Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Система централизованного мониторинга и управления сетью уличных автоматов продажи билетов ГУП "Мосгортранс". Первые итоги эксплуатации

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Система централизованного мониторинга и управления сетью уличных автоматов продажи билетов ГУП "Мосгортранс".Первые итоги эксплуатации

Уже около года филиал ГУП "Мосгортранс", Служба доходов и контроля, эксплуатирует систему мониторинга и управления парком из 121 билетного автомата. Какие цели и задачи ставились перед внедрением системы? Почему была выбрана платформа Интернета вещей? Каковы функциональные возможности, первые итоги работы и планы развития системы? Рассмотрим эти вопросы с точки зрения обеих сторон – заказчика и поставщика решения
Кирилл
Кисляков
Директор Службы доходов и контроля ГУП "Мосгортранс"
Илья
Князев
Генеральный директор компании "Передовые системы самообслуживания"

Москва – один из мировых лидеров по доле использования общественного транспорта среди крупнейших агломераций. В части наземного транспорта, это не только заслуга ГУП "Мосгортранс" – в Москве официально работают восемь перевозчиков, заключивших контракт с городом и соблюдающих определенные требования по качеству подвижного состава и регулярности движения. Более того, коммерческие перевозчики должны поддерживать единое билетное и тарифное меню городского пассажирского транспорта: если пассажир захочет проехать по карте "Тройка" в подвижном составе ГУП "Мосгортранс", то для него стоимость поездки будет такой же, как и при использовании частного перевозчика.

Кирилл Кисляков

Статистика перевозок

ГУП "Мосгортранс" ежедневно в будний день перевозит около 5,5 млн пассажиров, то есть более 70% от всей перевозки наземного общественного транспорта. Это делает компанию крупнейшим в мире оператором наземного транспорта среди работающих в крупных мегаполисах.

Другими словами, если все население Норвегии вдруг захочет приехать в Москву и разом проехаться на наземном транспорте, то Мосгортранс с этой задачей справится.


Ежедневно на линию выпускают более 6,5 тыс. единиц подвижного состава, средний пробег каждой из которых – 200 км в день, что в совокупности составляет 1,3 млн км, или 32 длины экватора Земли.

Каналы продаж билетов

Служба доходов и контроля – это подразделение ГУП "Мосгортранс", которое отвечает за эффективную организацию и выполнение процедур сбора проездной платы. У нас достаточно широкая сеть реализации проездных билетов, которая в зависимости от технологий подразделяется на несколько каналов продаж:

  • внешние, или агентские, которые активно развиваются в последние несколько лет;
  • собственные: у водителей, в киосках, продажа билетов юридическим лицам;
  • автоматы по продаже проездных билетов, которые появились недавно.

Система уличных автоматов

Проект по внедрению сети уличных автоматов продаж билетов (АПБ) был инициирован в 2015 г. в рамках оптимизации сети реализации проездных билетов, которые на тот момент были основным каналом продаж ГУП "Мосгортранс" (более 500 единиц киосков по всей Москве), но уже не устраивали город по многим показателям:

  • низкая рентабельность большинства точек, которая была порождена высокими расходами на их содержание;
  • киоски работали в определенном графике, не круглосуточно;
  • в них не были доступны востребованные платежные инструменты. Билет можно было приобрести только за наличные деньги, никакой безналичной оплаты не было предусмотрено, не говоря о совсем современных технологиях – мобильных платежах, Apple Pay, Samsung Pay и т.д.

Все это потребовало внедрения автоматических устройств взамен киосков, и в 2016 г. на улицах города начали работать первые автоматы.

Что умеют АПБ?

Сеть из 120 уличных автоматов позволяет решать следующие задачи:

  1. Круглосуточная продажа всего городского билетного меню для использования на общественном транспорте, то есть автоматы удовлетворяют потребность в любой номенклатуре билета.
  2. Продажа и пополнение карт "Тройка" – главного городского транспортного инструмента и носителя электронных билетов. Можно пополнить карту "Тройка", которая была приобретена ранее, или получить новую, записав на нее нужную номенклатуру билета.
  3. Выдача бумажных билетов – единых билетов различных номиналов.
  4. Работа с социальными картами (запись льготных электронных проездных билетов на социальные карты студентов и школьников).
  5. Функционирование в круглосуточном и круглогодичном режиме.
  6. Процедура приобретения билетов сопровождается предложением использовать как наличные средства, так и безналичный расчет – контактные и бесконтактные банковские карты; в том числе размещенные на мобильных устройствах с модулем NFC.
  7. Англоязычный интерфейс.

"Подводные камни" этапов внедрения

Внедрение проекта происходило достаточно долго и было сопряжено с большими трудностями, так как терминалы устанавливались на улице, которая полна неожиданностей, и существовало множество факторов риска, которые необходимо было учитывать.

Для сравнения посмотрим, в каких условиях размещена сеть автоматов метрополитена: они находятся под крышей, в тепле, под охраной и наблюдением, в шаговой оперативной доступности для обслуживающего персонала (всегда можно перезагрузить, вытащить застрявшую карту и т.д.), используются проводные коммуникации и на качество связи не влияют ни дождь, ни снег, ни другие возможные помехи.

Для размещения автоматов ГУП "Мосгортранс" такие условия не характерны. В период внедрения они часто становились объектами вандализма – историй, которые сопровождали процесс установки, можно рассказать очень много. Однако в этих условиях нужно было "выживать" и при этом обеспечивать эффективную работу.

Мониторинг и управление автоматами

В результате была разработана система управления инфраструктурой, которая учитывала все обозначенные выше факторы риска и предлагала адекватные способы их минимизации или предотвращения. В ее основу лег программно-аппаратный продукт "ПСС.Платформа" от компании "Передовые системы самообслуживания" – разработчика и поставщика автоматов и основного программного обеспечения автомата.


Самое важное средство, которое предложила данная система, – это набор инструментов для операционного мониторинга и управления автоматами. Платформа аккумулирует в себе информацию от всех комплектующих устройств, локальное ПО автомата собирает данные с датчиков и передает в центральную систему, которая их систематизирует. В результате оператор всегда видит статус устройства и его отдельных компонентов, ошибки в работе, а также имеет оперативную информацию о расходовании загруженных бланков билетов и купюр в диспенсерах. Все данные, связанные с материальными ценностями, адекватно отображаются и позволяют оперативно выявлять нештатные ситуации и реагировать на них.

Интеграционный подход

Платформа также является интеграционным механизмом, который объединяет в себе ряд функций, позволяющих организовать работу компаний, так или иначе связанных с процессом обслуживания автомата, обеспечивая взаимодействие с:

  1. опорной билетной системой, которую эксплуатирует ГУП "Мосгортранс" (автоматизированная система контроля проезда);
  2. процессинговыми системами банка-эквайера (банка ВТБ, который также обеспечивает инкассацию устройств);
  3. сервисной организацией, обеспечивающей обслуживание сети АПБ.

Система предлагает инструментарий для управления предприятиями сервисного обслуживания и службами инкассации. Компания BTE, входящая в группу MAYKOR, осуществляет сервисное обслуживание АПБ и, активно используя инструменты мониторинга, фиксирует нештатные ситуации и реагирует на них.

ПО позволяет контролировать различный набор показателей автоматов по продаже билетов, одним из которых является доступность. Она рассчитывается по определенному алгоритму, который зафиксирован в SLA и реализован в самой системе, что дает возможность на базе различных факторов наглядно представить оператору уровень доступности устройств, входящих в состав парка.

Первые итоги работы

На нормальный полноценный цикл работы устройств мы вышли менее года назад, когда начала работать сервисная организация и была внедрена система управления парком. Вот каких показателей удалось достичь на данный момент:

  1. Повысилось качество сервиса продажи билетной продукции благодаря своевременному выявлению нештатных ситуаций и ошибок устройств.
  2. Снизилось время простоя АПБ благодаря оптимальной организации работ подрядчиков, обеспечивающих обслуживание сети автоматов.
  3. Повысилось качество управленческих решений благодаря системе анализа и отчетности по ключевым операционным и техническим показателям как по отдельным АПБ, так и по парку в целом.
  4. Обеспечен автоматизированный учет материальных ценностей.
  5. Обеспечено накопление и хранение статистических данных по продажам, сервисным операциям и работе оборудования.

Для предприятия одним из основных критериев успешности проекта и показателем работы парка устройств стала собираемость проездной платы. Если посмотреть на относительный рост количества операций и вырученных денежных средств, то мы наблюдаем возрастающую прямую – с момента внедрения рост составляет 20–30% в месяц, что в том числе является следствием повышения качества сервиса. Клиент, который знает, что автомат работает и гарантированно продаст ему билет, с большим удовольствием вернется к нему снова.


Несмотря на то, что для жителей Москвы характерна большая инертность (многим важно живое общение, поэтому они до сих пор приходят к киоскам), уровень использования устройств показывает, что люди все чаще применяют автоматическую технику.

В дальнейшем мы планируем развивать инструменты, которые будут обеспечивать наши внутренние нужды, связанные с учетом носителей материальных ценностей, повышением показателей отказоустойчивости и т.д. Однако главное, что хотелось бы получить в процессе развития, – инструменты прогнозирования. Система за время своего существования накопила определенное количество статистической информации, на основе которой уже может производиться анализ факторов с целью предиктивной (прогнозной) реакции на работу устройства, выполнение его ремонта либо обслуживания и др.

Илья Князев

Как и зачем появляются платформы Интернета вещей?

Начиная деятельность с разработки и поставки устройств самообслуживания, мы пришли к тому, что задачи клиентов расширились и, помимо самого оборудования, им нужно предоставлять и программные средства. Так появилась первая версия программного обеспечения, которая на данный момент работает и в метрополитене. В дальнейшем была разработана серверная часть, которая уже решала задачи управления парком устройств. Сегодня мы выходим за рамки отраслевой специфики и развиваем платформу как кросс-отраслевую. Ее можно уверенно назвать платформой Интернета вещей, где мы всегда имеем дело с четырьмя основными сущностями:

  1. Конечные устройства. В проекте Моргортранса это разнородные приборы, узлы, датчики, механизмы, которые агрегатированы в автоматы, разбросаны географически по всей Москве и требуют соответственного удаленного контроля, мониторинга и управления. Их много, они предоставлены разными поставщиками, и здесь важны единый подход и унификация работы с ними.
  2. Различие каналов данных. Самыми распространенными являются 3G/4G-сети, но за пределами города сотовая связь не покрывает определенные зоны, и там приходиться иметь дело с системами радиосвязи, Wi-Fi и даже псевдо-онлайном, когда человек физически переносит флешку из одного устройства в другое. Платформа должна поддерживать все эти каналы.
  3. Обработка данных. Именно для этого платформы разрабатываются и существуют. Необходимо проанализировать информацию, составить необходимые отчеты, создать инструменты прогнозирования и управления, которые помогли бы компаниям принимать своевременные решения, относящиеся к работе оборудования и имеющемуся парку устройств. Это не только анализ накопленной в базах данных информации в SQL баз данных, но и потоковая аналитика, когда мы на лету собираем данные и сразу же пропускаем их через некие фильтры прогнозирования и принятия решений.
  4. Интеграция с внешними системами. У решения должен быть управленческий выход, иначе это "вещь в себе". В современном мире управленческий выход подразумевает действия не только людей, но и сопряженных информационных систем (ERP, MES, система поддержки сервисных процессов и т.д.).

Ключевые принципы развития

Основные принципы, на которых основан и продолжает развиваться наш продукт, сводятся к следующему:

  1. Ставка на универсальность. В любом кейсе есть своя специфика. Сторонние команды, в том числе со стороны заказчика, должны иметь возможность привносить свою экспертизу в систему, и мы как разработчики не должны зависеть от того набора оборудования или процессов, которые существуют в конкретном проекте. Мы выстраиваем единую логику, основываясь на поддержке архитектуры OPC UA. Технология международной Ассоциации OPC помогает решить проблему специфики конкретных устройств и сделать универсальную инфраструктуру. В таком контексте решение развивается как Platform as a Service.
  2. Наличие API и подробной документации разработчика (SDK). Мы полностью открыты и готовы предоставлять документацию, а сторонние разработчики уже создают новые продукты – со своими интерфейсами, логикой, математикой и т.д.
  3. Выбор лучшего решения для каждого отдельного элемента системы (например, AMQP, MSRS). Перед нами не стоит задача разрабатывать все самостоятельно – есть возможность использовать оптимальное промышленное решение. Например, для отчетности мы задействуем отличный инструмент Microsoft Reporting Services.
  4. Шлюзы для интеграции с внешними системами. Платформа не может существовать сама по себе, это всегда какая-то ступень в общем цикле управления предприятием, и шлюз – одна из важнейших ее частей.
  5. Независимость от каналов связи.
  6. Прогнозная аналитика. На рынке отсутствуют коробочные решения для построения прогнозной аналитики, поэтому мы ориентируемся на подход Case by Case.

Секретные "ингредиенты" успешного проекта

Наивно полагать, что платформа Интернета вещей – это некая коробка, которую можно подключить, и она заработает. Это проект, которому необходимы:

  1. хорошее, проверенное, отработанное вендорское решение;
  2. экспертиза самого вендора, который может "заточить" свой продукт под нужды заказчика;
  3. желание и привнесение своей экспертизы самим заказчиком проекта.

В проекте Моргортранса все эти "звезды" сошлись, включая конструктивную, слаженную работу – нашу как поставщика решения и всей команды Мосгортранса. Именно поэтому мы говорим о нем как об успешном и готовы его дальше развивать.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2018
Посещений: 3439

  Автор

Кирилл Кисляков

Кирилл Кисляков

Директор Службы доходов и контроля ГУП "Мосгортранс"

Всего статей:  1

  Автор

Илья Князев

Илья Князев

Генеральный директор компании "Передовые системы самообслуживания"

Всего статей:  1

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций