Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Стоимость, качество и удобство: критерии оценки технических средств безопасности. При поддержке 20-го Международного форума "Технологии безопасности 2015"

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Стоимость, качество и удобство: критерии оценки технических средств безопасностиПри поддержке 20-го Международного форума "Технологии безопасности 2015"

Наибольший интерес для всех потребителей систем безопасности в гражданской авиации представляет инновационность технических средств с точки зрения стоимости, качества досмотра и удобства для пассажира. Если создается продукт, отвечающий всем или хотя бы одному из перечисленных требований, он вызывает отклик не только со стороны конкретных потребителей данной продукции, но и всего мирового сообщества в целом. Так считает Владимир Борисович Черток, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Владимир Черток
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

– Какие направления деятельности Ространснадзора в области защиты граждан и объектов от чрезвычайных ситуаций наиболее актуальны в 2014 г.? Какова повестка дня 2015?
– Актуальной проблемой в 2014 г. является повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности. Сюда входит и оснащение службы, и появление новых нормативных документов, и подготовка инспекторского состава. Деятельность Ространснадзора направлена в первую очередь на принятие необходимых мер, предотвращающих акты незаконного вмешательства и их возможные негативные последствия. Наша задача – контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров в сфере обеспечения безопасности на всех видах транспорта.

Основным движущим нормативным положением следует считать Федеральный закон № 15 "О транспортной безопасности", вышедший в феврале и внесший изменения в целый ряд законодательных актов. Коснулся он и деятельности Ространснадзора. В первую очередь, речь идет о введении в процесс проверок так называемых тест-предметов и тест-объектов, с помощью которых проводится контроль эффективности систем безопасности. Кроме того, законодательство ужесточило санкции к нарушителям требований транспортной безопасности. Конечно, одним из важнейших направлений является международное сотрудничество Ространснадзора с другими ведомствами и международными организациями с целью обмена опытом.

Одним из наиболее ожидаемых изменений является переход с 1 января 2015 г. на так называемый непрерывный мониторинг безопасности в сфере воздушного транспорта. Согласно статистике, все происшествия происходят в межпроверочный период, когда меры безопасности перестают осуществляться в полной мере. Непрерывный мониторинг позволит предотвратить подобные негативные последствия для предприятий гражданской авиации.

– Какие новые вызовы и задачи в области обеспечения безопасности возникают в преддверии Чемпионата мира 2016 по хоккею и Чемпионата мира 2018 по футболу?
– Учитывая, что эти события имеют мировое значение, задачи по безопасности коснутся всех, включая федеральные органы исполнительной власти, муниципальные и региональные власти, предприятия и организации. У нас есть опыт проведения Олимпийских игр 2014 в Сочи и Универсиады 2013 в Казани, поэтому механизмы и технологии обеспечения безопасности уже отработаны. Столь масштабные международные мероприятия отличаются определенной спецификой. Так, например, уже введена система передачи данных о пассажирах при международных перелетах. В районах расположения гостей и участников чемпионатов по хоккею и по футболу потребуется ужесточение мер безопасности. Необходимо защитить все объекты, на которых будут люди, в том числе – на транспорте.

Что касается задач модернизации и переоснащения технических средств, то в первую очередь изменения коснутся упрощения формальностей при передвижении пассажиров. Технические средства должны позволять пропускать большое количество людей в ограниченное время, что требует применения самого современного оборудования и новейших технологий.

– Каково ваше видение развития транспортной безопасности в России?
– Обеспечение безопасности выстроено в соответствии со стратегией развития транспорта, в рамках которой предусмотрен специальный раздел "Обеспечение устойчивости и безопасности транспортного комплекса". Кроме того, Правительством РФ планируется принятие второй части Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте на период с 2014 по 2019 гг. Программа предусматривает целый спектр мероприятий: изменения в законодательстве, разработка новых технических средств досмотра, подготовка персонала и прочие задачи. Программа носит межведомственный характер, в ее реализации задействованы практически все федеральные органы и предприятия федерального, регионального и муниципального уровней. Это довольно стройная система повышения безопасности населения на транспорте, она повлечет за собой усовершенствование и других направлений.

– Транспортная безопасность предполагает использование передовых технических средств. Какие современные технологии вы считаете наиболее перспективными?
– Нужно исходить из того, что больше всего мешает пассажиру на досмотре, что снижает темп прохождения данной процедуры. С недавнего времени авиапассажирам можно не снимать обувь на тонкой подошве и неширокие ремни в ходе предполетного досмотра. Подобные упрощения вызваны появлением новых, более эффективных технических средств досмотра.

Пассажиров также волнует проблема провоза жидкостей, аэрозолей и гелей объемом более 100 мл (парфюмерия, лекарства и пр.). Сколько можно взять, сколько нельзя, как упаковать - эти вопросы напрягают людей. Изменения по провозу жидкостей произойдут, как только в аэропортах появится оборудование, способное проверять жидкость на безопасность, не вскрывая флаконы и бутылки.

Еще одна сложность при досмотре - требование снимать верхнюю одежду. В скором будущем можно будет забыть об этом. Уже появились технологии, позволяющие быстро и безопасно проводить сканирование людей в верхней одежде.

Мы движемся в направлении создания нового оборудования, позволяющего не задерживать пассажиров. Идея в том, чтобы человек не видел технические средства досмотра, сканирующие его на пути к самолету. Однако в случае обнаружения запрещенных к перевозке предметов и опасных веществ пассажира отведут в сторону для дополнительного досмотра, остальные люди спокойно пройдут дальше.

- Вы выступаете руководителем секции, посвященной передовым технологиям и методам обеспечения транспортной безопасности, в рамках 14-й Международной конференции "Терроризм и безопасность на транспорте" на ТБ Форуме 2015. Какие темы считаете актуальными для обсуждения? Кому вы рекомендуете участвовать в выставке?
- Интересуют обсуждение и применение технических решений, связанных с контрольно-надзорными функциями. Требованиями предусмотрено создание важных объектов транспортной инфраструктуры - центров мониторинга безопасности, в которые стекаются все данные о состоянии безопасности на объекте (аэропорта, морского порта, автовокзала, ж/д вокзала). Это данные систем видеонаблюдения, а также контроля и управления доступом персонала на территории контролируемой зоны.

Идеология комплекса заключается в том, чтобы люди видели, что все меры безопасности выполняются надлежащим образом. Речь идет об автоматизированных системах, способных самостоятельно обнаружить нарушение. Например, зафиксирован длительный дефект в системе периметрового ограждения, тогда система автоматически информирует надзорный орган - местный или центральный, - а дежурный или инспектор анализирует нарушение и решает, нужно ли принять какие-нибудь меры.

Подобный дистанционный контроль ситуации позволяет уменьшать финансовые и временные затраты на командировки. Инспектор выезжает для проверки только в случае серьезных отклонений.

- Какие технические решения вы хотели бы видеть в экспозиции 20-го Международного форума "Технологии безопасности"?
- Хотелось бы увидеть весь спектр технологий и оборудования в области транспортной безопасности. И наибольший интерес представляют инновационные продукты. Внедрение любых инновационных решений может потребовать корректировки законодательства. Поэтому самое ценное - изучить реальные инновации, которые позволили бы упростить жизнь пассажирам, экипажу и персоналу (ведь персонал точно так же проходит досмотр, вплоть до нескольких раз в сутки).

К сожалению, проблемы возникают там, где мы думаем, что все решено. Технологии, оборудование, подходы к решению вопросов - вот что хотелось бы увидеть на выставке. Для нас, конечно, важны отечественные разработки, но хотелось бы видеть и большее количество зарубежных компаний. Перспективной считаю кооперацию российских и мировых производителей. С одной стороны, это позволяет нам контролировать качество изделий, с другой – решать национальную задачу по развитию научно-технического потенциала.

Наибольший интерес для всех потребителей систем безопасности представляет инновационность технических средств с точки зрения стоимости, качества досмотра и удобства для пассажира. Если создается продукт, отвечающий всем или хотя бы одному из перечисленных требований, он вызывает отклик не только со стороны конкретных потребителей данной продукции, но и всего мирового сообщества.

В октябре 2014 г. проходит специальный симпозиум на площадке Международной организации гражданской авиации в Монреале по инновационным продуктам в авиационной безопасности. Отечественные и зарубежные организации стараются продвигать этот процесс, так как понимают необходимость решения одновременно двух задач: повышения безопасности пассажиров и упрощения процедуры досмотра. На первый взгляд, эти задачи противоречат друг другу, но талантливые специалисты все-таки находят технические и организационные решения для качественного досмотра и максимального удобства пассажиров. Создаются новые средства, позволяющие с помощью сканирования контролировать человека в движении. Нужно идти дальше, не останавливаясь на достигнутом, и тогда разрабатываемые продукты будут востребованы теми, кто хочет летать безопасно, надежно и удобно.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #4, 2014
Посещений: 6450

  Автор

Черток В. Б.

Черток В. Б.

Заместитель руководителя
Федерального агентства
воздушного транспорта (Росавиация)

Всего статей:  5

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций