Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Практический антитеррор. Антитеррористическая защищенность транспортного комплекса России

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Практический антитеррорАнтитеррористическая защищенность транспортного комплекса России

Как мировая, так и российская практика показывает, что объекты транспортной инфраструктуры в настоящее время подвергаются наибольшим угрозам террористических атак и других проявлений незаконного вмешательства в их деятельность. Об усилении мер безопасности на транспорте рассказывает первый заместитель начальника ГУТ МВД России, генерал-майор полиции Андрей Анатольевич Андреев
Андрей Андреев
Первый заместитель начальника
ГУТ МВД России, генерал-майор полиции

Являясь местом массового присутствия людей, сосредоточением техники и материальных ценностей, в том числе грузов, транспорт потенциально привлекает террористов большим количеством возможных жертв и тяжестью последствий. В нашей стране последовательно проводится курс на повышение уровня защищенности транспортного комплекса, целенаправленно создается комплексная система безопасности населения на транспорте. Причем в создании механизма безопасности участвуют как государственные институты, так и собственники объектов транспорта, перевозчики.

И конечно же, МВД России занимает в этом механизме свое важное место. Органами внутренних дел на транспорте принимаются меры, направленные на предупреждение, пресечение и раскрытие противоправных действий, в том числе экстремистского и террористического характера, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, жизни и здоровью людей, находящихся на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

При выполнении задач по обеспечению транспортной безопасности, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, Главным управлением на транспорте МВД России установлен конструктивный диалог и взаимодействие с другими ведомствами – ФСБ России, МЧС России, Минтрансом России и подведомственными ему подразделениями, в том числе с Росжелдором, Ространснадзором, ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России", а также с хозяйствующими субъектами транспорта, их службами безопасности.
ГУТ МВД России и ОВДТ принимают участие в отработке практического взаимодействия всех структур, задействованных на обеспечении защищенности граждан на объектах транспорта в ходе совместных межведомственных учений

На сегодня на территории Российской Федерации угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса и возникновение чрезвычайных ситуаций на транспорте продолжают оставаться актуальными. Об этом свидетельствуют два террористических акта, совершенные в декабре 2013 г. в Волгограде.

Основная задача, стоящая перед транспортной полицией, – обеспечить безопасность людей. Проводится целый комплекс нормотворческих, организационных, оперативных, профилактических, материально-технических мероприятий, чтобы предотвратить несчастье, не допустить террористов на объекты транспорта.

Изменения в законодательстве

Одним из направлений взаимодействия является формирование российского законодательства по вопросам безопасности на транспорте. Примером закона, в проработке которого главк принимал участие, может служить совсем недавно принятый Федеральный закон от 3.02.2014 № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности". В этот нормативный акт заложены правовые основы досмотра на всех видах транспорта, создания подразделений транспортной безопасности. Как известно, в настоящее время транспортная полиция в рамках обеспечения авиационной безопасности участвует в предполетном и послеполетном досмотре авиапассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала. Обеспечивается досмотр многомиллионного пассажиропотока. Например, в 2013 г. проверено 860 тыс. авиарейсов и почти 75,8 млн авиапассажиров, пресечено более 50 тыс. попыток незаконного провоза запрещенных предметов и веществ, выявлено 705 преступлений и свыше 50 тыс. административных правонарушений.


После террористического акта в Домодедово меры, принятые по усилению контроля на входах в аэровокзальные комплексы, в том числе постоянное присутствие сотрудников полиции непосредственно в этих зонах, способствовали снижению уровня преступности в них. В 2013 г. в аэропортах зарегистрировано примерно на 20% меньше преступлений. Как показывает практика, порядка 70% изъятий незаконных и запрещенных к перевозке предметов и веществ осуществляется сотрудниками полиции совместно с САБ именно на входном контроле.

Возвращаясь к новому закону, надо подчеркнуть, что им предусмотрен особый порядок прохода граждан не только в аэропорты, но и на железнодорожные, водные и другие объекты транспорта, связанный в первую очередь с проведением досмотра, ограничением или запрещением ряда вещей и предметов для перемещения в зону транспортной безопасности.

Для всех видов транспорта выбран единый алгоритм взаимодействия органов внутренних дел и подразделений транспортной безопасности в ходе досмотра.

Непосредственно мероприятия по проведению контроля и досмотра пассажиропотока будут возложены на подразделения транспортной безопасности, сотрудники полиции будут нести службу в зоне шаговой доступности к пунктам досмотра. Их цель – немедленное реагирование на любые происшествия и угрозы, изъятие запрещенных веществ и предметов.

На практике это позволит нам нацелить досмотровые подразделения, существующие сейчас, на основную деятельность полиции – противодействие преступности на транспорте, создаст резервы для маневра силами, обеспечит перераспределение штатной численности.

Заинтересованным структурам предстоит еще совместно разработать целый ряд подзаконных актов, регламентирующих эту деятельность.

Информационная отработка пассажиропотока

В настоящее время ставим задачу органам внутренних дел на транспорте быть ближе к пассажирам. Как без этого обеспечить их безопасность? Сопровождаем дальние и пригородные поезда, добились увеличения штатной численности уголовного розыска, работающего среди людей. Развиваем кинологическую службу ОВДТ, в постоянном режиме работающую на вокзалах и в аэропортах. Служебные собаки и в век технического прогресса остаются эффективными помощниками полиции в выявлении оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств.

В ГУТ МВД России и ОВДТ накоплен положительный опыт аналитической работы по пассажиропотоку с использованием информационно-поисковых систем и баз данных.

Например, совсем недавно таким образом, практически не выходя из кабинета, выявили наркокурьера, перевозившего героин. Он был задержан в аэропорту Шереметьево. С помощью указанных возможностей выявляем и задерживаем лиц, находящихся в федеральном и местном розыске: в 2013 г. было задержано более 7,3 тыс. таких граждан.


Думаю, за этим аспектом деятельности полиции будущее. Предпосылкой тому является интеграция информационных систем сотрудничающих ведомств. В настоящее время уже подписано соглашение между МВД России и Минтрансом России об обмене информацией о приобретенных билетах на все виды транспорта (кроме метрополитена и наземного городского пассажирского транспорта).

Сейчас осуществляются мероприятия по созданию Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), которая формируется с целью анализа, оперативного контроля обстановки на объектах транспорта, выявления потенциальных угроз. В ней предусматривается сопряжение различных баз данных, в том числе информации об актах незаконного вмешательства, лицах, представляющих оперативный интерес, и других баз данных. Эта система должна стать действенным инструментом в антитеррористической защите объектов транспорта.

Техническое оснащение ОВДТ

Обсуждая вопросы безопасности и противодействия терроризму на транспорте, нельзя не коснуться и необходимости технической модернизации деятельности органов внутренних дел на транспорте. Внедрение в подразделениях транспортной полиции современных технологий – это один из наиболее важных факторов повышения уровня безопасности и антитеррористической защищенности транспортного комплекса.

Подразделения транспортной полиции уже не представляют свою работу без различной современной техники, помогающей контролировать многомиллионный пассажиропоток, мобильных терминалов, обеспечивающих удаленный доступ в базы данных.

Для контроля за оперативной обстановкой применяются системы видеонаблюдения и оперативного реагирования с выводом информации на мониторы ситуационных центров и дежурных частей ОВДТ.


Главное управление на транспорте МВД России в рамках своей компетенции приняло участие в реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, которая была утверждена Правительством Российской Федерации в 2010 г. В рамках этой программы закупались технические средства для обеспечения общественной безопасности, антитеррористической устойчивости объектов транспорта, пресечения незаконного оборота наркотиков и оружия, использования на досмотре, оснащения экспертных подразделений.

В первую очередь проводилось оснащение объектов транспортной инфраструктуры, преимущественно относящейся к первой категории по степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства в их деятельность. Во многих ОВДТ в настоящее время потребность в различных устройствах и технике, позволяющей выявлять оружие, боеприпасы, взрывчатые, наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества, а также идентифицировать неизвестные вещества и жидкости, обеспечена полностью.

Эта же программа позволила развивать нам столь необходимую ведомственную кинологическую службу, приобретать служебных собак, вольеры, спецснаряжение, создавать новые кинологические центры (например, буквально в октябре 2013 г. введен в строй ЦКС Забайкальского линейного управления МВД России на транспорте) и многое другое.


Особое внимание уделяется объектам транспорта Северо-Кавказского региона, где бандформированиями периодически совершались подрывы железнодорожного полотна и террористические акты. В такой сложной, практически военной обстановке осуществляет оперативно-служебную деятельность УТ МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу. Среди принимаемых управлением дополнительных профилактических мер – досмотр на железнодорожном транспорте с использованием спецтехники, ежедневные обследования железнодорожного полотна, охрана железнодорожных мостов. Достигнута договоренность с железной дорогой о прохождении локомотива с балластом перед следованием пассажирских и пригородных поездов.

Упреждаем, профилактируем, реагируем. Весь комплекс принимаемых мер позволяет подразделениям транспортной полиции контролировать оперативную ситуацию на объектах транспорта. В результате за последние годы сохраняется тенденция к сокращению числа правонарушений в этой сфере деятельности. Например, в 2013 г. тяжких и особо тяжких преступлений зафиксировано на 5,4% меньше; единичные случаи носят такие преступные посягательства, как изнасилования, убийства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью.

Много работы еще предстоит. И вся она нацелена на то, чтобы поставить заслон преступности и терроризму, чтобы любому гражданину, будь он пассажиром или работником транспорта, было безопасно.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2014
Посещений: 10783

  Автор

Андрей Андреев

Андрей Андреев

Первый заместитель начальника
ГУТ МВД России, генерал-майор полиции

Всего статей:  1

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций