В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В 2016 г. произошел ряд изменений в нормативно-правовом регулировании транспортной безопасности, которые являются значимыми для предприятий транспортной отрасли России.
В проекте поправок в ФЗ-16 "О транспортной безопасности" предлагается отменить категорирование, оценку уязвимости и разработку планов транспортной безопасности для транспортных средств. Не секрет, что в нашей стране десятки террористических актов произошли в автобусах, поездах дальнего следования, пригородных электричках, троллейбусах и т.д. Вероятность таких событий для транспортных средств, эксплуатирующихся в Магаданской области и на Кавказских Минеральных Водах, очевидно различна. Соответственно и подход к транспортной безопасности этих транспортных средств должен быть различен. Полагаю, что категорирование и оценка уязвимости транспортных средств должны сохраниться, но их проведение должно быть значительно упрощено.
Сомнение вызывает тот факт, что персонал специализированной организации в области обеспечения транспортной безопасности, непосредственно осуществляющий оценку уязвимости, приравнивается к силам обеспечения транспортной безопасности. Кроме того, мне до сих пор не ясно: как специализированные организации, не имеющие лицензии на работу с материалами, составляющими государственную тайну, могут изучать способы реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства, где они смогут получать реальные сведения о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действиях потенциальных нарушителей, преследуемых ими целях.
На мой взгляд, построение модели нарушителя можно отдать одной специализированной организации, которая станет ее строить во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, обладающими соответствующей информацией.
Теперь субъекты транспортной инфраструктуры будут не вправе возлагать обязанности лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на транспортном средстве, на членов экипажа автомобильных транспортных средств и железнодорожного транспорта, осуществляющего перевозку пассажиров в пригородном сообщении или грузов повышенной опасности. В этом видно рациональное зерно: водитель автобуса реально не может одновременно управлять транспортным средством и отвечать за транспортную безопасность.
По аналогии с паспортами антитеррористической защищенности появляются паспорта обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств. Это тоже рациональное действие. Главная отличительная особенность паспорта состоит в том, что в одном документе собраны сведения о самом объекте и о мерах по обеспечению его безопасности.
Проведена гармонизация авиационной безопасности эксплуатанта, предусмотренная международными стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, с транспортной безопасностью. Это положительный факт.
То есть мероприятия направлены на поиск не запрещенных предметов, а похожих на них. Полагаю, что здесь уместно эту похожесть исключить.
А в следующем пункте схожесть нужна, только я поставил бы ее после реальных объектов.
Уменьшено число сотрудников транспортной безопасности, которым разрешено пользоваться огнестрельным оружием. На мой взгляд, это тоже положительный фактор. Конкретизированы специальные средства для сил транспортной безопасности, определено место ведомственной охраны и применение служебных собак.
Четко определены сроки сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Правительство РФ подготовило постановление № 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" от 26 сентября 2016 г. Срок вступления постановления в силу – 2019 год.
Этот документ ждали все: и производители, и транспортники, и поставщики. Главное достоинство сертификации заключается в том, что недобросовестный поставщик будет вынужден покинуть рынок. Транспортники смогут выбирать из качественного отечественного оборудования.
Почему отлагательный срок вступления в силу? Чтобы начать работы по сертификации в соответствии с постановлением, необходимо подготовить и утвердить методики сертификационных испытаний. На основании методик оснастить и аккредитовать испытательные лаборатории. Укомплектовать лаборатории необходимым количеством грамотных экспертов. Все это требует соответствующих временных затрат.
Почему я так расставил акценты?
Во-первых, безопасность никоим образом не относится к окупаемым системам – это чисто затратная часть любого бюджета.
Во-вторых, если мы хотим поднять нашу безопасность, надо найти средства. Чтобы найти средства, необходимо увеличить прибыль. Чтобы увеличить прибыль, следует повышать производительность предприятия, объемы перевозок.
Объемы пассажирских перевозок и их прибыльность напрямую зависят от комфорта пассажира.
И, конечно же, издержки и потери. От них следует максимально избавляться.
Роль технических средств безопасности в обеспечении транспортной безопасности, прежде всего, сдерживающая. Не все хотят быть узнанными на видеокадрах противоправных действий, не любой гражданин может преодолеть систему доступа и т.д.
И предупреждение об опасности.
Я не стал бы говорить о том, что роль со временем как-то поменялась. Просто сегодня есть возможность интегрировать их в более сложные системы.
Перспектива за интегрированными интеллектуальными системами, способными не только подсказывать человеку, но и принимать определенные решения. В ряде аспектов безопасности целесообразно исключить пресловутый человеческий фактор.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2017
Посещений: 5852
Автор
| |||
В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций