В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Москва – один из мировых лидеров по доле использования общественного транспорта среди крупнейших агломераций. В части наземного транспорта, это не только заслуга ГУП "Мосгортранс" – в Москве официально работают восемь перевозчиков, заключивших контракт с городом и соблюдающих определенные требования по качеству подвижного состава и регулярности движения. Более того, коммерческие перевозчики должны поддерживать единое билетное и тарифное меню городского пассажирского транспорта: если пассажир захочет проехать по карте "Тройка" в подвижном составе ГУП "Мосгортранс", то для него стоимость поездки будет такой же, как и при использовании частного перевозчика.
ГУП "Мосгортранс" ежедневно в будний день перевозит около 5,5 млн пассажиров, то есть более 70% от всей перевозки наземного общественного транспорта. Это делает компанию крупнейшим в мире оператором наземного транспорта среди работающих в крупных мегаполисах.
Другими словами, если все население Норвегии вдруг захочет приехать в Москву и разом проехаться на наземном транспорте, то Мосгортранс с этой задачей справится.
Ежедневно на линию выпускают более 6,5 тыс. единиц подвижного состава, средний пробег каждой из которых – 200 км в день, что в совокупности составляет 1,3 млн км, или 32 длины экватора Земли.
Служба доходов и контроля – это подразделение ГУП "Мосгортранс", которое отвечает за эффективную организацию и выполнение процедур сбора проездной платы. У нас достаточно широкая сеть реализации проездных билетов, которая в зависимости от технологий подразделяется на несколько каналов продаж:
Проект по внедрению сети уличных автоматов продаж билетов (АПБ) был инициирован в 2015 г. в рамках оптимизации сети реализации проездных билетов, которые на тот момент были основным каналом продаж ГУП "Мосгортранс" (более 500 единиц киосков по всей Москве), но уже не устраивали город по многим показателям:
Все это потребовало внедрения автоматических устройств взамен киосков, и в 2016 г. на улицах города начали работать первые автоматы.
Сеть из 120 уличных автоматов позволяет решать следующие задачи:
Внедрение проекта происходило достаточно долго и было сопряжено с большими трудностями, так как терминалы устанавливались на улице, которая полна неожиданностей, и существовало множество факторов риска, которые необходимо было учитывать.
Для сравнения посмотрим, в каких условиях размещена сеть автоматов метрополитена: они находятся под крышей, в тепле, под охраной и наблюдением, в шаговой оперативной доступности для обслуживающего персонала (всегда можно перезагрузить, вытащить застрявшую карту и т.д.), используются проводные коммуникации и на качество связи не влияют ни дождь, ни снег, ни другие возможные помехи.
Для размещения автоматов ГУП "Мосгортранс" такие условия не характерны. В период внедрения они часто становились объектами вандализма – историй, которые сопровождали процесс установки, можно рассказать очень много. Однако в этих условиях нужно было "выживать" и при этом обеспечивать эффективную работу.
В результате была разработана система управления инфраструктурой, которая учитывала все обозначенные выше факторы риска и предлагала адекватные способы их минимизации или предотвращения. В ее основу лег программно-аппаратный продукт "ПСС.Платформа" от компании "Передовые системы самообслуживания" – разработчика и поставщика автоматов и основного программного обеспечения автомата.
Самое важное средство, которое предложила данная система, – это набор инструментов для операционного мониторинга и управления автоматами. Платформа аккумулирует в себе информацию от всех комплектующих устройств, локальное ПО автомата собирает данные с датчиков и передает в центральную систему, которая их систематизирует. В результате оператор всегда видит статус устройства и его отдельных компонентов, ошибки в работе, а также имеет оперативную информацию о расходовании загруженных бланков билетов и купюр в диспенсерах. Все данные, связанные с материальными ценностями, адекватно отображаются и позволяют оперативно выявлять нештатные ситуации и реагировать на них.
Платформа также является интеграционным механизмом, который объединяет в себе ряд функций, позволяющих организовать работу компаний, так или иначе связанных с процессом обслуживания автомата, обеспечивая взаимодействие с:
Система предлагает инструментарий для управления предприятиями сервисного обслуживания и службами инкассации. Компания BTE, входящая в группу MAYKOR, осуществляет сервисное обслуживание АПБ и, активно используя инструменты мониторинга, фиксирует нештатные ситуации и реагирует на них.
ПО позволяет контролировать различный набор показателей автоматов по продаже билетов, одним из которых является доступность. Она рассчитывается по определенному алгоритму, который зафиксирован в SLA и реализован в самой системе, что дает возможность на базе различных факторов наглядно представить оператору уровень доступности устройств, входящих в состав парка.
На нормальный полноценный цикл работы устройств мы вышли менее года назад, когда начала работать сервисная организация и была внедрена система управления парком. Вот каких показателей удалось достичь на данный момент:
Для предприятия одним из основных критериев успешности проекта и показателем работы парка устройств стала собираемость проездной платы. Если посмотреть на относительный рост количества операций и вырученных денежных средств, то мы наблюдаем возрастающую прямую – с момента внедрения рост составляет 20–30% в месяц, что в том числе является следствием повышения качества сервиса. Клиент, который знает, что автомат работает и гарантированно продаст ему билет, с большим удовольствием вернется к нему снова.
Несмотря на то, что для жителей Москвы характерна большая инертность (многим важно живое общение, поэтому они до сих пор приходят к киоскам), уровень использования устройств показывает, что люди все чаще применяют автоматическую технику.
В дальнейшем мы планируем развивать инструменты, которые будут обеспечивать наши внутренние нужды, связанные с учетом носителей материальных ценностей, повышением показателей отказоустойчивости и т.д. Однако главное, что хотелось бы получить в процессе развития, – инструменты прогнозирования. Система за время своего существования накопила определенное количество статистической информации, на основе которой уже может производиться анализ факторов с целью предиктивной (прогнозной) реакции на работу устройства, выполнение его ремонта либо обслуживания и др.
Начиная деятельность с разработки и поставки устройств самообслуживания, мы пришли к тому, что задачи клиентов расширились и, помимо самого оборудования, им нужно предоставлять и программные средства. Так появилась первая версия программного обеспечения, которая на данный момент работает и в метрополитене. В дальнейшем была разработана серверная часть, которая уже решала задачи управления парком устройств. Сегодня мы выходим за рамки отраслевой специфики и развиваем платформу как кросс-отраслевую. Ее можно уверенно назвать платформой Интернета вещей, где мы всегда имеем дело с четырьмя основными сущностями:
Основные принципы, на которых основан и продолжает развиваться наш продукт, сводятся к следующему:
Наивно полагать, что платформа Интернета вещей – это некая коробка, которую можно подключить, и она заработает. Это проект, которому необходимы:
В проекте Моргортранса все эти "звезды" сошлись, включая конструктивную, слаженную работу – нашу как поставщика решения и всей команды Мосгортранса. Именно поэтому мы говорим о нем как об успешном и готовы его дальше развивать.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2018
Посещений: 3735
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций