает затраты на оплату каналов связи.

Интеграция с "Системой-112"

В 2017 г. была поставлена задача по интеграции системы обработки экстренных вызовов по номеру 112 и АПК "Безопасный город".

На сегодняшний день проработана методологическая основа интеграции – оптимизирован процесс реагирования на обращения с учетом программных интерфейсов сопрягаемых систем.

Второй этап, предусматривающий интеграцию АПК "Безопасный город" и "Системы-112" на территории всей области, планируется завершить в 2019 г. Он потребует разработки системного проекта по телекоммуникациям и построения "Системы-112", сопряженной с АПК "Безопасный город", во всех муниципальных образованиях Архангельской области. Помимо чисто технических задач по программированию и настройке протоколов обмена, рабочая группа столкнулась с проблемой обеспечения защиты информации. В "Системе-112" обрабатываются конфиденциальные персональные данные, в том числе и о состоянии здоровья, поэтому она должна обладать наивысшим уровнем защищенности К-1. В АПК "Безопасный город" такой информации нет, и комплекс запроектирован на более низкий уровень защищенности К-2. Интеграция двух систем приводит нас к необходимости обеспечить уровень К-1 для объединенной системы, что неизбежно ведет к доработке технического решения и дополнительным расходам.

Второй проблемный вопрос относится к бизнес-процессам, или в терминологии "Безопасного города" – процессам реагирования. Проведенный анализ загруженности экстренных оперативных и дежурно-диспетчерских служб показал, что более 83% обращений по номеру 112 обрабатывает (не просто фиксирует, а оказывает помощь) ЦОВ-112 областной службы спасения.

На долю ЕДДС приходится наименьшее количество действий по ликвидации ЧС и спасению пострадавших – 0,1%. При этом именно муниципальная ЕДДС, согласно Концепции, обладает наибольшими полномочиями в информационной инфраструктуре АПК "Безопасный город" и должна быть центром реагирования.

Чтобы урегулировать этот дисбаланс, потребовалось несколько межведомственных совещаний и методологическая поддержка от Совета главных конструкторов АПК "Безопасный город". Схема бизнес-процессов была оптимизирована с учетом реальных полномочий служб, и на ее основе в настоящее время проводится взаимная настройка программных компонентов двух систем.

Направления развития

Подводя итог, следует обозначить основные направления развития АПК "Безопасный город" в Архангельской области.

В первую очередь, усилия должны быть направлены на создание нормативно-правовой базы регионального и муниципального уровня. На основе регламентов верхнего уровня, разработанных Советом главных конструкторов и устанавливающих общие принципы, необходимо проработать детализированные, пошаговые регламенты для каждой из служб. Каждому оператору должен быть предельно ясен порядок действий, и не должно быть путаницы и противоречий при его работе c разными системами.

Второе направление связано с правоохранительным сегментом комплекса, который доказал свою эффективность в части обеспечения общественного порядка, и министерство связи регулярно получает запросы на установку дополнительных камер видеонаблюдения, которые старается обеспечить в рамках имеющихся финансовых ресурсов. В первую очередь принимаются во внимание вновь строящиеся объекты в местах массового скопления людей.

И третье важное направление – это текущая работа по интеграции с "Системой-112" и запланированная на второе полугодие интеграция с информационно-аналитической системой Ситуационного центра. Эта задача – наиболее перспективная, поскольку технологии больших данных позволяют использовать объединенный массив информации для решения прикладных задач в разных сферах государственного управления, а также обеспечить переход к развитию сервисов и информационной среды умного города.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2018
Посещений: 3832

  Автор

Николай Родичев

Николай Родичев

Министр связи и информационных технологий Правительства Архангельской области

Всего статей:  1

  Автор

Наталья Стойка

Наталья Стойка

Начальник отдела управления проектами ГАУ АО "Управление ИКТ АО"

Всего статей:  1

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций