Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Правовое регулирование транспортной безопасности и последствия для метрополитенов

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Правовое регулирование транспортной безопасности и последствия для метрополитенов

В 2016 г. появились новые документы, которые значительно конкретизировали нормативно-правовое регулирование вопросов аттестации сотрудников подразделений транспортной безопасности, а также их полномочия. Поправки в существующие документы вносят изменения в процедуры проектирования, строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, предполагают совершенствование проведения досмотра
Геннадий Денисюк
Заместитель начальника подразделения транспортной безопасности
Службы безопасности ГУП "Московский метрополитен"

– Какие изменения или нововведения в нормативно-правовом регулировании транспортной безопасности за 2016 г. вы считаете знаковыми для российских метрополитенов и предприятий транспортной отрасли в целом?
– В 2016 г. были изданы новые документы, которые существенно конкретизировали нормативно-правовое регулирование вопросов аттестации сотрудников подразделений транспортной безопасности и дали начало самому процессу аттестации.

1. Приказ Федерального агентства железнодорожного транспорта от 29.03.2016 г. № 130 "Об утверждении порядка использования средств аудио- и видеофиксации при проведении проверок в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте и метрополитене и требований к ним".

2. Приказ Федерального агентства железнодорожного транспорта от 29.03.2016 г. № 132 "Об утверждении Порядка присвоения уникального идентификационного номера аттестуемым лицам при проведении аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте и метрополитене".

3. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 01.08.2016 г. № 220 "О внесении изменений в Требования к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2014 г. № 231".

4. Приказ Федерального агентства железнодорожного транспорта от 29.03.2016 г. № 133 " Об утверждении перечней вопросов, подлежащих применению органами аттестации (аттестующими организациями) для проверки соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности".

Кроме того, одним из самых влиятельных документов также стал Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 201-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О транспортной безопасности" и статью 48 Федерального закона "О полиции".


В соответствии с внесенными изменениями субъекты транспортной инфраструктуры, осуществляющие проектирование, строительство и (или) реконструкцию (в результате которой площадь реконструируемого объекта транспортной инфраструктуры и число прибывающих и отправляемых в течение календарного года пассажиров увеличатся более чем на 20%) аэропортов, метрополитенов, а также морских терминалов, речных портов и железнодорожных вокзалов, соответствующих первой и второй категориям, предусмотренным законодательством о транспортной безопасности, обязаны уведомлять о предстоящем проектировании, строительстве и реконструкции на этапе подготовки задания на проектирование объектов транспортной инфраструктуры или разработки технического задания на их строительство или реконструкцию территориальные органы МВД России и соответствующие органы ФСБ России. На субъекты транспортной инфраструктуры также возложена обязанность предусматривать служебные и подсобные помещения на указанных объектах транспортной инфраструктуры, предназначенные для предоставления на безвозмездной основе территориальным органам полиции на объектах транспортной инфраструктуры и органам ФСБ России по обеспечению транспортной безопасности и правопорядка.

– Какие положительные последствия могут принести метрополитенам поправки в ФЗ-16 "О транспортной безопасности" при их утверждении?
– Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности", разработанный Минтрансом России (далее – законопроект), также направлен на совершенствование действующего законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

Дополнения части 2 статьи 12.1 Закона о транспортной безопасности позволят метрополитену как субъекту транспортной инфраструктуры, привлекаемым подразделениям транспортной безопасности самостоятельно определять привлекаемую аттестующую организацию, включенную в соответствующий реестр, что существенно расширит возможности в вопросах аттестации.

Роль видеонаблюдения в деятельности метрополитенов является исключительно актуальной и призвана решать ряд задач: видеонаблюдение с целью обеспечения общего видеоконтроля; видеоидентификация лиц на ранней стадии подготовки к совершению актов незаконного вмешательства; обеспечение контроля за действиями сил транспортной безопасности

Законопроектом для исключения неоднозначного толкования определения "зона транспортной безопасности" предлагается в пункте 1.1 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" в отношении транспортных средств слова "его часть" исключить.

Законопроектом предлагается совершенствование норм в части проведения досмотра, а также дополнительного и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. Так, в частности:

  • конкретизируются лица, осуществляющие досмотр, дополнительный и повторный досмотры в целях обеспечения транспортной безопасности;
  • уточняются условия, при которых проводится повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности, а также конечный результат, на который направлена процедура наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности;
  • дополняется и конкретизируется перечень технических средств досмотра, используемых при проведении досмотра, дополнительного и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.

Законопроектом предлагается установить отлагательную норму в части сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств до издания требований и порядка, предусмотренных частью 8 статьи 12.2 Закона о ТБ. Данное условие позволит более взвешенно и планомерно реализовать требования по сертификации.


Кроме того, законопроектом предлагается наделить подразделения транспортной безопасности полномочиями по задержанию для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования статьи 8 Закона о транспортной безопасности. Предусматривается также возможность наделения сил обеспечения транспортной безопасности полномочиями по установлению личности физического лица, находящегося в зоне транспортной безопасности, по документам, удостоверяющим личность.

– Правительство РФ подготовило постановление № 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств транспортной безопасности" от 26 сентября 2016 г. Это постановление имеет отлагательный срок вступления в силу – 2019 г. Какое значение имеет этот документ для метрополитенов?
– Значение документа полностью отражено в его названии. Требования, изложенные в нем, послужат формированию понятных и обязательных для всех правил, которые позволят вести участникам рынка конкурентоспособный бизнес и обеспечат безопасность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что в итоге положительно скажется на безопасности граждан.

Отлагательный срок вступления в силу этого постановления (2019 г. ) позволит качественно и в полном объеме подготовиться к его исполнению всем ответственным сторонам процесса обязательной сертификации.

– Какие задачи наиболее актуальные для современных российских метрополитенов?
– Для метрополитенов актуально повышать антитеррористическую защищенность объектов, инфраструктуры, транспортных средств; усиливать безопасность перевозок; увеличивать объемы перевозок; снижать издержки и потери; повышать дисциплину сотрудников; предупреждать противоправные действия и ЧП; получать объективные данные при расследовании ЧП; собирать статистику по пассажирам; повышать комфорт перевозок пассажиров. Каждый метрополитен подходит к вышеперечисленным задачам индивидуально, в зависимости от конкретных условий. Для решения задач обеспечения транспортной безопасности необходимо использовать принцип комплексного подхода и современные информационные технологии, принимать активное участие в реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте.

– Какова роль видеонаблюдения в деятельности метрополитенов в современных условиях?
– Роль видеонаблюдения в деятельности метрополитенов является исключительно актуальной и призвана решать ряд задач: видеонаблюдение с целью обеспечения общего видеоконтроля; видеоидентификация лиц на ранней стадии подготовки к совершению актов незаконного вмешательства; обеспечение контроля за действиями сил транспортной безопасности. Для обеспечения транспортной безопасности с использованием систем видеонаблюдения необходимо применять передовые достижения в области информационных технологий с возможностью:

  • создания и ведения хранилищ видеоинформации;
  • получения картинки с высоким разрешением;
  • захвата и сопровождения движущегося объекта с передачей видеоизображения от одной видеокамеры к другой;
  • идентификации личности;
  • оперативного взаимодействия в целях обмена видеоинформацией с правоохранительными органами;
  • использования интеллектуальных средств и систем.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2017
Посещений: 4831

  Автор

Геннадий Денисюк

Геннадий Денисюк

Заместитель начальника подразделения транспортной безопасности
Службы безопасности ГУП "Московский метрополитен"

Всего статей:  1

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций