Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Ритейл: рентабельность безопасности

Ритейл: рентабельность безопасности

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Ритейл: рентабельность безопасности

Двухтысячные годы стали периодом бурного развития розничных сетей. Появление X5 Retail Group путем слияния "Пятерочки" и "Перекрестка", стремительное расширение "Магнита", приход на российский рынок и экспансия в регионы западных ритейлеров, поглощение крупными сетями более мелких игроков
И.А Поминов
Председатель совета директоров
компании ID Systems Group

События прошлого десятилетия в ритейле напрямую оказывали влияние на участников рынка систем безопасности. Торговые дома производили поставки оборудования тем сетям, кто закупает его напрямую, инсталляторы осуществляли монтаж этого оборудования или выполняли проекты "под ключ". Сильные компании становились не просто подрядчиками торговых сетей, они становились их партнерами по обеспечению безопасности и снижению торговых потерь.

Безопасность окупается за 15 месяцев

Сама идея установки систем безопасности сводится к существенному снижению потерь торговых сетей, которые могли бы быть в случае отсутствия этих систем. Существенное – это окупаемость внедрения СБ в течение года, а затем их работа на повышение рентабельности бизнеса торговой сети.

Бюджет СБ на супермаркет в 1200 кв. м одного из крупнейших российских ритейлеров в среднем равен 1,5 млн рублей. Такой супермаркет получает выручку в среднем 250 млн рублей в год. Нетрудно посчитать, что в случае снижения потерь от внедрения систем безопасности на 0,5% от выручки система окупит себя за 15 месяцев и начнет работать на увеличение прибыли.

Однако стоит обратить внимание, что разные сети считают потери по-разному: например, одна из крупнейших федеральных сетей принимает за норму потери в 2% от оборота, в которую включает не только воровство и недостачи, но и просрочку товара, порчу и т.п. Другие сети к потерям относят только воровство и недостачи, а порчу и просрочку – к издержкам производства. И при первом, и при втором подходе польза от установки систем безопасности налицо, но при условии качественно проработанного проекта с анализом рисков торгового бизнес-процесса.

Причины снижения рентабельности

К сожалению, в последнее время, а особенно в последние два-три года, происходит существенное снижение рентабельности проектов систем безопасности при работе с торговыми сетями.

Причин три:

  • экономический кризис 2008 г. и как следствие снижение бюджетов на внедрение систем безопасности;
  • переход некоторых сетей на электронную форму проведения тендеров;
  • переход почти всех сетей на постоплату выполненных работ с большими периодами отсрочки и задержки платежей, что сказывается на ликвидности проектов.

Бюджеты готовят экономисты

Экономический кризис 2008 г. заставил многих ритейлеров пересмотреть свои планы поглощения и стремительной экспансии в регионы. Однако не прошло и пары лет, как мы увидели продолжение выбранной ими стратегии, но с некоторыми изменениями.

Бюджеты безопасности существенно оскудели, и готовят их теперь не сотрудники и ответственные руководители служб безопасности, а экономисты, отвечающие за инвестиции в новые активы. Стоит ли говорить, что обоснованность выделения определенного бюджета на объект является абстрактным понятием. Считается он, как правило, без привязки к конкретному объекту, а путем умножения квадратуры объекта на принятую в компании единичную расценку. Конечно, существуют некоторые требования к набору единиц используемого оборудования, но сделать таким способом точные расчеты является крайне затруднительным и малоэффективным.

Формализация тендеров

Проведение тендеров в электронной форме – сама по себе идея отличная: происходит реальная открытая торговля за определенный объем работ. При этом существенно снижаются коррупционная составляющая и инвестиции компании-заказчика. В коммерческих структурах данный процесс отлажен лучше, чем при госзакупках, где заказчики обязаны следовать 94-му, мало работающему на их интересы, закону.

Но если копнуть глубже, то и в работе тендерных комитетов торговых сетей можно найти много изъянов, мешающих реализации самой идеи внедрения систем безопасности для снижения потерь.

Зачастую участникам тендеров предъявляются формальные требования – наличие допусков СРО, лицензий, уставных документов. При этом опыт работы, реализованные проекты, подтвержденное наличие квалифицированного персонала в формулу расчета тендерной заявки практически не принимаются. Это означает, что принять участие в тендере может практически любая компания: от мелкой конторки из двух человек до серьезной организации, имеющей весомый опыт и кадровый состав за плечами. И хорошо, если тендер выиграет последняя – можно с высокой долей вероятности быть уверенным, что договор отработается без проблем. Но чаще такие тендеры выигрывают компании, не всегда готовые его выполнить, зато готовые "опуститься ниже плинтуса", чтобы забрать объем работ.

Нужен профессиональный подрядчик

Сложность выполнения контрактов с торговыми сетями зависит от типа объекта, масштаба/географии и объема работ. Объекты можно разделить условно на мелкие – площадью до 1000 кв. м, средние – до 4000 кв. м и крупные – от 4000 кв. м.

Средние и крупные объекты
Как правило, сложность ведения работ на средних и крупных объектах обусловливается большим количеством видов этих работ и систем, которые требуется установить.

Здесь прежде всего важен качественный кадровый состав подрядчика. Нередко число систем, требующих установки, доходит до десяти: от видеонаблюдения и противопожарных систем до СКС и автоматизации торговых бизнес-процессов. Нужно понимать, что дилетант вряд ли вытянет весь комплекс данных работ.

Мелкие объекты
Мелких объектов у сетей больше всего. И основная сложность состоит в необходимости четкой координации работ при их реализации в короткие сроки на географически распределенной территории (несколько областей, а то и регионов).

Чтобы выполнить работы, скажем, на 70 объектах за два месяца требуется не только значительное число персонала, но и проектная команда, которая сможет правильно распределить человеческие, материальные и денежные ресурсы. Такая команда профессионалов не может стоить дешево. И здесь перед ритейлерами встает вопрос: отдавать работы на реализацию с сомнительным исполнением или работать с профессиональной командой компании-партнера, гарантирующей результат. Пусть и с немного более высокой ценой.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #5, 2011
Посещений: 9024


  Автор
Иван Поминов

Иван Поминов

Генеральный директор компании ID Systems Group

Всего статей:  9

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций