Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Транспортная безопасность в аэропорту Внуково: планы, системы, законы

Транспортная безопасность в аэропорту Внуково: планы, системы, законы

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Транспортная безопасность в аэропорту Внуково:планы, системы, законы

Московский аэропорт Внуково в последние два года активно наращивает пассажиропоток. В 2017 г. были обслужены 18 млн 139 тыс. человек (рост на 30,1% по сравнению с 2016 г.), а в 2018 г. рекордное количество – 21 млн 478 тыс. (рост на 18,4% по сравнению с 2017 г.). Здесь выполняются авиационные перевозки высших должностных лиц страны, прием и вылет воздушных судов глав иностранных государств и правительств, прибывающих в Россию. Корпоративная политика аэропорта по обеспечению качественного обслуживания формируется с неукоснительным соблюдением требований по транспортной безопасности и антитеррористической защищенности
Андрей Муравьёв
Заместитель генерального директора по безопасности АО "Международный аэропорт "Внуково"

Оператором аэропорта Внуково, организующим и отвечающим за его антитеррористическую защищенность, является субъект транспортной инфраструктуры АО "Международный аэропорт "Внуково", которое в июне 2018 г. получило свидетельство об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности. Данное подразделение вошло в состав Дирекции по транспортной и авиационной безопасности. Продолжается обучение и аттестация сотрудников.

План совершенствования системы безопасности

В целях развития системы безопасности принято решение о разработке комплексного Плана совершенствования системы безопасности аэропорта Внуково.

Практическая реализация мероприятий указанного Плана позволит в значительной мере снизить негативное влияние человеческого фактора, повысить качество, объем, достоверность и своевременность получения информации с инженерно-технических средств обеспечения безопасности. Это даст возможность раннего обнаружения и идентификации угрозы, оперативного оповещения ответственных лиц и немедленных необходимых действий по реагированию, а также позволит уменьшить время с момента обнаружения угрозы до ее ликвидации. Ряд фирм-разработчиков нам уже предложили рассмотреть свои варианты.

Совместная работа с органами исполнительной власти

Возможно решение задачи информационного обеспечения деятельности уполномоченных органов исполнительной власти (ФСБ России, МВД России, Ространснадзора) в режиме реального времени с технических средств безопасности объектов транспортной инфраструктуры аэропорта.


Данная задача поставлена распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. № 1905 "О внесении изменений в Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте", которое предписывает оснастить аэропорты системой сбора результатов технического мониторинга и контроля (СС ТМК). В части, касающейся создания рабочих мест, в аэропорту Внуково она решена: оборудовано по два рабочих места для уполномоченных подразделений ФСБ России и МВД России, одно для Ространснадзора. Передача информации в уполномоченное подразделение Ространснадзора (УГАН НОТБ ЦФО ФСНТ г. Люберцы) может быть организована после принятия решения на уровне Минтранса России по порядку сохранения ее конфиденциальности и выделения потребных денежных средств.

Получение информации со всех объектов

В рамках выполнения вышеуказанного плана отдел управления обеспечением транспортной и авиационной безопасности аэропорта будет отвечать своему предназначению полностью, получать информацию со всех объектов транспортной инфраструктуры АО "Международный аэропорт "Внуково", включая терминалы Б, Д и почтово-грузовой терминал Внуково-Карго. Планируется прием информации с систем видеонаблюдения паркингов.

На территории аэропорта находятся еще три субъекта транспортной инфраструктуры (ФГБУ "СЛО "Россия", АО "Центр Бизнес-Авиация", АО ПО "Космос"), имеющие каждый свою зону ответственности. Аэропорт и от них будет получать информацию в части, касающейся вопросов безопасности.

Внедрение технических средств

Планом совершенствования системы безопасности предусматривается поэтапная замена различных технических средств досмотра, охраны, контроля и управления доступом, видеонаблюдения. Новые технические средства будут закупаться только при наличии сертификатов соответствия согласно Требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правилам обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969.

В 2018 г. пункты досмотра пассажиров зоны международных воздушных линий оснащены в соответствии с требованиями ИКАО рентгенотелевизионными 2-проекционными интроскопами. Начато оснащение КПП системой биометрической идентификации, основанной на свойстве сравнения рисунка капиллярных кровеносных сосудов ладоней сотрудников, следующих в технологический или перевозочный секторы, с имеющимися данными в электронной базе бюро пропусков.

Планируется установка на входах в терминалы, на КПП стационарных радиационных мониторов российского производства для обнаружения радиоактивных веществ и материалов. Одновременно, по согласованию с МВД России, предполагается размещение на входах видеокамер с функцией идентификации входящих людей с использованием базы данных разыскиваемых лиц ПТК "Розыск-Магистраль".

С целью исключения несанкционированного доступа по телетрапам в технологический сектор из перевозочного сектора на 2019 г. включены работы по оборудованию автоматизированного рабочего места в отделе управления обеспечением транспортной и авиационной безопасности (не менее 4–5 мониторов) с выводом информации с видеокамер и датчиков контроля открытия дверей.

Тарифы и сборы за обеспечение авиационной безопасности

Хотелось бы в очередной раз остановиться на крайне медленно проводимой работе по гармонизации законодательства в области обеспечения авиационной и транспортной безопасности. Приведу несколько примеров.

В связи с введением понятия "транспортная безопасность" не уточнены Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (утверждены приказом Минтранса России от 17 июля 2012 г. № 241). В сбор за обеспечение авиационной безопасности как вида предоставляемой услуги входит охрана контролируемой территории аэропорта (технологический и перевозочный секторы зоны транспортной безопасности). В то же время зона транспортной безопасности больше за счет сектора свободного доступа, где также находятся пассажиры под охраной сотрудников подразделения транспортной безопасности аэропорта. Допуск в данный сектор осуществляется с обязательным проведением досмотра, а также дополнительного досмотра и повторного досмотра с применением технических средств.


Авиакомпании как субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) во исполнение пп. 3 п. 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 886, в планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств без согласования и заключения договоров с аэропортом вносят положение, что для защиты транспортных средств привлекается аккредитованное подразделение транспортной безопасности аэропорта. Свои аккредитованные подразделения авиакомпании не формируют. Аэропорт фактически предоставляет дополнительную неучтенную услугу перевозчикам по исполнению обязанностей, возложенных на авиакомпании.

Всю нагрузку возрастающих требований по транспортной безопасности (в том числе сертификацию оборудования, совершенствование систем досмотра, охраны периметра, видеонаблюдения и т.п.) аэропорты взяли на себя.

С учетом вышеуказанного стоимостная основа ставки сбора за авиационную безопасность должна быть увеличена, и, вероятно, он может быть назван сбором за обеспечение транспортной и авиационной безопасности.

Вопрос единых программ обучения

Возвращаясь к ранее поднятым проблемам, можно констатировать, что решение о единых программах обучения транспортной и авиационной безопасности не принято, а это расходится с положениями Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности". Согласно ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности. Законодательство требует всех сотрудников САБ включить в силы обеспечения транспортной безопасности после их обучения и аттестации. Действующие программы обучения по авиационной и транспортной безопасности идентичны. Считаем, что целесообразно разработать единые программы обучения авиационной и транспортной безопасности согласно классификатору должностей, с учетом требований ИКАО по количеству часов и срокам переподготовки, и выдавать один сертификат вместо двух. Это уменьшит отрыв персонала от непосредственного исполнения обязанностей, снизит нагрузку на учебные центры, позволит упростить процесс контроля за сроками действия сертификатов и даст определенную экономию средств авиационным предприятиям.

Суммарно разовое обучение АБ и ТБ одного сотрудника в зависимости от должности составляет от 60 до 95 тыс. рублей без учета повторения КПК по авиационной безопасности через 2–3 года и транспортной безопасности (аттестация) через 3–5 лет.

Обучение транспортной безопасности и авиационной безопасности по одной программе, разработанной на основании более жестких требований по авиационной безопасности, позволит экономить аэропорту Внуково не менее 1/3 расходуемых в настоящее время на обучение денежных средств. Приказ ФАС России от 16 октября 1998 г. № 310, устанавливающий порядок профессиональной подготовки по авиационной безопасности персонала гражданской авиации, устарел, но мы продолжаем им руководствоваться.

Нужны инициативные действия

В целях повышения эффективности работы по национальной и международной стандартизации в транспортном комплексе и в области транспортной безопасности Министерству транспорта Российской Федерации предлагается выйти в Технический комитет по стандартизации "Безопасность транспорта" (создан приказом Росстандарта от 30 июля 2015 г. № 891) с инициативой о разработке технического регламента по транспортной безопасности.

Транспортная безопасность должна регулироваться стандартами и сводом правил, разработанными на основании соответствующего технического регламента. Может, тогда для авиационной отрасли будет узаконено единое общее понятие, включающее в себя авиационную и транспортную безопасность.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2019
Посещений: 186


  Автор
Андрей Муравьёв

Андрей Муравьёв

Заместитель генерального директора по безопасности АО "Международный аэропорт "Внуково"

Всего статей:  1

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций